Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Иностранные языки » Разное


Статья "Основные аспекты реализации диалоговой технологии на занятиях" для учителей иностранного языка

СКАЧАТЬ (59.9 Kb) 04.12.2013, 14:17
Зянчурина Эмилия Расуловна
педагог дополнительного образования английский язык, МАОУ ДОД Городской дворец творчества детей и молодежи №1 г. Набережные Челны
Основные аспекты реализации диалоговой технологии на занятиях
Зянчурина Эмилия Расуловна
Педагог дополнительного образования МАОУ ДОД Городской Дворец творчества детей и молодёжи №1 г.Набережные Челны
Понятие «диалоговая технология»
Термин «технология» (греч. – «мастерство», «наука») пришло в педагогику из производственной сферы и становится вполне правомерным, применительно к процессу обучения и воспитания в целом.
Словарь современного русского языка определяет «технологию» как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве и искусстве. [5, 708]
Педагогическая технология – это направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Первоначально термин «педагогическая технология» использовался только применительно к обучению, а сама технология понималась как обучение с помощью технических средств.[2]
Технология диалогового обучения дает возможность педагогу строить урок на диалоговой основе, следовательно, превратить урок в пространство эффективного общения, где реализуются такие грани диалога как: информативная (информационный обмен), интерактивная (организационный аспект общения), эмотивная (эмоциональный контакт), конативная (обратная связь), креативная (обмен идеями), перцептивно-когнитивная (учет особенностей собеседника в процессе общения), биоэнергетическая (энергетический обмен). Это означает, что на уроке приоритетными становятся такие тенденции как взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение, взаимодополнение, взаимоподдержка. [4]
Таким образом, создаются условия для самовыражения учащихся, учета особенностей аудитории, благоприятного психологического фона, использования приемов, влияющих на появление и сохранение интереса к учебному материалу, активизации разнообразных видов деятельности.

Актуальность применения диалоговой технологии в обучении
Ни для кого не секрет, что современная школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным видам письменного тестирования, отводит неоправданно мало времени на развитие устной речи своих воспитанников.
Более того, активность учителя на уроке составляет 60-70 % учебного времени, что приводит к пассивной и незаинтересованной работе учащихся.
Большое количество времени дети проводят у экранов телевизоров и у компьютеров (это одна из отрицательных сторон технологизации жизни). Время на живое общение с окружающими сводится к минимуму.
Отсюда такие проблемы как скованность, неуверенность в себе, косноязычие.
На сегодняшний день проблема развития коммуникативных навыков становится актуальной для каждого из нас. И именно ее решение поможет преодолеть коммуникативный барьер и комплекс неполноценности и таким образом повысить познавательную активность.

Цели, задачи и предполагаемые результаты

Целью технологии является развитие у воспитанников коммуникативных навыков, формирование сотрудничества между сверстниками, развитие умений выстраивать взаимоотношения между воспитанниками как партнерами по деятельности. [ 3]
В соответствии с выявленными у воспитанников проблемами в общении приоритетными становятся следующие задачи:
1. создать условия для развития у воспитанников коммуникативных навыков (учащиеся должны уметь поддерживать беседу, диалог; аргументировано отстаивать свою точку зрения; доступно последовательно строить речевое высказывание; выступать с докладами, задавать вопросы и отвечать на них);
2. способствовать воспитанию у детей чувства уверенности в себе, ответственности;
3. способствовать сплочению коллектива, раскрепощению каждого воспитанника, установлению доброжелательных и доверительных отношений между воспитанниками.
Предполагаемые результаты:
1. Развитие коммуникативных навыков, сюда входит готовность ребенка
- участвовать в работе на занятии
-отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ
-задавать вопросы, следя за содержанием работы над темой
-рассказывать логично, последовательно
-делать сообщения, доклады
2. Формирование коммуникативного сотрудничества воспитанников
-умение вести беседу в паре, группе
-умение дискутировать
-умение участвовать в конференциях
3. Развитие личностных качеств воспитанников
-уверенность в себе
-наблюдательность
-целеустремленность
-самостоятельность
Технологическая цепочка педагогических действий
Технология подразумевает последовательность шагов, шаги можно поменять местами, но все они, в итоге, должны быть реализованы на том или ином этапе занятия или урока. Здесь представлена цепочка действий, переработанная и дополненная на основе практического опыта работы на занятиях английского языка.


Первый и один из основных шагов цепочки - мотивационная готовность и положительный эмоциональный настрой воспитанников к работе на занятии.
Цель: мотивировать воспитанников к работе на занятии, создать условия для включенности каждого воспитанника в продуктивную работу на занятии.
Это может быть достигнуто с помощью следующих методов:
• позиция педагога (улыбка, доброжелательный тон, внимание к каждому воспитаннику)
• проблемные ситуации
• диалог
• создание ситуации успеха
• сопровождение процесса адаптации каждого воспитанника
• актуализация субъектного опыта воспитанников (в режиме диалога)
• стенд настроения
• комплимент соседу

Вторым шагом, который должен предпринять педагог является совместная постановка целей.
Необходимо вместе с учащимися определить тему урока и поставить цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную):
- Что должны узнать на занятии?
- Чему научиться?
Какова цель сегодняшнего занятия?
- А ваша личная цель?
- А что необходимо знать для достижения цели?
Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.
Третьим шагом является знакомство воспитанников с правилами ведения диалога.
Каждый педагог должен познакомить воспитанников с основными правилами, но они могут придумать и свои.
Вот некоторые из них:
• один говорит, остальные слушают
• не понял – спроси
• если говоришь, говори искренне
• сохраняй спокойную речь и ясную голову в конфликте
• уважай любую точку зрения
• забудь слова – паразиты
Следующий шаг создание педагогических ситуаций, позволяющих проявлять самостоятельность каждому воспитаннику.
Воспитанник, здесь – активный субъект образовательной деятельности, а педагог – консультант, помощник.
Пятый шаг цепочки - применение активных форм познавательной деятельности на занятиях.
Здесь педагог может использовать следующие методы:
• дискуссия;
• творческие и познавательные задания;
• обсуждение сообщений, докладов, рефератов;
• мини – конференции;
• аукцион знаний;
• викторины;
• пресс – конференция;
• час вопросов и ответов;
• деловые игры.
Заключительным же шагом будет рефлексия.
Здесь наша цель заключается в том, чтобы способствовать развитию рефлексивных умений воспитанников (оценить свою работу и работу своих товарищей по определённым критериям, заметить и исправить ошибку, рассказать о способах выполнения заданий, спланировать работу, предвидеть её результат).
Один из способов провести рефлексию – это специально организованная система вопросов (давайте вместе подумаем; расскажи, каким способом выполнил задание; кого бы ты выделил на сегодняшнем занятии и почему; с кем бы в паре ты хотел работать на следующем занятии и почему; что получилось и не получилось; что было сложно, а что легко при выполнении заданий; удалось ли построить диалог).
Мы надеемся, что решение проблемы формирования и развития коммуникативных навыков наших воспитанников положительно отразится и на решении других не менее важных проблем: учащийся преодолеет коммуникативный барьер и комплекс неполноценности, повысится познавательная активность, это поможет ребенку добиться успехов в жизни, будет способствовать социальной адаптации и профессиональному самоопределению.

Список литературы:
1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. Московский психолого-социальный институт. - Воронеж: НПО Модек, 2000. – 272 с.
2. Кларин М.В. Развитие педагогической технологии и проблема теории обучения.// Советская педагогика. -1984. - №4.- С.117-122.
3. Корнетов Г. Б. Технологии в педагогике и образовании: современные подходы и интерпретации.//Завуч.- 2005. - № 1.
4. Король А.Д. Диалоговый подход к организации эвристического обучения // Педагогика. – 2007. – №9. – С.18-25.
5. Ожегов С.И. Словарь русского языка - М.: Русский язык, 1982.


Категория: Разное | Добавил: emilyRED
Просмотров: 1774 | Загрузок: 90 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
1 Guzel (guzeln)   (13.12.2013 09:20) [Материал]
Хотелось бы прочитать о некоторых практических моментах - примеры, образцы

Благодарю за комментарий, но примеры приемов и методов приведены, а описать подробно их применение на практике у меня в планах есть в дальнейшем в методических рекомендациях

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог