Сегодня: 19.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока усвоения новых знаний «Дворцовые перевороты 1725-1762гг.» для студентов 1 курса (15-16 лет)

СКАЧАТЬ (84.0 Kb) 11.05.2014, 15:27
Кулиева Евгения Евгеньевна
Преподаватель истории и обществознания, ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»

Кулиева Евгения Евгеньевна
Преподаватель истории и обществознания
ГАОУ СПО «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»

Конспект урока усвоения новых знаний по теме «Дворцовые перевороты 1725-1762гг.»
для студентов 1 курса (15-16 лет)

Цели урока:

1. Обучающая - освоение учащимися основных понятий, дат, причин и сущности дворцовых переворотов;
2. Развивающая - формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов,
- формирование исторического мышления — способности рас¬сматривать события и явления с точки зрения их историчес¬кой обусловленности, сопоставлять различные версии и оцен¬ки исторических событий и личностей,
3. Воспитательная - формирование патриотизма и уважения к историческому прошлому своей страны.
Методическая цель: создание условий для применения учащимися имеющихся умений и навыков в поисках решения проблемных ситуаций.
Тип урока: урок усвоения знаний на основе имеющихся.

Технология: проблемное обучение.

Форма урока: урок-панорама.

Материально-техническое обеспечение:

1. Эпиграф на доске “Россия отдыхает после Петра». В.О.Ключевский.
2. Мультимедийный проектор и экран.
3. Дидактический материал для учащихся.
4. Сообщения учащихся.
5. Учебник.
6. Схема «Участие России в Семилетней войне» на с.57 учебника.
Основные понятия: дворцовые перевороты, Верховный Тайный совет, кондиции, бироновщина, фаворит.

Х О Д У Р О К А

«Россия отдыхает после Петра"
В.О.Ключевский

Вступительное слово преподавателя:

На предыдущих уроках мы с вами изучали период правления Петра 1, его внутреннюю и внешнюю политику. На сегодняшнем уроке мы познакомимся с теми событиями, которые происходили в России после смерти Петра 1.
Известный историк Ключевский писал, что «Россия отдыхает после Петра».
Тема нашего сегодняшнего урока «Дворцовые перевороты». Он пройдет в форме урока-панорамы, в ходе которого мы познакомимся с новыми понятиями, основными событиями и личностями, выполним задания и ответим на вопросы викторины. Кроме того, мы также выслушаем сообщения некоторых учащихся, которые они подготовили как опережающие домашние задания.
По ходу урока вы составите опорный конспект по теме. Запишите в тетради тему урока.
Ⅱ. Основная часть урока.

1. Опрос по пройденной теме
На предыдущих уроках мы с вами рассматривали правление Петра 1 и его реформы. Давайте сейчас коротко вспомним основные достижения в развитии России в период правления Петра 1.
( беседа по вопросам)
Запишите в тетрадь: 1725 г.- умер Петр 1. Его преобразования и увеличение славы российской не могут не вызывать уважения. При нем Россия заметно продвинулась вперед, сократив отставание от Запада.

2. Причины и сущность дворцовых переворотов.

Преподаватель: После смерти Петра встал вопрос о наследнике. Согласно указу о престолонаследии 1722 г. император сам должен был назначить себе преемника. Петр пошел на этот шаг, опасаясь на судьбу реформ после дела царевича Алексея, своего старшего сына, который был казнен по приказу отца. Однако Петр так и не успел назначить наследника.
Вот как оценивают историки положение в стране в первые годы после смерти Петра 1: «Судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нем сменилось пять монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти иногда стояли люди, чуждые стране. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов, коренились, с одной стороны, в состоянии царской семьи, а с другой, в особенностях той среды, которая управляла делами". (Цитата на экране)
Итак, впервые мы с вами встречаемся с новым понятием «дворцовые перевороты». Запишите в тетрадь определение.

