НОУ СОШ «Образовательный центр» ОАО «Газпром», город Москва Учитель информатики и ИКТ: Марченко Светлана Владимировна, Виноградов Илья Михайлович
Урок информатики и ИКТ для учащихся 5 класса по теме «Метод координат»
Класс: 5 Тема урока: «Метод координат».
Применение декартовой системы координат для определения координат точек.
Цель: обучающий аспект: - познакомиться с методом координат, как форма числового кодирования графической информации; - усвоить понятие: система координат; - освоить: основные приемы построения изображений в системе координат, определение координат построенного изображения;
развивающий: - развивать логическое мышление где и как расположены фигуры в системе координат, развивать внимание, усидчивость;
воспитывающий: - трудолюбие, аккуратность и терпение, ведение правильной записи координат, воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование: • Персональные компьютеры • Сенсорная доска • Доска обычная • Фигурка «Гарфилд» (знаменитый мультяшный персонаж) или любая игрушка (размер не более 10 см х 10 см х 10 см) или распечатать Приложение №6 (фото Гарфилда) • Клейкая прозрачная лента • Учебник 5 класс – автор Л. Босова (для ) • Приложение №1 (инструкция как копировать объекты) • Приложение №2 (задания) • Приложение №3 (заготовка для учащихся выполняющие дополнительные задания) • Приложение №4 (бланк оценивания учащихся) • Приложение №5 (объект «магазин», нужно 2 копии)
Этапы урока: Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности Этап усвоения новых знаний и способов действий. Этап первичной проверки понимания. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе
Граница знания - незнания
Учащиеся знают и умеют Учащиеся не знают Понятие информация и способы представления информации, на компьютере, умеют работать в Paint (минимальные знания), знают из математики, как откладываются точки на координатных лучах, у фигур существуют вершины. Декартову систему координат (ОХ и ОY), не знают, как записывать координаты точек и что такое координата точки Ход урока слайд №1 Ребята! А для начала напомните мне, вокруг нас много различной ... (ответ: информации) Информация, оказывается, бывает закодирована, например: слайд №2 материал с тремя цветами означает ... (ответ учащихся: флаг России) а ещё каждая полоска на триколоре имеет свой смысл: белый цвет — благородство и откровенность; синий цвет — верность, честность, безупречность и целомудрие; красный цвет — мужество, смелость, великодушие и любовь. слайд №3 при переходе через дорогу - нас информирует ... (ответ: зелёный или красный свет светофора, зебра) слайд №4 А теперь, что раскодировано? (ответ: продолжительность жизни животных) Учитель ещё раз проговаривает: «Итак Информация вокруг нас - и оказывается информация может быть закодирована! (Учитель говорит, как будто открыл что-то новое!) слайд №5 (ЧЕРНЫЙ КАДР), на доске показывается в центре Гарфилд, сверху один магазин и справа от Гарфилды второй - такой же магазин
Ребята, знаете, мне перед уроком звонил друг: он попал в затруднительное положение! Его пригласили сегодня на день рождения, но он совсем забыл про подарок, вы представляете?! У него очень мало времени, но совсем близко с домом есть два одинаковых, замечательных магазина игрушек. Давайте попробуем помочь ему выбрать: в какой же магазин ему побежать, чтобы он успел? Далее идёт опрос учащихся, цель поставлена, теперь слушаем предложения! Выслушав учащихся и согласившись с ответами, предложить свой способ. Слайд №6 Молодцы! Но мы с вами тут придумывали-придумывали, а оказывается, в середине 17 века, великий французский учёный Рене Декарт предложил прочертить две, пересекающихся только в одной точке луча на расстоянии от объекта. Как же нам применить идею Рене Декарта? Ребята! Вы мне помогли вспомнить, спасибо! Рене Декарт именно об этом и говорил в 17 веке! И ввёл такое понятие, как «Декартова система координат» Найдём координаты «Гарфилда»...? (Ответ: А(.. ; ..)) Итак - любая, в том числе и графическая, информация может быть закодирована с помощью чисел, а именно с помощью системы координат. Запишем в тетради тему "Метод координат”. слайд №7 Нарисуем две перпендикулярные оси, точку их пересечения обозначим через 0. горизонтальная ось – ОХ её по-научному называют ось абсцисс, вертикальная – ОY – ось ординат. Таким образом, мы получили прямоугольную систему координат. Место пересечения OX и OY называется началом координат, которое обозначают цифрой 0 («нуль»). Уже в тетради ставим точку А(4;2) и определяем координату ее с учащимися и записываем в тетрадь А(4;2) слайд №8 давайте теперь перейдём к закреплению изученного. Системы координат встречаются очень часто в нашей жизни: шахматы, морской бой Очень просто запомнить систему поиска точки: идём домой – поднимаемся на лифте. слайд №9. Давайте попробуем определить на координатной плоскости положение нескольких точек: 1 (2,3), 2 (2,9), 3 (8,9), 4 (8,3) Если последовательно соединить эти точки, то получится квадрат. О чудо! Цифры превратились в фигуру! Проверка полученных знаний. Раздать листочки с заданиями. Ребята, вам нужно закодировать этот рисунок. Будьте внимательны: задание не такое уж и простое! После того как выполнят задания можно обменяться сделанными заданиями и предложить ученикам побыть в роли учителя и проверить правильность выполнения с помощью бланков, приложение №4 Делаем выводы. На этом уроке мы узнали, что такое прямоугольная система координат. Научились определять положение точек в пространстве и выстраивать по ним фигуры. Другими словами, мы изменили форму представления информации с числовой на графическую, а значит, закодированную числовую информацию с помощью декартовой системы координат можно раскодировать и увидеть графические фигуры. Дополнительные задания. Творческое задание: на заранее распечатанном Приложение №3, нарисовать свой рисунок и определить координаты точек и как соединять. Домашнее задание. Повторить по тетради, тема «Метод координат».
|