Основные аспекты реализации диалоговой технологии на занятиях Зянчурина Эмилия Расуловна Педагог дополнительного образования МАОУ ДОД Городской Дворец творчества детей и молодёжи №1 г.Набережные Челны Понятие «диалоговая технология» Термин «технология» (греч. – «мастерство», «наука») пришло в педагогику из производственной сферы и становится вполне правомерным, применительно к процессу обучения и воспитания в целом. Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. [5, 708] Педагогическая технология – это направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.[2] Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, следовательно, превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. [4] Таким образом, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.
Актуальность применения диалоговой технологии в обучении Ни для кого не секрет, что современная школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным видам письменного тестирования, отводит неоправданно мало времени на развитие устной речи своих воспитанников. Более того, активность учителя на уроке составляет 60-70 % учебного времени, что приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся. Большое количество времени дети проводят у экранов телевизоров и у компьютеров (это одна из отрицательных сторон технологизации жизни). Время на живое общение с окружающими сводится к минимуму. Отсюда такие проблемы как скованность, неуверенность в себе, косноязычие. На сегодняшний день проблема развития коммуникативных навыков становится актуальной для каждого из нас. И именно ее решение поможет преодолеть коммуникативный барьер и комплекс неполноценности и таким образом повысить познавательную активность.
Цели, задачи и предполагаемые результаты
Целью технологии является развитие у воспитанников коммуникативных навыков, формирование сотрудничества между сверстниками, развитие умений выстраивать взаимоотношения между воспитанниками как партнерами по деятельности. [ 3] В соответствии с выявленными у воспитанников проблемами в общении приоритетными становятся следующие задачи: 1. создать условия для развития у воспитанников коммуникативных навыков (учащиеся должны уметь поддерживать беседу, диалог; аргументировано отстаивать свою точку зрения; доступно последовательно строить речевое высказывание; выступать с докладами, задавать вопросы и отвечать на них); 2. способствовать воспитанию у детей чувства уверенности в себе, ответственности; 3. способствовать сплочению коллектива, раскрепощению каждого воспитанника, установлению доброжелательных и доверительных отношений между воспитанниками. Предполагаемые результаты: 1. Развитие коммуникативных навыков, сюда входит готовность ребенка - участвовать в работе на занятии -отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ -задавать вопросы, следя за содержанием работы над темой -рассказывать логично, последовательно -делать сообщения, доклады 2. Формирование коммуникативного сотрудничества воспитанников -умение вести беседу в паре, группе -умение дискутировать -умение участвовать в конференциях 3. Развитие личностных качеств воспитанников -уверенность в себе -наблюдательность -целеустремленность -самостоятельность Технологическая цепочка педагогических действий Технология подразумевает последовательность шагов, шаги можно поменять местами, но все они, в итоге, должны быть реализованы на том или ином этапе занятия или урока. Здесь представлена цепочка действий, переработанная и дополненная на основе практического опыта работы на занятиях английского языка.
Первый и один из основных шагов цепочки - мотивационная готовность и положительный эмоциональный настрой воспитанников к работе на занятии. Цель: мотивировать воспитанников к работе на занятии, создать условия для включенности каждого воспитанника в продуктивную работу на занятии. Это может быть достигнуто с помощью следующих методов: • позиция педагога (улыбка, доброжелательный тон, внимание к каждому воспитаннику) • проблемные ситуации • диалог • создание ситуации успеха • сопровождение процесса адаптации каждого воспитанника • актуализация субъектного опыта воспитанников (в режиме диалога) • стенд настроения • комплимент соседу
Вторым шагом, который должен предпринять педагог является совместная постановка целей. Необходимо вместе с учащимися определить тему урока и поставить цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную): - Что должны узнать на занятии? - Чему научиться? Какова цель сегодняшнего занятия? - А ваша личная цель? - А что необходимо знать для достижения цели? Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи. Третьим шагом является знакомство воспитанников с правилами ведения диалога. Каждый педагог должен познакомить воспитанников с основными правилами, но они могут придумать и свои. Вот некоторые из них: • один говорит, остальные слушают • не понял – спроси • если говоришь, говори искренне • сохраняй спокойную речь и ясную голову в конфликте • уважай любую точку зрения • забудь слова – паразиты Следующий шаг создание педагогических ситуаций, позволяющих проявлять самостоятельность каждому воспитаннику. Воспитанник, здесь – активный субъект образовательной деятельности, а педагог – консультант, помощник. Пятый шаг цепочки - применение активных форм познавательной деятельности на занятиях. Здесь педагог может использовать следующие методы: • дискуссия; • творческие и познавательные задания; • обсуждение сообщений, докладов, рефератов; • мини – конференции; • аукцион знаний; • викторины; • пресс – конференция; • час вопросов и ответов; • деловые игры. Заключительным же шагом будет рефлексия. Здесь наша цель заключается в том, чтобы способствовать развитию рефлексивных умений воспитанников (оценить свою работу и работу своих товарищей по определённым критериям, заметить и исправить ошибку, рассказать о способах выполнения заданий, спланировать работу, предвидеть её результат). Один из способов провести рефлексию – это специально организованная система вопросов (давайте вместе подумаем; расскажи, каким способом выполнил задание; кого бы ты выделил на сегодняшнем занятии и почему; с кем бы в паре ты хотел работать на следующем занятии и почему; что получилось и не получилось; что было сложно, а что легко при выполнении заданий; удалось ли построить диалог). Мы надеемся, что решение проблемы формирования и развития коммуникативных навыков наших воспитанников положительно отразится и на решении других не менее важных проблем: учащийся преодолеет коммуникативный барьер и комплекс неполноценности, повысится познавательная активность, это поможет ребенку добиться успехов в жизни, будет способствовать социальной адаптации и профессиональному самоопределению.
Список литературы: 1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: НПО Модек, 2000. – 272 с. 2. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблема теории обучения.// Советская педагогика. -1984. - №4.- С.117-122. 3. Корнетов Г. Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы и интерпретации.//Завуч.- 2005. - № 1. 4. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. – 2007. – №9. – С.18-25. 5. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: Русский язык, 1982.
|