Автор: Семченкова Татьяна Леонидовна, учитель физики
МБОУ СОШ №34 г.Смоленска.
Класс: 8 класс
Тема: «Тепловые явления».
Тема урока: Обобщающе-повторительный урок с элементами контроля знаний учащихся по теме: «Изменение агрегатного состояния вещества».
Цели урока:
обобщить основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения плавления тел, испарения жидкостей, охлаждения жидкостей при испарении, изменения агрегатного состояния вещества;
проверить умение чертить и читать графики зависимости температуры тела от времени при плавлении и кипении, охлаждении и конденсации;
проверить умения учащихся объяснять явления природы, связанные с изменением агрегатного состояния вещества, и построения графиков этих явлений;
воспитывать познавательный интерес к предмету;
формировать ответственность за порученное дело настойчивость в достижении намеченной цели, активную жизненную позицию.
Оборудование: ноутбук, проектор, слайд-шоу «Явления природы», задачи с текстовой информацией, графические задачи.
Форма работы: учащиеся работают по вариантам.
Содержание урока.
1 этап. Учитель произносит слова А.С.Пушкина «Мороз и солнце; день чудесный!» и предлагает учащимся изобразить графически процессы изменения агрегатного состояния вещества.
Учащиеся изображают графические процессы, объясняя какие фазовые переходы они нарисовали.
2 этап. Учитель раздает карточки-задания (работа по вариантам).
Графические задачи.
Вариант№1.
На каком из графиков зависимости температуры от времени можно найти участок соответствующий кипению скипидара? Температура кипения скипидара при нормальном атмосферном давлении равна 161 градус Цельсия.
Вариант№2.
На рисунке изображен график изменения температуры нафталина с течением времени. На какой минуте нафталин начнет плавиться?
3 этап. Сказочные тексты.
Читается «Сказочный текст». Учащиеся отвечают устно на поставленный вопрос к тексту.
Сказочные тексты.
Норвежская сказка (Кари - Замарашка). «Ну вот наконец добрались они до золотого леса. Он был такой золотой, что золото капало с него золотыми каплями. И деревья, и ветки, и цветы-все, все было из чистого золота».
Вопрос: При какой минимальной температуре золото может капать «золотыми каплями»?
Вариант№1
Снежная королева (сказка Х.К.Андерсена). «Герда начала читать Отче наш; было так холодно, что дыхание девочки сейчас же превращалось в густой туман».
Вопрос: Объясните это явление с точки зрения взаимного превращения жидкостей и газов.
Вариант№2
Пастушок - малый росток (Итальянская сказка). «Сидел там на берегу человек и собирал в мешочек вечерний туман. Пастушок и у него спросил про прекрасную принцессу. Незнакомец тоже ничего о ней не знал, но подарил юноше пригоршню густого тумана».
Вопрос: Как образуется вечерний туман?
Ситуация: В котельной перестали топить. Вода в отопительной батарее, стоящей в холодном коридоре, замерзла. Слесарь паяльной лампой отогрел батарею, и из нее потекла вода. Когда лопнула батарея: при замерзании воды или нагревании ее лампой. Ответ поясните.
4этап. Учащиеся работают со «Сказочными» текстами по вариантам.
5 этап. Слайд-шоу «Явления природы». Учащиеся выбирают самостоятельно понравившиеся явления природы (связанные с изменением агрегатного состояния вещества) и отражают эти явления в графиках.
6 этап. Домашнее задание: по данным графикам описать явление природы или подобрать «сказочный текст».
Например: «Была у Зайца избушка лубяная, а у Лисы – ледяная. Пришла весна, у Лисы избушка растаяла…»
7 этап. Рефлексия.
В конце занятия учитель предлагает учащимся выбрать портфель любого цвета:
Оранжевый – было интересно.
Желтый – интересно, но сложно.
Персиковый – не интересно.
|