Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Методическая разработка урока по истории Древнего мира "Нашествие персидских войск на Элладу" 5 класс

СКАЧАТЬ (63.5 Kb) 16.10.2014, 17:59
Долгова Светлана Алексеевна
учитель истории и обществознания, МАОУ гимназия №7 им. св. Питирима, епископа Тамбовского
Тема. Нашествие персидских войск на Элладу

Цели и задачи: 1) рассмотреть события нашествия персидских войск на Элладу;
2)определить причины победы греков в войнах с персами, оказавшей сильнейшее влияние на хозяйственную, общественную и культурную жизнь страны;
3)продолжить работу по развитию умений работы с исторической картой, извлекать необходимые данные для выявления исторических закономерностей; сформировать комплекс общеучебных умений и навыков, обеспечивающих успех поиска, отбора, группировки, синтеза, обработки информации с помощью Интернет-ресурсов, технических возможностей средств Microsoft Power Point, Microsoft Word, продукции электронных изданий;
4)активизация творческой самостоятельности учащихся;
5)воспитывать любовь и уважение к истории народов разных стран, к событиям прошлого и формировать толерантность.

Основные понятия и даты: стратег, фаланга, триера, 480 г.до н.э.,479 г.до н.э..

Тип урока: объяснение нового материала с использованием компьютерной и проблемной технологий.

ПЛАН

1. Вступительное слово учителя.
2. Опрос
3. Подготовка эллинов к новой войне.
4. Вторжение персов в Элладу.
5. Бой в Фермопильском ущелье.
6. Саламинское сражение.
7. Заключительный этап.

1.Вступительное слово учителя.
Учитель сообщает учащимся план и цели урока, при этом подчёркивает значимость материала этого урока для понимания в дальнейшем изучения истории Древней Греции.

2. Опрос (фронтальный): 1. «Объясни учителю» определения: демократия, Народное собрание, полис, стратег, ареопаг, архонт, Совет старейшин.
2. В каком году следует праздновать дату: 2500 лет, прошедших со дня победы при Марафоне? (2010)
3.Чем в военном отношении персы, высадившиеся у Марафона, превосходили греков?
4. Почему персы считали, что могут захватить Афины с моря?
5. С какой целью Мильтиад поставил сильные отряды воинов по краям фаланги?
6. Почему греки одержали победу в Марафонском сражении?
7. Какое значение имела Марафонская битва?
8. Сколько километров должен был пробежать гонец, чтобы сообщить радостную весть афинянам? Какое спортивное состязание проводится в наши дни в память о подвиге афинского юноши?

Объяснение нового материала с использованием компьютерной поддержки (презентация)

Опережающее, познавательное задание – сравнительная таблица 3 битв – Марафонского, Фермопильского, Саламинского. Что было между ними общего, в чем различие? (в ходе объяснения нового материала найти сравнение этих трех сражений)

3. Подготовка эллинов к новой войне.
После Марафонской победы афинян ждали тяжелые испытания. Одним из тех, кто предвидел вторжение персидского царя был Фемистокл – афинский военачальник. Он выступил в Народном собрании с идеей создания морского флота. Фемистокл предложил незамедлительно строить боевые корабли. Деньги брать с серебряных рудников.
Триеры – греческие военные корабли с тремя рядами весел с каждой стороны. 180 человек гребцов по 20-30 воинов. Парус перед боем убирали. Скорость 18 км/ч. Было построено 200 кораблей. По призыву Фемистокла 30 эллинских государств создали союз против персов.

4. Вторжение персов в Элладу
После смерти Дария царем в персидской державе стал Ксеркс.
480 г. до н.э. – начало похода Ксеркса против греков.
Войско из покоренных народов.
Гелиспонт – узкий пролив отделял Европу от Азии. (см. карту) Мосты, построенные по приказу Ксеркса, разметала буря. Царь приказал отрубить головы строителям, а море отстегать кнутами, приговаривая: «О ты, горькая морская влага! Вот тебе от нашего владыки! Запомни хорошенько, царь перейдет тебя, желаешь ты того или нет!» Почему Ксеркс высек море? Какие верования и представления о собственной власти отразились в этом поступке царя?
Другие мастера построили новый мост. 7 суток длилась переправа на европейский берег.
Огромное войско вторглось в Северную Грецию. За войском шел большой обоз продовольствия, и гнали стада быков. Вдоль брега шел персидский флот, в котором было много финикийских и египетских кораблей. Корабли были большие, медные и медлительные, приспособленные только для плавания в открытом море.

5. Бой в Фермопильском ущелье
Единственный путь на суше, ведущий из Северной Греции в Среднюю Грецию – это Фермопильское ущелье. (см. карту)
Объединенным войском командовал спартанский царь Леонид. Они преградили путь врагам.(см. схему) Ксеркс послал основные силы в лобовую атаку, но обратить греков в бегство не смог. Командиры персов гнали воинов плетьми. Персы несли серьезные потери.
На 3 день к царю пришел местный житель, готовый за плату стать предателем. Он показал обходную тропу через горы. Ксеркс обрадовался и послал отряд в тыл защитникам Фермопил.
Спасая войско, Леонид приказал всем отступать. Сам остался с 300 спартанцами прикрывать отход войска. Они погибли, совершив подвиг, оставшийся в веках. В сражении спартанцы проявили стойкость и мужество.
Сегодня на месте сражения стоит памятник со стихами: «О путник, поведай спартанцам о нашей кончине6 Верны законам своим, мы здесь костьми полегли».
В чем состоял подвиг спартанцев?

6. Саламинское сражение
После взятия Фермопил Ксеркс с войском хлынул на греческие земли, грабя и разоряя Среднюю Грецию. Персы приближались к Афинам.

Познавательная задача. После того, как персы вторглись в Среднюю Грецию, Фемистокл стал убеждать афинян покинуть город и найти убежище на острове Саламин. Однако, большинство горожан об этом не хотело даже слышать. Тогда Фемистокл пошел на хитрость. В храме на Акрополе жила священная змея, которая почиталась как воплощение богини Афины. Внезапно змея исчезла. По просьбе Фемистокла жрецы объявили народу, что богиня решила покинуть город, уползла на о. Саламин и призывает народ следовать за нею.
В те же дни стало известно предсказание Дельфийского оракула о том, что от нашествия персов «погибнет всё и только деревянные стены смогут защитить афинян и их детей». Старики, не желавшие покидать родной город, обрадовались предсказанию и стали строить вокруг Акрополя деревянные укрепления.
Фемистокл истолковал слова оракула иначе, и ему удалось убедить народ покинуть Афины.
Как Фемистокл истолковал слова оракула? (Он посчитал, что деревянные стены – это корабли, борта которых спасут афинян).
Рассказ учителя
По решению Народного собрания жители Аттики перебрались на о. Саламин под защиту флота. Способные носить оружие мужчины вступили на корабли.
Персы вошли в опустевшие Афины и подвергли разграблению и разрушению город. Военные суда персов встали на якорь в бухте близ Афин.
Рядом в узком проливе стоял афинский флот, насчитывавший около 400 кораблей. На общем совете военачальников многие командиры настаивали на отводе флота к Коринфскому перешейку для защиты Южной Греции. Только Фемистокл убеждал дать сражение в Саламинском проливе, где эллинам знаком каждый подводный камень, все направления ветров. Он умолял подумать о судьбе афинских женщин и детей. (см. карту)
Спор длился долго. На рассвете греки увидели персов, которые перекрыли все выходы из пролива. Сражение стало неизбежным.
Ксеркс наблюдал за сражением с высокого берега, восседая на золотом троне. Персов было по численности больше. Поднялся сильный ветер, который раскачивал высокопалубные суда персов, но был не опасен низким триерам. Греки нанесли врагам первые удары.
Участник сражения Эсхил описал его: «Был слышен громкий крик: «Вперед, сыны Эллады! Спасайте родину, спасайте жен, детей своих, богов отцовских храмы, гробницы предков: бой теперь – за все!» … Сперва стояло твердо войско персов; когда же скучились суда в проливе, дать помощи друг другу не могли, и медными носами поражали своих же – все тогда они погибли. И под обломками судов разбитых, кровью мертвых – скрылась гладь морская».

Вывод. Саламинская победа стала решающей в ходе греко-персидских войск. После поражения Ксеркс покинул Грецию, оставив в ней часть сухопутной армии. А через год в 479 г.до н.э. в битве при Платеях и она была разбита. Греки в тяжелой и длительной борьбе отстояли свою независимость.

Закрепление: сравнительная таблица сражений.

7.Заключительный этап
Учитель оценивает работу учащихся на уроке и задает домашнее задание –
§ 35, вопросы после него, определения.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: historia2014
Просмотров: 6686 | Загрузок: 521 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Елена (mep-elena)   (15.04.2015 19:40) [Материал]
школьники на протяжении всего урока сравнивают сражения, выделяя общее и отличие. Урок сопровождается образными характеристиками.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог