Регулярные реформы в образовании характеризуются значительным интересом к личности школьника. Следствием таких трансформаций в нашем образовании является переход от процесса образования к образовательному процессу, в котором школьник учится самостоятельно выстраивать свой персональный образовательный маршрут. Проблема этого перехода заключается в сложности оценивания учебной деятельности, так как простой оценочной формы проверки знаний становится недостаточно.
Любая система оценки какой-либо деятельности, продуцируя заложенный в ней педагогический потенциал, предназначена, конечно же для проверки и оценки учебных достижений учащегося. А значит, система оценивания должна отвечать сложности стоящих перед ней задач, быть адекватной той учебной деятельности, итоги которой она должна оценить.
Совокупность норм для измерения учебных достижений современного школьника - это четко обозначенные требования к нему, представленные в такой форме, которая позволяет осуществить контроль соответствия объекта измерения требованиям стандарта образования. В качестве таких инструментов измерения целесообразно использовать смешанную оценочно-бонусную систему, которая хорошо зарекомендовала себя в нашем лицее на протяжении уже нескольких лет.
Бонусная система оценивания знаний позволяет каждому учащемуся самостоятельно оценить свои способности и возможности, то есть толкает его на добросовестную и качественную работу в течение всего периода обучения. Внедрение бонусной системы оценки знаний обеспечивает непрерывное стремление школьника набрать большее количество баллов, повышает его интерес к учебе, тем самым организует ритмичную работу в процессе учебы. Что не тренируется, то умирает. (Ж.Б. Ламарк)
В основу использования бонусной системы оценивания положены принципы:
- объективность, открытость и наглядность оценивания;
- индивидуальная траектория обучения;
- самообучение и самооценка познаний;
- усвоение учебного материала тематическими разделами.
На практике реализация такого процесса заключается в следующем: наряду с оценочной формой контроля знаний (проверочная работа, устный ответ, решение заданий у доски и т.д.), оцениваются практически все виды деятельности, но за каждый вид работы, за который нельзя поставить стандартную оценку, учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. Система баллов носит накопительный характер и имеет стартовый балл на период (любой ненулевой балл на усмотрение учителя).
В результате объем выполнения заданий и итоговые оценки для каждого учащегося зависят от его «собственной» суммы баллов и максимально возможной за весь период работы. Дополнительные баллы начисляются за больший объем заданий домашней работы, «особые» способы реализации алгоритмов, участие в конкурсах, научных конференциях, изготовление средств наглядности и прочее.
Безусловно, существует и система вычета баллов: нарушение трудовой дисциплины и техники безопасности, а также нарушение учащимся других четко регламентированных требований во время проведения учебного процесса, которые учителю никак не оценить стандартной оценкой.
В классный журнал мы выставляем оценки в пересчете по 5-балльной системе, причём, они показывают уровень достижений учащегося по предмету на текущий момент времени, то есть бонусная оценка является итогом всей предшествующей работы. Это позволяет школьнику регулярно контролировать свои успехи в обучении и при желании и возможности повысить свой накопительный бонусный балл ещё задолго до окончания четверти, полугодия, года. На основе накопленного опыта, период подсчета баллов рекомендуется брать в 1 месяц.
Такая система работы с учащимися дает учителю возможность развивать и воспитывать у школьника:
1. Аналитическое и критическое мышление;
2. Способности к коммуникациям;
3. Быть ответственным за результаты своей работы;
4. Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;
5. Целесообразное планирование личного времени;
6. Чувство самоуважения.
Таким образом, применение оценочно-бонусной системы контроля знаний учащихся приводит к повышению уровня образования и воспитания каждого ученика, класса, школы – а значит, и всего общества в целом.
Литература:
1. Шамова Т.И., Худин А.Н., Подчалимова Г.Н., Ильина И.В., Белова С.Н., Золотухин С.А., Благирева И.Я. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / Под ред. Т.И. Шамовой, Г.Н. Подчалимовой; - Курск: Курск. гос. ун-т, 2005. – 198 с.
2. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе /М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.
|