Сегодня: 27.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Информатика » Разное


Статья "Метод проектов как необходимое условие индивидуализации процесса обучения"

СКАЧАТЬ (14.5 Kb) 20.10.2012, 23:22
Целищева Елена Дмитриевна
учитель информатики, МБОУ Лицей №1 г. Березники
Метод проектов как необходимое условие индивидуализации процесса обучения

 

      Мечта учителя - это полное раскрытие возможностей и способностей каждого ученика, развитие его неповторимой индивидуальности. Какими качествами сегодня должен обладать выпускник? Это способность брать на себя ответственность в принятии решения, уметь оценивать и анализировать результаты своей работы, делать правильный выбор и на основе этого накапливать дополнительную информацию; осуществлять поиск необходимой информации, уметь ее обрабатывать, хранить и использовать. В связи с этим необходимо использовать формы индивидуальной работы в процессе обучения.

     Цель работы учителя – это создание условий для формирования у учащихся основ теоретического и логического мышления, развитие ключевых компетентностей в коммуникации, в информационном обеспечении и стремление научить ребёнка самостоятельно добывать новые знания и мыслить. Поэтому, как учитель, я ставлю перед собой следующие задачи:

·       развитие у учащихся информационно коммуникативных компетентностей средствами своего предмета, как в урочной, так и во внеурочной деятельности;

·       привлечение учащихся к активной научно-исследовательской деятельности;

·        удовлетворение интересов, склонностей и способностей учащихся.

     При реализации индивидуального обучения интересна такая технология как метод проектов.  

      По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. То всегда творческая деятельность[1].

     Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде. [2]

     Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Требования, предъявляемые к использованию метода проектов:

1)  наличие значимой проблемы (задачи), требующей интегрированного знания;

2)  практическая, теоретическая, познавательная значимость результатов;

3) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;

4)  структурирование содержательной части проекта;

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

• выдвижение гипотезы их решения;

• обсуждение методов исследования;

• обсуждение способов оформления конечных результатов (презентаций, творческих отчетов), сбор, систематизация и анализ полученных данных;

• подведение итогов, оформление результатов, их презентация: выводы, выдвижение новых проблем исследования. [3]

     Учителю не обязательно ставить перед учеником задачи, связанные с новыми (научными) открытиями. Основная задача состоит в том, чтобы развить личность учащегося, научить навыкам исследовательской работы, самостоятельному получению знаний.   

    В вариативную часть учебного плана лицея входит предмет «Технология выполнения учебно-исследовательской работы». В рамках данного курса учащиеся знакомятся с видами исследовательских работ, требованиями к оформлению работ, правилами работы с дополнительными источниками информации. На практике под руководством учителя учащиеся создают свои первые научно – исследовательские работы. В 9-х классах исследование носит реферативный характер по материалам информационных технологий и теории информации. В 10-х классах исследовательские работы реализуются в конкретные практические разработки программных продуктов. Причем используются компьютерные технологии как изучаемые в курсе преподавания предмета информатика, так и выходящие за рамки школьной программы. После того как исследовательская работа выполнена, учащиеся представляют их на лицейской научно- практической конференции. Получив положительные отзывы, ученик представляет свою работу на городских, краевых и региональных научно – практических конференциях.

     Я, как учитель, всегда стараюсь заинтересовать учащихся своим предметом. Тему исследовательской работы учащийся может выбрать сам из той области информатики, которая его интересует.  Но бывает и так, что учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы необходимо подготовить «банк проектов», провести разъяснительную работу о значимости того или иного проекта.

     В своей работе целесообразно использовать различные виды проектов:

1) Исследовательские проекты. Эти проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.  Например: «Плюсы и минусы сотовой связи», «Компьютерное пиратство», «Мошенничество в сети Интернет».

2) Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сайте, видеофильме и т.д.). Например: видеофильм «Наша группа», разработка рекламного баннера.

3)  Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Например: «Решение уравнений и неравенств в программе Match Cad», «Решение задачи оптимального планирования расчета стоимости рекламной компании общеобразовательного учреждения».  [1]

     Также при написании проектов необходимо уделять внимание и интегрированным исследовательским работам. Например: интеграция предметов «история» и «информатика». Проекты моих учеников: «История одного маршрута» (видеофильм), «Экскурсия по Березникам», «Раскрытие понятия «гражданское общество» в интернет сообществах».

     На последних этапах проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. Причем оцениваться должен не объем освоенной информации, а ее применение в деятельности для достижения поставленной цели. Таким образом, я считаю, что обычная пятибалльная система не очень подходит для оценивания проектов. Для оценивания проектов использую рейтинговую оценку. Учащиеся также принимают участие в оценивании проектов. Для этого перед защитой на каждого учащегося составляется индивидуальная карта. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета балла.

Суммирование выглядит следующим образом:

85-100 баллов - «5»

70 - 85 баллов - «4»

50 -70 баллов - «3»

     Примерные критерии оценивания:

1)    актуальность;

2)    качественный анализ состояния проблемы;

3)    владение автором специальным и научным аппаратом;

4)    сформулированность и аргументированность собственного мнения;

5)    практическая и теоретическая значимость исследования;

6)    четкость выводов и обобщений;

7)     грамотность оформления и защита результатов исследования.

      Исследовательская работа с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.

      При выполнении исследовательской работы учитель формирует у учащегося:   

 • Мыслевыдвижение идеи (мозговой штурм);

• Презентационные: (построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности);

• Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

• Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

 • Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск.

          К преимуществам индивидуальной формы обучения можно отнести: самостоятельное усвоение знаний учащимися; формирование необходимых умений и навыков; развитие самооценки учеников, познавательной самостоятельности, творческих способностей; обеспечивается повышение эффективности обучения, а также удовлетворение и развитие потребностей школьников в процессе обучения.

     Умение применять информационные технологии, умение собирать материал по теме, анализировать и обобщать дает возможность учащимся проявить себя, почувствовать свои силы, свой успех.



Категория: Разное | Добавил: celishheva
Просмотров: 1715 | Загрузок: 193 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
2 Инна (innaschool8)   (08.11.2013 19:55) [Материал]
рейтинговая сисетма очень заинтересовала в проектной деятельности

спасибо за информацию. использую ее в работе

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог