«Права потребителя»
Внеклассное занятие по обществознанию в 7 классе
Автор: Пономарева Ирина Ивановна,
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ с УИОП № 5 г. Котельнича Кировской области
Цели:
• Познакомить учащихся с понятием – потребитель, узнать права потребителя и способы их защиты;
• Учить моделировать ситуации и находить выход из них, используя знания законов;
• Учить работать с текстом законов;
• Продолжить развитие умения работать в группе.
План занятия:
1. Кто такой потребитель?
2. Права потребителя и их защита.
3. Моделирование ситуации, решение казусов.
Ход занятия:
Разыгрывается ситуация (2 учащихся)
- Катя, здравствуй! Откуда ты?
- На рынок ходила специально туфельки к лету купить.
- Ну и как успехи?
- Обуви на рынке очень много. Долго искала что-нибудь подходящее, но все-таки выбрала. Получилось удачно – недорогие и красивые.
- Покажи, пожалуйста.
- Ой, что же это такое?
- А туфли разные: одна с блеском, а другая просто черная.
- Что же мне делать?
- Сегодня, ребята, мы должны узнать, что же делать Кате? Куда обращаться в подобных случаях?
Объявляется тема и цели занятия.
1.
- Все мы когда – либо делали покупки, ездили в транспорте, но не задумывались, что в обоих случаях мы имели определенные права, данные нам законом. Мы выступали в роли потребителей. Кто такой потребитель?(Ответы ребят).
Это гражданин, который приобретает или собирается приобрести товары и услуги и пользуется ими для личных нужд.
-Давайте вспомним до мелких подробностей, как вы провели вчерашний день. Если вы выступали в роли потребителя – отмечайте этот факт. (Ребята рассказывают.)
Во всех этих случаях вы были потребителями.
- К большому сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права как потребителей были нарушены. Вот почему необходимо знать основы потребительского законодательства. В России потребителям помогают Гражданский кодекс, закон «О защите прав потребителей», закон «О рекламе» и т. д.
2.
15 марта считается Всемирным днем потребителя. В этот день в 1962 году президент США Дж. Кеннеди провозгласил 4 основных права потребителей:
- Право на безопасность
- Право на информацию
- Право на выбор
- Право быть выслушанным
Позднее ООН расширила эти права:
- Право на просвещение
- Право на компенсацию причиненного вреда.
В России этот день был введен 15 марта 1992 года.
Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем выступают: изготовитель, исполнитель, продавец (объяснить понятия). Они имеют право на рекламу своего товара.
Выставка рекламных плакатов, которые учащиеся приготовили дома. (1 плакат от группы).
- Внимание, вопрос. Какая информация должна быть на рекламном плакате, щите, ярлыке?
(Ребята дают ответы, учитель дополняет по необходимости)
Информация об исполнителе (изготовителе): наименование, адрес, режим работы, срок действия и номер лицензии; информация о товаре: вес, объем, калорийность, цена, срок годности, место изготовления, цена, правила использования, гарантийный срок, срок службы.
- Какое право потребителя реализуется в рекламе? (на информацию)
3.
- А сейчас каждая группа получит задание.
I группа – Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по размеру.
II группа - Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар не подошел по цвету.
III группа - Вы журналисты. К вам в редакцию пришло письмо, в котором гражданин К. сообщает… Составьте письмо с рассказом о случае, когда купленный товар через месяц вышел из строя.
IV группа – Вы – соседи Кати. Помогите ей решить проблему с покупкой некачественных туфель.
V группа – Вы – юристы. К вам обратилась Катя с просьбой, что делать с туфлями? Как поступить в случае покупки некачественного товара? Используйте закон «О защите прав потребителей» ст. 19 п.1,2; ст. 44,45.
Учащиеся I-IV групп озвучивают ситуации и высказывают свое мнение, что делать в таких случаях. Затем выступают ребята «юристы». Учитель дополняет.
- В случаях, если товар не подошел потребитель имеет право вернуть его в течение 14 дней со дня покупки, обменять его на аналогичный или другой с перерасчетом денег (если товар не использовался и сохранились все документы).
Если товар некачественный – в течение гарантийного срока - срока, когда изготовитель (исполнитель) берет на себя обязанности исправить недостатки товара потребитель может требовать:
• Бесплатный ремонт
• Обмен товара на новый такой же
• Обмен товара на другой товар
• Возврат денег
• Снижение покупной цены
Можно обратиться к продавцу. Он должен:
• Выплатить деньги в течение 10 дней
• Направить товар на экспертизу
В некоторых случаях нужны показания свидетелей о том, что товар куплен у этого продавца.
- Какой важный документ должен иметь потребитель? – Чек. Гарантийный талон. А если товар покупается на рынке - товарный чек.
Если продавец не выполняет законные требования потребителя, можно обратиться в Отдел защиты прав потребителя (адрес, Ф.И. О. специалистов, работающих там).
По информации работников отдела больше всего претензий на качество товара и сроки реализации. 45% жалоб на рыночную торговлю обувью, швейными изделиями, часами.
- Где лучше покупать товары длительного пользования, бытовую технику ? (Ответы)
А лучше всего, если сам покупатель будет очень внимателен при выборе товара, будет знать свои права как потребителя.
- Сейчас каждая группа составит правила, которые нужно знать при покупке товара в магазине или на рынке. ( слушаем ответы, записываем на доске, при необходимости дополняем).
Примерная памятка потребителя:
1. Соблюдайте правила самозащиты и это позволит избежать неприятностей.
2. Относитесь внимательно к выбору продавца.
3. Покупайте дорогостоящие вещи только в магазине.
4. Следите за информацией, которую вам предоставит продавец.
5. При покупке обязательно возьмите чек.
6. Проверьте правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца.
7. Обязательно сохраните чеки, ведь это единственное доказательство, что вы совершили покупку в данном магазине.
Если возникли неприятности, обращайтесь в отдел по защите прав потребителей.
Телефон:
Адрес:
Подведение итогов.
Участникам вручаются памятки потребителя.
Список источников;
Закон о защите прав потребителей. Издательство: АСТ, Г. 2013
|