Воробьева Лариса Валериевна,
Алуштинская ОШ №2
учитель немецкого языка
Учим детей читать на иностранном языке
С каждым годом дети все раньше начинают изучать иностранный язык. За последнее время «студенты», изучающие языки, значительно помолодели. На данный момент существуют курсы иностранных языков для детей от шести месяцев. Скоро, наверное, и при родильных отделениях тоже откроют частные языковые школы для изучения английского или другого иностранного языка.
Я работаю с детьми от трех лет. Я знаю, как научить их говорить на языке – это процесс достаточно длительный и трудоемкий, и, для детей такого возраста, разбавлен большим количеством экстралингвистической информации. Но он дает свои результаты.
Критическим моментом в моей педагогической практике стало обучение детей чтению на английском языке и, как следствие, письму. Одна и та же буква в разной позиции в слове и при соседстве с другими буквами образует огромное количество звуков. Взрослому человеку не всегда можно объяснить, что такое гласные, согласные, открытый и закрытый слоги, долгие и краткие звуки, а что говорить о первоклассниках или младших детях? Транскрипцию я вообще отказываюсь комментировать. Мы должны помнить, что это дети, и они не в состоянии понять, осмыслить и, соответственно, запомнить все традиционные классические правила чтения.
Существуют различные варианты обучению чтения. А остановилась я на фонематическом, который, на мой взгляд, является наиболее логичным, понятным, объяснимым, и готовит ребенка к чтению любого из слов языка. Заключается этот метод не в изучении отдельных букв («эй», «би», «си»), а в изучении звуков, наиболее характерных для той или иной буквы. Изучение алфавита и названия букв - это последний этап, который на умение читать не оказывает никакого влияния. Дети изучают звуки в следующей последовательности: [s], [a], [t], [p], [i], и т.д. И уже начиная со второго звука, дети собирают их в слоги, затем - в короткие слова. И представьте себе радость ребенка, когда он из непонятных до этого момента знаков прочитал уже знакомое ему слово. Понимание собственных успехов и есть для ребенка наивысшей мотивацией.
Поэтому, наша задача при обучении чтению – подобрать такую последовательность звуков, чтобы как можно скорее их можно было собирать в настоящие слова. Ребенок чувствует результат и хочет продолжать. Простое изучение алфавита и названий каждой буквы оттягивает получение желаемого результата и, более того, усложняет весь процесс в несколько раз.
Я считала, что данный прием применим и актуален только для английского языка, ведь именно в английском языке особо капризный алфавит. В остальных языках можно смело учить алфавитную последовательность букв, а только затем начинать читать. Для проверки данной мысли был выбран немецкий язык.
Итак, начнем: «А» – Affe, Ananas, Banane. Отлично, проблем никаких. «А» – она, как говорится, и в Африке «А»- в любой позиции в слове буква «А» дает звук [a].
Идем дальше, B – Birne, Biene. Буква «В», звук [b]. Буква «С» - Cafe, Cello, Chaos, Chemie… и где же звук [tse]? Допустим, одна «С» такая неправильная, но это не повод учиться читать, предварительно не изучив алфавит. Учим: A, B, C, D, E, F, G, H, I, J. Всего 27 букв, мы выучили ровно 10 из них. А когда читать-то начнем? Скучно, неинтересно, количество непонятных знаков растет, зачем они нужны ребенок все еще не понимает, время идет.
Так давайте же, вместо того, чтобы не тратить впустую время на простое изучение алфавита, поможем нашим детям начать читать с первых уроков. Давайте покажем им, что иностранный язык – это увлекательно, интересно и несложно. Может быть, воспитывая в детях именно такое отношение к иностранному языку, мы, наконец-то, сможем добиться желаемых результатов.
Начнем мы традиционно с буквы «А». Перед нами рабочий лист с картинками Affe, Apfelsine, Ananas, Apfel. Задаем ребенку вопрос: что ты слышишь в начале всех этих слов? Повторяем еще раз: Affe, Apfelsine, Ananas, Apfel. Ребенок отвечает: А. Учитель: абсолютно верно, - и показывает ребенку как эта самая «А» графически изображается на письме. Тренируемся в ее написании.
Далее, рабочий лист №2 знакомит нас с буквой «В». Biene, Bär, Buch – по тому же принципу мы определяем, с какого звука начинаются все эти слова. Мы еще не можем собрать полноценное слово, но уже умеем читать следующие сочетания: ab, ba, aba, bab, abab.
Третяя буква «Е» - Elefant, Ente, Eltern. Определили, что это звук [e] и продолжаем тренироваться: ea, ae, be, bea, abe. Не забываем объяснять ребенку, что пока это только сочетания звуков, которые ничего не означают. И, не забываем параллельно тренироваться в написании отдельных букв и их комбинаций. При письме обязательно проговариваем все вслух.
Четвертая буква – N: Nase, Nelke, Nacht. Быстренько определяем, что мы слышим, и скорее собирать слова: en, ne, an, na, ANNA! Вот оно, наше первое слово – имя девочки Анна. Но на этом сюрпризы и радости не закончились. Продолжаем – ab, ba, ban, na, ne, BANANE! Мы уже умеем прочитать слово из шести букв, зная при этом только четыре. Мы работаем на результат, и, самое главное, ребенок его видит.
Вот такой принцип обучения чтению (и, вместе с ним, письму) на ранних этапах изучения иностранных языков я считаю эффективным. Алфавит мы выучим, но позже, и не с целью научиться читать и писать, ведь мы это уже умеем.
|