Дворцовые перевороты – смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками и руками гвардейских полков.
( на экране определение)
Дворцовые перевороты были не случайны в истории России и имели свои причины. Давайте их рассмотрим и запишем в тетрадь:

Причины дворцовых переворотов:

1. Содержание указа Петра I о престолонаследии 1722 г. (о праве монарха назначать себе приемника из числа всех своих родственников).
2. Петр 1 не назначил наследника престола.
3. Большое количество прямых и косвенных наследников дома Романовых.
4. Противоречие между старой и новой знатью.
5. Усиление влияния гвардии при дворе.

Тот факт, что Петр 1 не успел назначить наследника, после его смерти прекрасно использовал Меншиков, ближайший друг и соратник Петра 1. Он и некоторые другие приближенные Петра при поддержке армейских полков возвели на престол жену покойного царя Екатерину Алексеевну. Этим избранием открывается эпоха дворцовых переворотов в России.

Сообщение учащегося: Екатерина 1 была дочерью литовского крестьянина и до принятия православия носила имя Марта Скавронская. В 1702 г. она попала в русский плен во время Северной войны и вскоре стала фактической женой Петра 1. От брака с Петром 1 у нее были две дочери – Анна и Елизавета.
Она не занималась государственными делами, поэтому фактически правителем страны и фаворитом стал сам Меншиков. При императрице был учрежден Верховный тайный совет с широкими полномочиями, ограничивающими царскую власть. Екатерина была неспособна самостоятельно управлять государством и доверяла советам старых соратников Петра I. Но царствование Екатерины 1 продолжалось недолго. В 1727 году она умерла. За несколько дней до смерти она подписала завещание о передачи престола внуку Петра 1 – Петру П.

Преподаватель: Запишите в тетради годы правления Екатерины 1 и новые понятия - Верховный тайны совет и фаворит.
( на экране определения)
Сообщение учащегося: В первые месяцы правления Петра П власть фактически находилась в руках Меньшикова, который еще раньше рассчитывал выдать замуж свою дочь Марию за Петра и породниться с царским домом. Однако воцарение Петра II не принесло Меньшикову желаемых результатов. Император почти не общался с Меньшиковым, проводя все свободное время со своим сверстником-фаворитом Иваном Долгоруким. В результате дворцовой борьбы А.Меншиков был обвинен в государственной измене и хищении казны. Его лишили всего состояния и сослали с дочерьми в Сибирь. После падения Меншикова усиливаются позиции Долгоруких, царской невестой стала Екатерина Долгорукая. Молодого императора уберегали от государственных дел, предлагая ему охоту, балы и пирушки. Страной от его имени открыто правили Долгорукие. На очередной охоте царь простудился, заболел оспой и умер. Со смертью Петра II пресеклась мужская линия династии Романовых, и вновь стал вопрос о престолонаследии. Реальная власть на время оказалась в руках Верховного тайного совета.
Преподаватель: После смерти Петра П члены Верховного тайного совета предложили трон Анне Ивановне. Они рассчитывали на то, что племянница Петра 1 и дочь его умершего брата Ивана, вдова герцога Курляндского, долго жила за границей, ни связана ни в гвардией, ни с дворянскими группировками, поэтому станет в их руках послушной игрушкой. По предложению Голицына были составлены кондиции (условия) приглашения Анны Иоанновны на российский престол, которые Анна Ивановна подписала.
(на экране определение понятия «кондиции»)
Запишите в тетрадь определение понятия «кондиции» и прочитайте текст.
• Новых законов не издавать;
• Ни с кем войны не начинать и мира не заключать;
• Верных подданных никакими податями не отягощать;
• Доходами казны не распоряжается;
• В знатные чины выше полковничьего ранга не жаловать;
• У дворянства живота имения и чести не отнимать;
• Вотчины и деревни не жаловать;
• Гвардии прочим войскам надлежало быть под влиянием Верховного тайного совета.
Вопрос к учащимся: Как изменился бы характер власти российских императоров в случае принятия “Кондиций”?
Ответ: Впервые в истории была предпринята попытка ограничить абсолютную власть российского монарха.
Сообщение учащегося: Приехавшая в Москву Анна Ивановна получила от дворянства и гвардии челобитную, в которой они просили её “принять самодержавство…” Она разорвала, подписанные ранее условия приглашения на престол. Верховный тайный совет был ликвидирован. В период царствования Анны Ивановны происходило укрепление самодержавия, сокращение обязанностей дворян и расширение их прав над крестьянами.
Анна Ивановна питала слабость к охоте, собакам и верховой езде, не уступая в этом мужчинам.
Она не могла заснуть без того, чтобы не выслушать сказку о разбойниках. По ее приказаниям отыскивали повсюду «говорливых баб», умевших придумывать и рассказывать страшные истории. На правах шутов при ней состояли князья.
Скандально-печальную известность получила свадьба шута в «ледяном доме», построенном по приказу царицы.

Преподаватель: Вместе с Анной, из Курляндии прибыли прибалтийские немцы, занявшие ключевые позиции в органах государственного правления, например ее фаворит Бирон, ставший её первым министром. Он пользовался неограниченным доверием императрицы. Современник писал о Бироне: «Характер Бирона был высокомерный, честолюбивый до крайности, грубый и даже нахальный, корыстный». Правление Бирона назвали бироновщиной.
Запишите в тетрадь определение «бироновщины».
( на экране определение)
С самого начала своего правления Анна Ивановна была обеспокоена проблемой престолонаследия, ей хотелось закрепить власть за потомками царя Ивана Алексеевича. Ко двору была приближена племянница императрицы Анна Леопольдовна. А родня Петра I была удалена от двора. К концу жизни императрицы у Анны Леопольдовны родился сын, сразу же объявленный наследником престола. В октябре 1740г. Анна Иоанновна умерла, назначив Бирона регентом при малолетнем императоре Иване Антоновиче.

Сообщение учащегося: Маленькому Ивану было два месяца, когда он был объявлен императором. Вся реальная власть сосредоточилась в руках Бирона, издававшего от имени маленького монарха указы. Заносчивость, высокомерие и честолюбие делали Бирона одиноким в высших кругах двора, он не мог рассчитывать на поддержку. Заговор против временщика возглавил фельдмаршал Миних. В ноябре 1740 года гвардейцы арестовали Бирона и провозгласили регентшей при малолетнем императоре его мать Анну Леопольдовну. Это был третий переворот за пятнадцать лет. Правление Анны Леопольдовны не отличалось никакими важными решениями, она ничем не интересовалась. В гвардии стало формироваться настроение в пользу смены власти. Благодаря гвардейцам, на долгие двадцать лет пришла к власти дочь Петра Великого.

Вопрос: Как вы думаете, почему гвардия поддержала дочь Петра Великого?

Ответ: Гвардейцы, состоявшие из русского дворянства, стремились ликвидировать засилье иностранцев и надеялись на расширение своих привилегий.

Сообщение учащегося: Елизавета Петровна была живая и веселая. Крупная и стройная с вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление. Зная, что ей очень идет мужской наряд, она стала устраивать при дворе маскарады без масок, куда дамы приходили в мужских нарядах.
Она унаследовала энергию своего отца, строила дворцы в 24 часа и двое суток проезжала путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь.
Будучи женщиной красивой и легкомысленной, она все дела поручили своим министрам и фаворитам. Один из них был Алексей Разумовский. Он был сыном бедного украинского казака, был назначен фельдмаршалом и получил графский титул. Елизавета тайно обвенчалась с ним.
Преподаватель: прочитайте текст о правлении Елизаветы Петровны.
(учащиеся работают с текстом учебника)
Политика Елизаветы Петровны
При Елизавете Сенат стал играть прежнюю роль в управлении страной. Немцев удалили с высших должностей. Восстановили магистраты. Был восстановлен прокурорский надзор, сильно ослабленный в годы засилья Бирона.
Террор против дворян прекратился. Правительство Елизаветы проводило курс на увеличение привилегий дворянства. Помещики получили право ссылать провинившихся крестьян в Сибирь. Дворянам сократили сроки службы. Их крепостные не могли по своей воле вступать в рекруты на военную службу. Выступления крестьян жестоко подавлялись военными силами.
Правительство Елизаветы снова ускорило строительство морских кораблей, отказалось от прусских образцов при организации вооруженных сил, вернулись к петровским порядкам в армии. Она основала первый настоящий университет в России – Московский в 1755 году.
В царствование Елизаветы развернулась большая европейская война, в которой Россия принимала активное участие. Она получила название Семилетней (1756-1763 гг). Прусский король Фридрих П нацелился на Балтийское побережье Российской империи. В нескольких сражениях прусская армия была разбита, русские войска заняли Берлин, сам Фридрих П чудом избежал плена. Пруссия оказалась на грани катастрофы.
Вопрос: Можно расценивать политику Елизаветы как возврат к петровским порядкам?

Преподаватель: Для Елизаветы вопрос о наследнике престола был также важен. В 1742 году она назначила приемником своего племянника Петра Федоровича – сына Анны Петровны, внука Петра I. Императрица женила его на немецкой принцессе Софии, которая после крещения по православному обряду получила новое имя – Екатерина. Однако Елизавета разочаровывается в племяннике, так как он остается немецким принцем, равнодушным России. После рождения у Петра и Екатерины в 1754 году сына Павла, императрица взяла мальчика на воспитание и стала задумываться о передачи ему прав на престол. В 1761 году Елизавета умерла.
Сообщение учащегося: Петр III царствовал всего 186 дней. Плохо образованный и воспитанный, умственно ограниченный, он рано показал дурные склонности – к картам, попойкам. Он бездумно увлекался прусскими порядками, которые хотел ввести в русской армии. Известны его слова: «Лучше быть полковником в армии Фридриха Великого, чем императором дикой России!». Получив престол, он подписал перемирие с Пруссией, а русские армии оставили все занятые земли. Предательство интересов России, его пренебрежение русскими национальными и религиозными традициями, вызывали ненависть среди гвардии и дворянства. В гвардии созрел заговор в пользу Екатерины. Двадцать восьмого июня 1762 года Петр III был арестован, а через неделю убит в пьяной драке под Орловым. Это был пятый дворцовый переворот с момента смерти Петр Великого. На престол вступила его жена Екатерина II, вошедшая в историю как Екатерина Великая.
4. Итоги урока.
Преподаватель: Подводя итоги урока, следует обратить внимание, что эпоха дворцовых переворотов характеризуется расширением и укреплением привилегий дворянства и упрочнением позиций помещиков. Усиливается крепостное право, продолжаются пожалования дворянам денег, земель, заводов, монополий. В целом, в эпоху дворцовых переворотов частая смена монархов не влияла на абсолютную сущность власти.
Первичное закрепление:
Для закрепления новой информации я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.

О каком правителе идёт речь?

1. «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца». (Елизавета)

2.«…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна)

3. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера …Почти все современники отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (Петр III)

4. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку, Преобразователю России». (Екатерина I)

5. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как-то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой». (Петр П)

6. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна)
Домашнее задание: § 46, с.52-59.
Вопрос на дом: Почему в эпоху Московской Руси и допетровской России, неизвестны случаи покушения на государя и стремления свергнуть его с престола, а в 18 веке это происходит?
Список литературы
1. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец ХУІІ-ХІХ вв. 10 класс. –М.: «Просвещение», 2012.
2. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца ХІХ века. 10 класс. – М., «ВАКО», 2005.



Категория: Уроки, конспекты | Добавил: kulieva19
Просмотров: 4055 | Загрузок: 169 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Елена (mep-elena)   (12.04.2015 18:17) [Материал]
Урок логически связан с предыдущей темой "Россия эпохи Петра 1", значительное внимание уделяется работе с терминами. Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 19.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог