Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект лекции по истории России (советский период) "Советское общество в 1985 - 1991 годах" для слушателей курсов

СКАЧАТЬ (33.5 Kb) 24.03.2014, 13:55
Федоренко Сергей Александрович
преподаватель, АНО ДПО "Академия инновационных технологий"

Конспект лекции по истории России (советский период)
для слушателей профильных двухгодичных курсов «Английский язык» второго года обучения
«Советское общество в 1985 – 1991 годах»

Вводная часть
23 апреля 1985г. проходит Пленум ЦК КПСС, где М.С. Горбачев заявляет о планах реформ, направленных на ускорение социально экономического развития страны и на котором впервые прозвучало слово «перестройка». Он выступил на пленуме с программным докладом «О созыве очередного 27-го съезда КПСС и задачах, связанных с его подготовкой и проведением», в котором был провозглашен курс на ускорение экономического и социального развития СССР. Новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы. На пленуме была выдвинута задача: достичь качественно нового состояния советского общества.
1. Провозглашение М.С. Горбачёвым стратегии ускорения, опирающейся на «скрытые резервы», в апреле 1985 года. «Кадровая революция» М.С. Горбачёва
Активная пропагандистская кампания проводилась всеми возможными тогда средствами. Обозначился энтузиазм в низовых партийных организациях. Однако уже к середине 1986 года стал очевиден крах этой стратегии. Вследствие этого руководство во главе с Горбачёвым осознало необходимость экономических реформ. Пока шла проработка возможных реформ в экономике, было решено развернуть в стране антиалкогольную кампанию.
М. С. Горбачёв приступил к «кадровой революции», целью которой были массовая замена и омоложение партийно-государственных кадров как на центральном, так и на местном уровне.В сентябре 1985 г. председателем Совета министров стал Н. Рыжков, министром иностранных дел был назначен Э. Шеварнадзе. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций ( в частности в 1985 г. 1-м секретарём Орловского обкома КПСС стал Е.Строев), 40% членов ЦК КПСС. От политической деятельности были отстранены представители «брежневской гвардии» - Н. Тихонов, Г. Романов, В. Гришин, В. Щербицкий, Д. Кунаев, Г. Алиев. В феврале 1986 г. на пост 1-го секретаря Московской партийной организации КПСС, которая была крупнейшей в стране, был переведён из Свердловска Б.Ельцин.
2. Провозглашение М.С. Горбачёвым антиалкогольной кампании, начавшейся в мае 1986 года
1985-86 гг. стали периодом осуществления крупномасштабных кампаний и серьезных ломок административных структур управления народным хозяйствам. Так, уже в мае 1985 г. вышло постановление Совета Министров СССР об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, в рамках которой предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции. Инициаторами кампании были члены Политбюро ЦК КПСС М. С. Соломенцев и Е. К. Лигачёв, которые вслед за Ю. В. Андроповым полагали, что одной из причин стагнации советской экономики является общий упадок морально-нравственных ценностей «строителей коммунизма» и халатное отношение к труду, в которых был повинен массовый алкоголизм. /Яковлев А.Н. Муки прочтения бытия. Перестройка: надежды и реальности. М, 1991. Стр. 90-101/
После начала борьбы с пьянством в стране было закрыто большое количество магазинов, торговавших ликёро-водочной продукцией. Нередко на этом комплекс противоалкогольных мероприятий в ряде регионов заканчивался. Так, Первый секретарь МГК КПСС Виктор Гришин закрыл многие алкогольные магазины и отрапортовал ЦК о том, что работа по отрезвлению в Москве завершена. Несколько раз поднимались цены на водку: популярная водка "Андроповка", которая стоила до начала кампании 4 р. 70 к., исчезла с прилавков, а с августа 1986 года самая дешевая водка стоила 9 р. 10 к. /Шубин А.В. «Парадоксы перестройки. Упущенный шанс СССР» М., 2005. Стр. 116-119/

Целью кампании было задекларировано: обеспечение «всеобщей трезвости», улучшение производственной дисциплины, оздоровление психологического климата в семьях советских граждан, повышение производительности труда, насыщение прилавков магазинов безалкогольными напитками, соками.
Положительным результатом кампании стало общее снижение потребления алкоголя населением, снижение уровня уличной и бытовой преступности, улучшение производственной дисциплины.
Издержки кампании проявились в росте уровня подпольного производства самогона, спекуляции алкоголем и талонами на его приобретение, массовая вырубка виноградников в южных регионах СССР, приведшая также и к снижению производства соков и других безалкогольных напитков, снижение прибыли государства от торговли алкоголем.
К этой кампании у советских людей было крайне неоднозначное отношение. Решение «отрезвить» страну, принятое без должной исторической и экономической проработки, без учета психологии потребителей, поставило в тяжелое положение отечественную винодельческую и спиртоводочную промышленность, вызвало широкое недовольство народа. Вспоминают, что компания доходила до абсурда - вырубались виноградники, из кинофильмов удалялись сцены застолья, а народ часами томился в многометровых винных очередях. Так, в период этой кампании один из председателей сельского Совета был уволен с громким скандалом со своей должности за то, что на годовщину Победы в Великой Отечественной войне, он собрал ветеранов войны на праздник и угостил их «боевыми 100 граммами» (водкой). Из этого случая можно сделать вывод, что на местах все очередные указы правительства воспринимали буквально и зачастую «перегибали палку». Радио «Маяк» - «идейный компромисс для не трезвеющего населения» Май. 1992г. http://www.radiomayak.ru/
В 2005 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл опрос по оценке реформы: большинство россиян (58%) в целом позитивно оценивают антиалкогольную компанию. В том числе 15% считают, что эта компания была необходима, и многого в её рамках удалось добиться.
32% полагают, что идея компании была правильной, но при реализации её допускались значительные перегибы и ошибки; 11% склоняются к мнению, что идея была хорошая, но под напором противников не удалось довести задуманное до конца. Более трети респондентов (37%) отрицательно оценивают ту антиалкогольную компанию как ошибочную с самого начала акции /Газета «Аргументы и факты» - Социологический опрос - Как вы относитесь к антиалкогольной компании? Ноябрь, № 6 1986 г./ Мы можем сделать вывод из вышесказанного, что закон, принятый вначале положительно большинством населения, не оправдал возложенных на него задач и принял негативную окраску.
3. Провозглашение М.С. Горбачёвым политики «гласности» на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года
На первом этапе осуществления этой политики руководство подвергло резкой критике сталинизм под знаменем ленинизма для обоснования правильности проводимого курса. М. Горбачев любил называть свою политику новой «революцией». Например, его доклад в честь 70-летия «Октябрьской социалистической революции» назывался «Октябрь и перестройка: революция продолжается». Но «демократизация» общества в целом превратилась в отстранение от власти старой бюрократии и появление новой. Вместе с тем «гласность» посеяла среди народа сомнения в социализме как в системе.
Особый размах «гласность» достигла после Январского (1987 года) Пленума ЦК КПСС, обозначившего радикализацию демократических процессов.
Были опубликованы литературные произведения, не допущенные цензурой в печать в прежние времена (ряд произведений отечественных писателей 1920 – 1960-х годов, крупнейших российских философов Н. Бердяева, В. Соловьёва, П. Сорокина, В. Розанова, Н. и В. Лосского, А. Лосева и других, работы эмигрантов «третьей волны»). Происходили горячие дискуссии в литературных кругах о направлениях и путях дальнейшего развития общества. Они внесли значительный вклад в революционизацию умов литературных критиков и публицистов.
Осуществлялось издание массовыми тиражами научных исследований и литературных произведений западных авторов, раскрывающих природу тоталитарного государства («1984» Д. Оруэлла, «Большой террор» Р. Конквеста, «Большевики приходят к власти» А. Рабиновича, «Номенклатура» М. Джиласа, «Фашизм» Ж. Желева и другие).
Огромную популярность приобретали литературно-художественные и общественно-политические журналы, например, «Новый мир» (гл.ред. С. Залыгин), «Знамя» (Г. Бакланов), Огонёк» (В. Коротич), «Наш современник» (В. Викулов).
Наступление «гласности» в других сферах духовной жизни – кинематографе, театре, музейном деле, музыке и изобразительном искусстве. Заметное событие – съезд Союза кинематографистов СССР летом 1986 года. Вышли в прокат ранее запрещённых фильмов («Комиссар» А. Аскольдова, «Проверка на дорогах» А. Германа и др.) и новые фильмы антитоталитарного звучания. Идейные и политические разногласия в скором времени раскололи некогда единые творческие союзы. Из парадных казенных мероприятий съезды творческой интеллигенции превратились в острые дискуссии. Появлялись новые творческие объединения и коллективы. Курс на демократизацию предполагал расширение самостоятельности трудовых коллективов. Научные лаборатории и институты, вузовские кафедры, театральные коллективы получили право выбирать руководителей. В годы перестройки кардинально изменилось отношение государства к религии и церкви. Перелом произошел в 1988г., когда Русская Православная Церковь отмечала 1000-летие крещения Руси. Началось восстановление закрытых за годы советской власти монастырей и церквей. Были сняты запреты на религиозное обучение, распространение религиозной литературы и предметов культа.
Эти процессы влияли и на театральную аудиторию. Театр, бывший в доперестроечные годы и в начале перестройки рупором общественных идей, вынужден был уступить драме жизни. Театральный репертуар стал более разнообразным, появилось множество новых театров и студий, но зрительские залы пустели. Перестройка в кино началась с выхода на экран «полочных» фильмов: «Тугой узел» (режиссер М. Швейцер), «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» (режиссер А. Герман), «Агония» (режиссер Э. Климов), «Комиссар» (режиссер А. Аскольдов). Получила развитие кинодокументалистика, тематический диапазон которой расширился – от освещения «белых пятен» истории до постановки острых социальных проблем. По мере ослабления идеологического диктата в киноискусстве все более заметным становился диктат рынка. Фильмы Ф. Феллини, И. Бергмана, А. Тарковского, вышедшие большими тиражами на экраны, очень быстро были вытеснены массовой американской кинопродукцией.
Появились на телевидении в прямом эфире передач острой полемической направленности («Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд», «До и после полуночи»). В прямом эфире стали транслироваться заседания съездов народных депутатов СССР и важнейших форумов КПСС.
Перестройка внесла некоторые коррективы в школьную реформу, реализация которой началась в 1984 г. В духе лозунга на «ускорение» была выдвинута задача всеобщего компьютерного обучения школьников. Однако, как и многие начинания тех лет, компьютеризация осталась лишь красивым призывом. На практике реформа свелась к введению 11-летнего срока обучения, частичному пересмотру учебных программ и повышению зарплаты учителям.
В 1988г. был взят новый курс в развитии школы: отказ от тотальной унификации и профессионализации общеобразовательной школы, всесторонняя демократизация и гуманизация образования. Суть новой реформы заключалась в смене статичной модели образования, ориентированной на воспроизведение существующей структуры, на динамичную, нацеленную на будущее. Предусматривалось введение обязательного образовательного минимума в объеме девятилетнего обучения. Среднее 11-летнее образование объявлялось не обязательным, как раньше, а всеобщим, т.е. государство гарантировало его доступность. Снижение обязательного образовательного минимума должно было улучшить качество обучения и избавить школы и ПТУ от «балласта». Начавшаяся реформа изменила облик советской школы. Появились новые типы учебных заведений (лицеи, гимназии), ослабла регламентация школьной жизни, по-новому стали преподаваться предметы гуманитарного цикла.
В 1987-88 гг. среди реформаторов продолжала существовать вера в возможность компартии возглавить преобразования. Почти все известные реформаторы были известными партийными работниками, а другие (например, А.Собчак, С.Станкевич) вступили в КПСС.
4. Продолжение процесса реабилитации жертв политических репрессий
Были посмертно реабилитированы и восстановлены в партии Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г. Сокольников, Л. Серебряков и другие, а все внесудебные органы («тройки», особые совещания), выносившие приговоры в 1920-е – 1950-е годы, были признаны неконституционными, все осуждённые ими были реабилитированы. В 1990 году вышел Указ Президента СССР о признании незаконными репрессий в отношении крестьян в период коллективизации.
В ноябре 1989 года Верховный Совет СССР издал декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственному переселению в годы сталинского режима.
Заключительная часть:
М.С. Горбачёв утратил реальную власть и контроль над политической ситуацией в стране задолго до событий 18-22 августа 1991 г. В ходе горбачёвских преобразований произошёл глубокий раскол советского общества по политическим, мировоззренческим, религиозным и национальным основаниям. Значительная часть населения страны, не справившись с лавинообразным потоком информации о своём историческом прошлом, перестала воспринимать СССР как современную им форму существования исторической России, а стала представлять свою страну «тюрьмой народов», как утверждали зарубежные русофобы. Да и вряд ли демократические реформы в СССР могли закончиться успешно в стране, где отсутствуют демократические традиции западного индивидуализма, а на протяжении веков как стержень государственности воспринимались соборность, коллективизм, патернализм и имперское устройство государства. Политическое устройство современной России, которое можно определить как президентскую республику с авторитарными тенденциями в управлении - ярчайшее подтверждение этому.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: fsa
Просмотров: 2386 | Загрузок: 72 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Елена (mep-elena)   (12.04.2015 18:22) [Материал]
Лекция хорошо структуризирована, насыщена фактами. Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог