Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Информатика » Уроки, конспекты


План-конспект урока по теме "Деловая графика. Построение диаграмм" 9 класс

СКАЧАТЬ (290.7 Kb) 29.08.2013, 22:16
Горбачёва Галина Анатольевна
учитель информатики и ИКТ, МБОУ Дятьковская СОШ №1
Тема урока: «Деловая графика. Построение диаграмм»

Цели урока:
общеобразовательные цели:
• познакомить учащихся с определением и основным назначением диаграммы;
• изучить основные этапы построения диаграммы;
• отработать умение учащихся использовать для построения диаграмм Мастер диаграмм, встроенный в табличный процессор Excel;
• познакомить с основными элементами диаграммы и указать на способы их форматирования;
• показать возможности диаграмм в процессе моделирования различных ситуаций.
воспитательные цели:
• формирование системного мышления;
• восприятие компьютера как инструмента информационной деятельности человека;
• формирование эмоционально-целостного отношения к миру и к себе;
• формирование мировоззренческой позиции при описании объективной действительности.
развивающие цели:
• формирование социальной направленности любой деятельности;
• освоение способов эффективного взаимодействия в процессе учебной коммуникации;
• активизировать познавательную деятельность учащихся.

Оснащение урока:
1. проектор;
2. интерактивная доска;
3. презентация к уроку;
4. опорный конспект к уроку;
5. заготовки таблиц к уроку.
Место урока - формирование представлений о диаграммах, основном назначении диаграмм, о возможностях диаграмм в процессе моделирования различных ситуаций.
Тип урока – урок получения и усвоения новых знаний, умений и навыков.
Структура урока
1. Организационная часть, которая включает в себя проверку явки учащихся на занятие, проверка внешнего вида, готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания (учащиеся сбрасывают выполненное практическое задание на Рабочий стол компьютера учителя).
3. Актуализация знаний (фронтальный опрос учащихся по изученному ранее материалу).
4. Теоретический материал урока.
5. Первичное осмысление и применение изученного материала.
6. Выполнение практической работы.
7. Подведение итогов урока.
Методы обучения:
1. объяснительно-иллюстративный;
2. личностно-ориентированный;
3. практический (самостоятельная работа учащихся);
4. видеометод (презентация);
5. метод опережающего обучения.
Виды контроля:
1. контроль учителя;
2. самоконтроль.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
1. фронтальные;
2. индивидуальные.
Межпредметная связь:
1. Русский язык (правильное написание и произношение научных терминов, использование толкового словаря в толковании научных терминов, применяемых на уроке).
2. Математика (повторение соотношений между единицами измерения массы).
3. История, Экономика (анализ экономической ситуации в стране, сравнение ситуации с великой мировой депрессией).
4. Биология (демографическая ситуация в стране, определение биоритмов человека, анализ суточного рациона питания взрослого человека).
Программное обеспечение:
ОС Windows XP, Microsoft Office Excel.

Ход урока.

I. Организационный момент (1 мин.)
II. Проверка домашнего задания.
Мы изучаем программу Excel. Урок начнём традиционно, с проверки домашнего задания.
(На перемене учащиеся сбрасывают решённое домашнее задание в папку «Домашнее задание», расположенную на Рабочем столе компьютера, подключённого к проектору).
Поднимите руки те, кто сбросил на Рабочий стол моего компьютера выполненное домашнее задание. Поднимите руки те, у кого есть вопросы по выполнению домашнего задания.
Сейчас я познакомлю вас с оценками за домашнее задание к прошлому уроку.

III. Актуализация знаний.
Повторим теоретический материал прошлых уроков.
Как известно, программа Microsoft Excel – одна из самых распространённых электронных таблиц.
- Что такое электронные таблицы?
(Электронные таблицы (или табличные процессоры) — это прикладные программы, предназначенные для проведения расчетов в табличной форме и построения диаграмм).
- Каково основное назначение электронных таблиц?
(Автоматическая обработка зависящих друг от друга данных, построение диаграмм и графиков по имеющимся данным).
- Как называется документ, созданный в среде электронной таблицы?
(Документ, созданный в среде электронной таблицы, называется рабочей книгой. Книга состоит из листов).
- Что такое ячейка?
( Ячейка – это минимальный объект рабочего листа).
- Какие основные информационные объекты можно вводить в ячейку электронной таблицы?
(В ячейку электронной таблицы можно вводить такие информационные объекты как числа, текст и формулы).
- С какого знака начинается запись формулы?
(Запись формулы начинается со знака «=»).
- Какие два основных типа ссылок на адреса ячеек используются в Excel?
( В Excel используются два основных типа ссылок на адреса ячеек: относительные и абсолютные).
- В чём их отличие?
( При копировании или автозаполнении формулы из активной ячейки относительные ссылки изменяются в зависимости от положения ячейки, а абсолютные ссылки не изменяются).
- Какие ещё ссылки используются в Excel?
( В Excel используются также и смешанные ссылки, когда меняется только один параметр: строка или столбец. Не меняется тот параметр, возле которого стоит знак $).
- Какие ссылки используются в Excel по умолчанию?
(По умолчанию в Excel используются относительные ссылки).

IV. Теоретический материал урока.
Мы продолжаем изучать программу Excel и тема нашего сегодняшнего урока Диаграммы.
(Используется презентация к уроку).
1 Слайд.
ДИАГРАММЫ
В толковом словаре Ожегова говорится

2 Слайд.
Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.
(по щелчку)
Основное назначение – наглядное представление числовой информации.

Диаграммы очень часто встречаются в различных рекламно-презентационных материалах и в деловой отчётности. Потому что основное назначение диаграмм – наглядное представление числовой информации. Ведь, как известно: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Сегодня на уроке я буду использовать высказывания Джина Желязны.
(информация взята с сайта http://www.publicant.ru/Demo/553035.htm.)
3 Слайд.
Фото и годы жизни Джина Желязны.
(по щелчку)
Книга Джина Желязны.
Джин Желязны – это директор по визуальным коммуникациям компании McKinsey. Он – автор книги «Говори на языке диаграмм», которая является бестселлером среди пособий по визуальным коммуникациям. В частности он говорит, что диаграммы следует использовать в том случае, когда чисел больше трёх и человеку уже трудно воспринимать числовую информацию на слух.
Программа Excel даёт нам возможность строить диаграммы. Давайте попробуем выработать алгоритм построения диаграммы с помощью программы Excel.
1. ОТКРОЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, РОЗДАННЫЕ ВАМ ТЕТРАДИ НА СТР.15 . ЗАДАНИЕ №7.1. (Ефимова О.В. «Microsoft Excel. Электронные таблицы. Тетрадь 2». «Интеллект-Центр», 2004 год.)
Какой первый шаг должен быть в построении диаграммы?
4 Слайд.
(по щелчку появляются этапы построения диаграммы)
ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИАГРАММЫ
1. Подготовить таблицу с необходимой числовой информацией.
2. Выделить таблицу со строкой заголовка.
3. Выбрать в меню Вставка команду Диаграмма.
4. Выполнить все шаги Мастера диаграмм.
Закрепление.
У вас есть ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ. Вы сейчас сядете с ним за компьютеры. На Рабочем столе каждого компьютера имеется папка «Построение диаграмм». В ней три заготовки с таблицами. Вам нужно будет построить 3 диаграммы на отдельных листах.
Постарайтесь выполнить работу быстро. Во время работы не забывайте о соблюдении техники безопасности при работе за компьютером.
Из диаграмм, которые мы с вами построили можно почерпнуть много информации. Но мы с вами строили диаграммы быстро, отрабатывали только шаги Мастера диаграмм. Поэтому, построенные нами диаграммы обладают одним существенным недостатком: они некрасивы. Вот как говорил об этом недостатке Джин Желязны в своей книге.
«Один мой коллега сказал однажды: «А что, это обязательно – всякие красивые диаграммы и графики рисовать. Убитое время!» Полагаю, что необязательно. Однако, я терпеть не могу, когда люди не могут позаботиться о конечном представлении их труда. Вроде того, что помылся, побрился, поел, попил кофе, вышел на улицу, и тут ему указали на то, что на ушах носки, на брюках три отпечатка от ботинок и вылитая бутылка кетчупа на сорочке. Непредусмотрительно, в общем». Первое правило, о котором пишет Желязны: « Используйте вашу основную идею в качестве заголовка диаграммы. Следуя этому совету, вы поможете читателю правильно понять вашу мысль и приобретёте уверенность в том, что он сконцентрирует своё внимание именно на том аспекте представленных данных, который особенно важен.»
Говоря о красоте диаграмм, Джин Желязны также подразумевал, что диаграмма не может жить без текста.

5 Слайд.
Треть объёма продаж приходится на книги.

Как же на диаграмме вывести текст? Для этого нужно обратить внимание на шаг 3 Мастера Диаграмм Подписи данных.
6 Слайд.


Рассматривая диаграмму детально, можно выделить следующие элементы диаграммы.
7 Слайд.
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ДИАГРАММЫ

Запишите себе в тетрадь основные элементы диаграммы: область диаграммы, заголовок, легенда. Каждый из этих элементов можно выделить щелчком левой кнопки мыши и, вызвав контекстное меню, осуществить форматирование выделенного элемента. И тогда диаграмма приобретёт красивый вид, в котором будет видна ваша индивидуальность.

8 Слайд.
Домашнее задание:
1) Теория: ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ.
2) Практика: ПО КАРТОЧКЕ.
3) Разобрать задание № 7.1 (Ефимова О.В. «Microsoft Excel. Электронные таблицы. Тетрадь 2». «Интеллект-Центр», 2004 год).

V. Выполнение практической работы.
В продолжении нашего урока я бы хотела обратить ваше внимание на то, что диаграммы являются важным средством при моделировании в Excel различных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим моделирование в Excel биоритмов человека.
Существует гипотеза, что жизнь человека подчиняется трём циклическим процессам, называемым биоритмами. Физический биоритм характеризует жизненные силы человека. Его период составляет 23 дня. Эмоциональный биоритм характеризует внутренний настрой человека, способность к эмоциональному восприятию окружающего. Его период составляет 28 дней. Интеллектуальный биоритм характеризует мыслительные способности человека. Его период составляет 33 дня. За точку отсчёта всех биоритмов берётся день рождения человека. Момент рождения человека очень труден, ведь все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс.
Осуществим моделирование биоритмов для конкретного человека (для себя) от даты отсчёта на месяц вперёд с целью анализа модели. Для этого используем формулы, выведенные учёными для определения каждого типа биоритма в конкретный день месяца.
9 Слайд.
Физическое состояние: sin (2π*(текущая дата - дата дня рождения)/23)
Эмоциональное состояние: sin (2π*(текущая дата - дата дня рождения)/28)
Интеллектуальное состояние: sin (2π*(текущая дата - дата дня рождения)/33)

Построим диаграмму биоритмов и ответим на вопрос:
- У кого сегодня, 17 декабря, хорошее эмоциональное состояние?
- У кого сегодня, 17 декабря, хорошее физическое состояние?
- У кого сегодня, 17 декабря, хорошее интеллектуальное состояние?
Технология работы:
- Запустить программу Excel.
- Заполнить таблицу в соответствии с образцом:

- Введите формулы в расчётные ячейки:
Ячейка Формула
А9 =$B$5
A10 =A9+1
B9 =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/23)
C9 =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/28)
D9 =SIN(2*ПИ()*(A9-$B$4)/33)
- Скопируйте формулы вниз (на 30 строчек).
- Постройте диаграмму, выбрав тип гистограмма.

VI. Подведение итогов урока.
Поднимите руки те, у кого сегодня хорошее интеллектуальное состояние. Сейчас мы сможем проверить, соответствует ли составленная нами компьютерная модель действительности. Проведём небольшое тестирование по вопросам, касающимся программы Excel. Вопросы взяты из вариантов прошлых лет ЕГЭ.
(Тест на 10 вопросов.)
Вопросы к классу.
С каким информационным объектом программы Excel мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с диаграммой).
Какой инструмент имеется в программе Excel для построения диаграмм?
(Для построения диаграмм в Excel используется Мастер диаграмм.)
Мы выяснили, что диаграммы нужны не только для наглядного представления числовой информации, но и помогают в моделировании различных ситуаций. Напомню вам, что диаграмма должна быть красивой и понятной. Как говорит в своей книге «Говори на языке диаграмм» Джин Желязны, в итоге диаграмма должна соответствовать следующим критериям:
1. Эстетика. (Не должно быть лишних деталей, надписей. Диаграмма должна быть компактной, но вместе с тем лёгкой и воздушной).
2. Немногоцветность. (По возможности не должно быть слишком много цветов).
3. Очевидность. (При первом взгляде на диаграмму не должно возникать никаких вопросов, информация должна считываться моментально.)
(В оставшееся время можно показать галерею красивых диаграмм или видеоролик о применении диаграмм в различных сферах человеческой деятельности.)

Весь текст материала находится в приложенном файле.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Gaann
Просмотров: 5226 | Загрузок: 556 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Очень обширный материал, автор представил всё, что необходимо для проведения интересного урока. Данный материал можно использовать если работаешь и по другому учебнику. Спасибо за представленный материал.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог