Сегодня: 26.05.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Разное


Исследовательский проект на тему «Лычковская трагедия 1941 года»

14.01.2020, 14:12
Дудник Елена Владимировна
учитель истории и обществознания, Лычковская средняя школа
Руководитель проекта: Дудник Елена Владимировна. Учитель высшей квалификационной категории муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лычковская средняя школа имени Героя Советского Союза Стружкина И.В.»

Введение.

Актуальность исследования.
Глобальная проблема войны и мира придаёт особую актуальность заявленной мною темы. Мир - это общечеловеческая ценность, и
достигнуть её можно только общими усилиями всех народов.
Поэтому так необходимо найти оптимальные формы сотрудничества различных общественных и политических сил ради достижения общей для человеческого сообщества цели - сохранение мира.

Цели исследования:
- создать новые страницы в описание исторического прошлого села Лычково;

Задачи исследования:
- рассмотреть события на железной дороге в августе 1941 года;
- сохранить память о событиях августа 1941 года в селе Лычково
- систематизировать письма- воспоминания очевидцев о лычковской трагедии.

Объект исследования:
дети и война.

Предмет исследования:
- письма – воспоминания;
- рассказы очевидцев.

Гипотеза:
Новый материал, письма и рассказы очевидцев, должен способствовать восстановлению событий в селе Лычково августа 1941 года, и патриотическому воспитанию новых поколений.

Методы исследования:
- обработка писем – воспоминаний;
встреча с очевидцами трагедии.
Великая Отечественная... 1418 дней и ночей бушевал огонь войны,
убивая людей и уничтожая всё, что было создано их трудом. Десятки миллионов сыновей и дочерей потеряла наша Родина- мать. Нет семьи, которой бы не коснулась война. Чем измерить глубину утраты и силу нашей скорби? Даже теперь, столько лет спустя после Победы, матери ждут сыновей, жёны - мужей, дети - отцов. Память и надежда. Они живут с нами и в нас.
Но главное – пока не определена полностью цена победы, историю войны нельзя считать исследованной. Во всём комплексе вопросов здесь неизбежно выделяется ответственность за неисчислимые жертвы, за жертвы ни в чём не повинных детей.
Одна из самых страшных трагедий – трагедия августа 1941 года на станции Лычково. Выжили в том аду лишь немногие, двенадцать вагонов с детьми были почти полностью уничтожены фашистскими самолётами. Сколько тогда погибло маленьких ленинградцев, до сих пор не удаётся выяснить. Известно, что из Ленинграда было вывезено 311378 детей.

Лычковская трагедия.
Много мест на российской земле,
Хороши, красотою неброской.
Есть Лычково, такое село,
На великой земле Новгородской.
Сколько видело это село,
Могут вам рассказать старожилы. Ведь за годы прошедшей войны,
Много горя оно пережило.
Всё случилось в начале войны,
Нет боли страшнее на свете.
Сформирован здесь был эшелон,
Его груз - Ленинградские дети.
Он стоял на железных путях,
Рельсы нитками в даль уходили.
А медсёстры с перрона в вагон,
Малолетних детей заводили.
Поезд должен был двигаться в тыл,
Что-то в планах, военных, смешалось.
Дети, дети не знаете вы,
Жить всего, ничего, - вам осталось.
Нет оружия в поезде том,
Нет снарядов и нет в нём патронов.
В нём полно малолетних детей
Их, набралось, двенадцать вагонов. Как детей от бомбёжки спасти
Что - же делать, медсёстры решали.
Чтобы смерть обошла стороной
На вагонах, кресты рисовали.
Слышен в воздухе юнкерсов вой,
Тени чёрные, небо закрыли.
Всё смешалось и крики и плачь,
Эшелон беспощадно бомбили.
Горы детских бездыханных тел,
Меж вагонов лежат на дороге.
Наступил на земле этой ад,
Всё отдельно, и руки и ноги.
Разве можно такое забыть,
Всё случилось когда-то в Лычково.
Вспоминаем убитых детей,
Память в нас пробуждается снова.

Дудник Е.А. житель с. Лычково

Основная часть.

В наше время появились люди, которые, не имея ни каких доказательств, смеют утверждать, что трагедии на Лычковской железной дороге в августе 1941 года не было. Я категорически не согласна с этими заявлениями, и поэтому нашла очевидца тех событий и могу привести в доказательство рассказ о происходящем Анисимовой Анны Филипповны, свидетельницы тех страшных событий, которая до сих пор проживает в селе Лычково. А также нашла людей, которые были детьми в то ужасное время, и наладила с ними переписку. Они прислали мне свои воспоминания о событиях на железной дороге августа 1941 года.

Воспоминания Анисимовой Анны Филипповны.

Анна Филипповна родилась 5 октября 1920 года в Лычково. Маленькая Аня помогала маме по дому (в семье было пять детей), поэтому в школу она пошла в десять лет. По окончанию семи классов, она поступила на работу телефонисткой. Проработав один год телефонисткой, её пригласили работать в Райпо(1939г.).
О начале войны Анна с подругой узнали по радио в тот момент, когда собирались идти в деревню Володиха на праздник. Естественно, что праздник пришлось отменить, а девушек сразу же взяли в военкомат писать и разносить повестки.
Через некоторое время девушек начали обучать медицинскому делу.
Анна была старшей в бригаде дежурных по вокзалу. Дежурные должны были встречать вагоны с ранеными.
Второй день Анна дежурила с подругой. Ленинградские дети уже находились в вагонах. Анна пошла к начальнику, с просьбой отравить вагоны с детьми, но начальник вокзала не разрешил этого сделать (как было установлено позже, начальник вокзала был шпионом).
Налетели фашистские самолёты, была объявлена тревога. Анна с подругой разбежались в разные стороны. Ударившись сильно головой, Анна потеряла сознание. Очнувшись, она пошла к солдатской столовой, где знакомая, Любовь Ивановна, обработала ей рану. После этого Анна пошла к вокзалу, где её уже считали погибшей.
Вспоминать о той страшной картине, которая была на вокзале, Анне Филипповне тяжело даже по истечению такого количества времени. Остатки детских тел убирали сразу. Анне Филипповне запомнилась одна очень хорошенькая девочка, которая гуляла на перроне до тревоги. Её ранило во время бомбёжки.
Раненых детей (две грузовые машины) Анна с сестрой повезли в Демянскую больницу. Остаться в Демянске пришлось до утра, т.к. поступила информация о том, что в Черном ручье высадили десант.
Война отняла у Анны Филипповны отца, которого забрали на фронт, на второй день после объявления войны. Брата забрали на шесть месяцев в тюрьму за то, что он не вышел на работу, после чего он пропал безвести. Молодого парнишку, с которым Анна Филипповна дружила, убили.
Почти сразу после трагедии на железной дороге, семья Анисимовых уехала на Урал. Анна Филипповна думала устроить свою жизнь на новом месте, но «родная сторона потянула домой», именно туда где «каждый кустик пустит ночевать». С Урала она вернулась в Лычково в 1946 году. Здесь Анна Филипповна вышла замуж, родила двух детей. Но до сих пор она не может без волнения вспоминать те страшные события.

Воспоминания о Лычкове Данилевской Елены Иосифовны.

Данилевская Елена Иосифовна (1931 год рождения) со своей младшей сестрой Галей (1934 год рождения) во время войны были детьми. Их родителей убедили, что детей необходимо эвакуировать из Ленинграда ненадолго в безопасное место. Все были убеждены, что немцы вскоре будут разбиты и все смогут вернуться обратно.
Девочки, Лена и Галя, были отправлены в эвакуацию вместе со школой №202 Дзержинского района города Ленинграда, в котором Лена закончила второй класс. Это произошло в первых числах июля 1941 года. Данилевская Елена вспоминает: «Перрон Московского вокзала, много детей разного возраста с рюкзачками за спиной, поезд, посадка в вагоны, плачущие родители, в том числе и моя мама». Детей сначала перевезли в село (название Елена Иосифовна не помнит) Старорусского района Ленинградской области, где их поселили в школе. Они жили в большой комнате, спали на полу, были обеспечены едой и постельными принадлежностями.
Но, почти сразу по приезде, выяснилось, что место, куда их привезли, совсем небезопасно, так как его уже покинули все местные жители. В селе были только военные и дети, которые были вывезены из Ленинграда. Елена Иосифовна вспоминает характерный эпизод: «Нас, собрали всех в столовой и какой-то военный командир, выступил перед нами и поблагодарил наших мальчиков за то, что они проявили бдительность и помогли задержать немецких лазутчиков. А дело было так: мальчики обратили внимание на 2 «женщин», идущих по дороге, у которых из-под юбок были видны брюки и военные сапоги. Мальчики сообщили об этом военным, которые задержали этих шпионов».
Жили дети в этом селе 3-4 недели. Некоторые родители приезжали и забирали своих детей, т.к. до них доходили тревожные слухи о том, что немцы подошли уже совсем близко. Приехала и мама Лены, но в этот момент объявили, что будут увозить всех детей обратно в Ленинград.
Детей погрузили на подводы и повезли на станцию Лычково. Мама Лены и Гали поехала с девочками, для того чтобы помогать управляться с детьми.
На станции всех детей посадили в товарные вагоны, но отправки не было очень долго. У Лены сложилось впечатление, что поезда стояли несколько часов.
В небе летали самолёты. А потом началось что-то ужасное: страшный грохот, вой, взрывы, крики детей и взрослых. Елена Иосифовна помнит, что вдоль вагона бегали какие-то люди, которые выгоняли всех детей в поле, где были скирды сена, всем велели прятаться в них. Немецкие самолёты летали низко и обстреливали поле из пулемётов. Когда всё стихло, детей собрали и направили в лес, который был на краю поля. Там дети находились всю ночь, а когда стало светать, какие-то мужчины с рупорами, стали собирать детей по лесу и направлять снова на станцию. Там все были погружены в другой вагон, детям обещали, что повезут их в Ленинград.
В новом эшелоне Лена и Галя оказались почему-то не со своей школой, а с коллективом школы №180.
Эшелон доехал до станции Бологое и остановился, т.к. выяснилось, что в Ленинград поезда уже не пропускают. Эшелон с детьми был направлен в город Киров.
К сожалению, Елена Иосифовна не помнит точных дат: либо это было в конце июля, либо в начале августа 1941 года.
Дети были перевезены в село Прокопье Белохолунецкого района, где был организован интернат для Ленинградских детей. Как вспоминает Елена Иосифовна, жили они в школе, там же и учились младшие школьники с первого по третий класс. Мама девочек работала воспитательницей в интернате.
В интернат привозили из города Слободское хлеб, сахар, сливочное масло. Из соседнего колхоза привозили овощи. Все ребята, начиная с десяти лет, работали в колхозе на прополке и на уборке льна.
В школе, где жили дети, учились ребята с первого по третий класс, а дети с четвёртого по седьмой класс ходили пешком за несколько километров в школу соседнего села.
Елена Иосифовна помнит, как их принимали в пионеры. Объявляли, что нужно выучить пионерскую клятву и подготовиться отвечать на вопросы. Но пионерских галстуков не было, и купить их было негде. Тогда учителя придумали, как выйти из положения. Они сшили детям галстуки из бязевой ткани (для этого были найдены бязевые мешки и перекрашены в красный цвет). Приём в пионеры был торжественный!
В интернате работали кружки художественной самодеятельности - хоровой, танцевальной и художественного чтения. А в классной комнате висела большая карта СССР. Периодически детей собирали там и рассказывали о положении на фронтах Великой Отечественной войны.
Далее, после войны, судьба семьи Елены Иосифовны сложилась более-менее благоприятно. Сама Елена Иосифовна закончила Исторический факультет Ленинградского Государственного Университета имени Жданова и много лет работала преподавателем. Да и сейчас Елена Иосифовна работает преподавателем социально-экономических дисциплин в Строительном колледже в Санкт-Петербурге.

Встреча с войной.
Воспоминания Пожедаевой Людмилы Васильевны.

Судя по последовательности происходившего, дети (детский сад Кировского района Ленинграда) вначале были в Демянске, где попали под немецкий танковый прорыв. Потом они были привезены в Лычково, где их бомбили немцы. Детям ещё раньше говорили, что повезут их на новую дачу, которая называлась «тыл». Но ни Демянск, ни Лычково не были похожи на дачу…
Как вспоминает Людмила Васильевна, жили они в двухэтажном каменном доме на первом этаже, а на втором этаже жили военные. Спали все вместе вповалку, на расстеленных, на полу матрасах.
Днём дети гуляли в маленьком дворике, огороженном деревянным заборчиком.
Однажды случилось страшное. Неожиданно началась стрельба. На улице поднялась суматоха. Поднимая неимоверную пыль, громыхали телеги, носились жители и военные. Улица то пустела, то снова заполнялась людьми. Как вспоминает Людмила Васильевна: «Приближается рёв мотора, и по улице очень быстро проносится грязное, большущие железное чудовище, оставляя за собой клубы дыма, пыли и гари». Потом детей очень быстро стали уводить в дом.
Взрывы.… Вздрагивает дом, из окон вылетают все стёкла. У всех детей искажённые от ужаса лица. А воспитательницы пытаются заткнуть окна матрасами и подушками. Сколько всё это продолжалось, Людмила Васильевна не помнит. Но она помнит, что среди детей было много убитых и раненых, Военным удалось оттеснить врага и вывести детей из Демянска.
Детей подняли затемно, в сопровождении военных, повели по темным улицам. Маленькая Люда была ранена, её положили на подводу с вещами.
Станцию Лычково, куда нас привезли, сильно бомбили немцы. Очень много погибло, и было ранено детей, а Людмилы Васильевне повезло. Телега, на которой её привезли из Демянска, стояла в стороне от поезда, и прибывших детей ещё не начали сажать в вагоны. А те дети, которые уже находились в вагонах, были разбиты с паровозом и вагоном.
Когда Девочку несли на носилках в другой поезд, она видела, как догорали скелеты вагонов, разбросанные всюду разнообразные вещи, игрушки, посуда. Детские вещи и куски кровавых тел висели на проводах, остовах вагонов, на кустах и деревьях.… И до сих пор Людмила Васильевна с ужасом вспоминает те страшные картины….
Посадив детей в вагоны, им сообщили то, что они поедут в Ленинград. По дороге поезд часто бомбили и обстреливали немецкие самолеты. Поезд останавливался, и все, кто мог, выпрыгивали из вагонов и разбегались кто куда. Жуть охватывала детей…. Что случилось при очередной бомбежке, Людмила Васильевна объяснить не может. Поезд остановился. Все вышли из вагона. Лежащих людей тоже вынесли на поляну под откосом. Как долго стоял поезд, Людмила Васильевна не знает. Но потом поезд стал двигаться. Бегущих детей стали подсаживать в вагоны, и запрыгивали сами взрослые. Поезд набрал скорость и ушел, а раненые, лежащие дети остались на поляне под откосом, Люда тоже была среди них. Ползком дети собирались в кучку, тесно прижимаясь друг к другу. Они были раздеты, голодны, беспомощны, без взрослых. Дети орали, засыпали и снова орали, когда просыпались. Потом появились военные, которые успокоили, накормили и обогрели детей (по предположению Людмилы Васильевны, это была одна из отступающих частей, случайно натолкнувшаяся на брошенных детей). Людмила Васильевна не помнит, как они смогли добраться до дома, кто о ней позаботился.
Дома была только соседка- бабушка Даниловна. Отца Людмилы Васильевны забрали на фронт в самые первые дни войны. А мама, чтобы не оставаться одной в сразу опустевшей комнате, после работы ехала на Большой пр. В.О. Поэтому-то ее и не было дома несколько дней.
Тогда еще Людмила Васильевна не понимала, что их - детей скопом отправили к линии фронта. Ехали на дачу, на новую дачу, а оказалось на войну….

Воспоминания Козлинской Веры Ивановны.

Родилась Вера Ивановна 1 августа 1931 года в Ленинграде. Веры не было и десяти лет, когда началась война. Ее с братом в июле 1941 года эвакуировали подальше, как тогда казалось, от войны, в Демянск.
Группу детей Кировского района отправили в деревню (название Вера Ивановна не помнит) и распределили по крестьянским семьям с той целью, чтобы в случае прорыва немецких войск, дети с местными жителями могли уйти в лес. Мамы, как-то узнавшие о наступавших немецких войсках,
бросились спасать своих детей. Мама маленькой Верочки тоже приехала за дочкой. Но именно в это время, по распоряжению местных властей, детей
стали собирать и вывозить на станцию Лычково, где формировался состав для эвакуации детей. Поезд состоял из 12 вагонов. Но сесть в него группе детей, в которую входила Вера, не удалось. Прошло не менее часа, пока было принято решение выяснить положение детей.
Вера Ивановна помнит, как услышала нарастающий гул летящих самолетов, жуткий свист и страшной силы взрыв. Ей тогда казалось, что
обрушится небо. То, что увидела тогда Вера Ивановна, невозможно забыть. Вокруг кровавое месиво, крики о помощи, бесформенные, обезображенные тела, отдельно руки, ноги, куски тел на проводах.
После того, как Веру нашла мама, девочка оказалась в погребе, где спасались и взрослые, и дети. Взрослые пытались успокоить детей и решить, что делать дальше. Было решено уйти подальше от станции. Но немецкие самолёты быстро вернулись и, заметив движение группы, они начали расстрел из пулеметов. Чтобы спастись, все бросились к картофельному полю, где и пролежали до темноты. Когда наступила тишина, плачущие от страха дети, и воспитатели нашли амбар и спрятались в нем. После наступления темноты, двинулись по дороге и вскоре добрались до станции. Там пытались собрать состав для того, чтобы выбраться из этого пекла. Удалось. Поезд пошел, правда, его направления никто не знал. С постоянными бомбежками, голодные, в страхе, когда приходилось выбегать из вагонов и прятаться в канавах, в лесу, доехали до г. Кирова. После прибытия в город все были направлены в деревню Конкино. Там началась для всех другая жизнь, жизнь на выживание. Дети, кто мог, работали у крестьян, получая за это один раз в день еду. Ранней весной собирали пестики хвоща полевого, заячью капусту. Летом собирали ягоды, сажали огороды, осенью ходили за грибами.
В Ленинград Вера Ивановна смогла вернуться только после победы в июне 1945 года.
Война оставила тяжелый след в жизни Веры Ивановны. С 16 лет она сильно тяжело болела: сустав ревматизма и порок сердца, в 25 лет – инвалидность 2 группы. Но война также научила Веру Ивановну быть сильной, и поэтому она еще проработала 40 лет. Сейчас же Вера Ивановна на инвалидности.
Вера Ивановна приняла свое участие в постройке памятника, рассказывала о событиях на станции Лычково Центральному телевидению в 2004 году, а также она до сих пор поддерживает отношения с Лычковской школой.

Воспоминания о трагедии августа 1941 года
Маслова Михаила Владимировича.

Когда началась война, встал вопрос об эвакуации детей в безопасное место. Но повезли детей не на восток, а, как потом оказалось, навстречу врагу.
Михаил Владимирович был эвакуирован вместе со своими сестрами. Детей повезли через Лычково в Демянск. Пробыли дети в Демянске около недели. Каждый день эвакуированные дети все прибывали и прибывали.
Потом началось все в обратном порядке. Стали накапливать детей в Лычкове, отправить обратно в Ленинград.
Группа детей, в которой находился Михаил Владимирович, привезли в Лычково шестнадцатого июля, а отъезд в Ленинград был назначен на семнадцатое.
Семнадцатое июля. Солнечная погода. Площадь перед вокзалом занята детьми. На путях стоят поезда. Ничто не предвещало беды. Но потом невообразимый грохот, содрогание, звон разбитых стекол, крики, плач... Было прямое попадание в два передних вагона и паровоз. Михаил Владимирович с группой детей бросился бежать от станции, от построек. Спрятались дети на картофельном поле, где пробыли до темноты. Затем нашли себе приют в сарае.
Восемнадцатого июля на станции всех битком грузили в вагоны и отправляли кого куда. Группа, в которой находился Михаил Владимирович, оказалась в Вятке. А в это время матери бросались на поиски своих детей, разбросанных по разным местам.
Существуют памятные медали, посвященные определенным датам нашей истории. Маслов Михаил Владимирович попытался сделать такую медаль о Лычковской трагедии.
В дальнейшем жизнь Михаила Владимировича сложилась более благополучно.

Воспоминания Бобровой Татьяны Григорьевны.

Татьяне Григорьевне на начало войны было 3 года, а ее брату 7 лет.
Во время эвакуации дети ехали в большом составе, который вез ленинградских детей в глубь страны, подальше от наступающих фашистских войск. Немцы были уже под Ленинградом. Ехали дети в так называемых «телятниках», очень вместительных вагонах с маленькими окошечками под потолком и большими раздвинутыми дверями. Двери были приоткрыты и поэтому дети во время дороги видели, как двигались наши войска.
На станции Лычково раздался какой-то страшный, нарастающий, жуткий вой. Это пикировали немецкие самолеты. Раздались взрывы, а затем пулеметные очереди. Фашисты били прямо по составу. Детей, еще не успевших покинуть вагоны, вытаскивали не только сопровождавшие воспитатели, но и местные жители. А налеты фашистов все продолжались, но наши летчики героически отбивали их атаки. Когда стемнело, атаки прекратились. И тогда все увидели, что половина состава уничтожена вместе с теми, кто не успел спастись.Оставшихся в живых детишек повезли в здание
вокзала, чтобы накормить и успокоить.
Детей посадили в грузовики, накрыли брезентом. Машины должны были незаметно миновать линию фронта. Так детей привезлив детский интернат в селе Сырьяны Кировской области, где они жили до 1945 года. И только
потом они смогли вернуться в Ленинград, наполовину разрушенный фашистами.
Татьяна Григорьевна в 2007 году приезжала в Лычково, посещала памятник погибшим детям, побывала на кладбище. И как написала в письме «народ у вас очень хороший, гостеприимный».

Заключительная часть.

Весь собранный мною материал способствует восстановлению событий, произошедших в августе 1941 года на Лычковской железной дороге с эвакуированными ленинградскими детьми. Есть еще много очевидцев тех ужасных событий, которые поддерживают отношения с учителями и учениками нашей Лычковской школой.
Посещают памятные Лычковские места, рассказывают нам о том, что
пришлось им пережить, испытать в свои детские годы. Эти встречи не просто надолго остаются в памяти учеников, а учат их при различных жизненных неурядицах не опускать руки, не паниковать, а быть стойкими и
терпимыми.
Школьники Лычковской школы активно участвуют в проводимых акциях, посвященных Памяти погибшим в годы Великой Отечественной войны. Также ученики ухаживают за могилой ленинградским детям, следят за порядком у памятников, встречаются с делегациями из других школ, помнят то, что произошло в августе 1941 года на железной дороге. Все это развивает чувство патриотизма, уважения к героическим поступкам людей в военное время, а также способствует сохранению памяти, вечной памяти….

Литература:

1) Письмо Бобровой Т. Г.
2) Письмо Данилевской Е. И.
3) Письмо Козлинской В. И.
4) Письмо Маслова М. В.
5) Письмо Пожедаевой Л. В.


Категория: Разное | Добавил: memoza
Просмотров: 115 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.05.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог