Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » История и обществознание » Уроки, конспекты


Конспект урока "Образ России в начале 19 века" в 8 классе

28.05.2013, 12:52
Гусева Елена Юрьевна
учитель истории, МОУ СОШ № 7
Цель: Дать представление и познакомить учащихся с основными чертами социально-экономического, политического положения России в начале 19 века.
Задачи: образовательная - познакомить учащихся с особенностями экономического, политического строя, охарактеризовать социальную структуру развивающая - продолжить развивать умение у учащихся высказываться на обозначенную тему, сопоставлять, анализировать, обобщать, работать с историческими документами.
воспитательная - воспитывать у учащихся чувства уважение и любовь к родной истории, литературе и культуре, родному слово. Обучать уважать мнение других, умение слушать, доброжелательное отношение друг к другу.
Организационный момент
Здравствуйте, ребята! В качестве эпиграфа к нашему уроку взяты слова поэта Федора Тютчева.
Эпиграф
Умом Россию не понять
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать
В Россию можно только верить
Учитель:
Сегодня мы приступаем к изучению курса История России, тема нашего урока «Образ России в начале 19 века» У вас на столах рабочие листы, в которых вы будете работать в течение всего урока.
А какой период истории вы изучали в прошлом году? (18 век)
- Какие события, того периода вам больше всего запомнились?
-Какой у вас в целом сложился образ России в 18 веке?
- Сформулируйте пожалуйста цель урока.
Итак, цель нашего урока: Охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале 19 века.
На какие вопросы нам нужно ответить, чтобы цель была достигнута: выяснить
общую характеристику Российской империи в начале 19 века,
особенности её развития в начале 19 века.
Этап изучения нового материала
Учитель:
К концу XVIII века Российская империя простиралась от Балтийского моря до Тихого океана, от Арктики до Северного причерноморья, Кавказа. В начале 19 века к территории России были присоединены Грузия, Финляндия, Царство Польское, Бессарабия
Все это характеризует Россию как–крупнейшую по территории державу мира.
Учитель:
Население Российской империи составляло 40млн. человек. Размещение населения было неравномерным. За Уралом проживало лишь 3 млн. человек. Основу - 87% составляли русские (белоросы, малороссы, великороссы) На юго-западе европейской части проживали украинцы, белорусы, В Прибалтике - эстонцы, латыши, литовцы. На севере и в Поволжье – финоугорские и тюркские языковые группы, в Сибири и Дальнем Востоке – татары, якуты, часть казахов.
-Ребята о чем это говорит?
Учитель:
Состав населения у нас многонациональный, а интересно в религиозном отношении, что представляла Российская империя? Проанализируйте данные таблицы и сделайте вывод.
(разные религии – много)
Учитель:
Действительно государственной религией было православие, которого придерживались русские, украинцы, белорусы. Всего 87% населения России.
Россия – многоконфессиональное государство
Многоконфессиональное государство – государство, население которого исповедует различные религиозные учения.
Учитель:
Несмотря на национальность и вероисповедание граждане Российской империи живут в одном государстве, но относятся к разным категориям населения, которые различаются правами и обязанностями и имеют разное юридическое положение, то есть население разделено на сословия.
-Что такое сословие?
Сословия – группы населения, обладающие разными правами, обязанностями, и имеющие разное юридическое положение.
Таков перечень основных сословий в Российской империи

Какие сословия существуют в России в начале 19 века?

- проанализируйте таблицу сословий, которая представлена у вас в рабочих листах. Что можно сказать (ответ: преобладает крестьянство)
А если преобладает крестьянство, то что мы можем сказать об этой стране? Как мы называем общество, в котором преобладает с/х?
Своеобразие русской цивилизации обусловлено 2–мя культурными историческими явлениями: - выбор православия, и глубокая земледельческая традиция. Более 90% населения занималось с/х, это была не только сфера деятельности, но и образ жизни.
Итак, Россия – аграрная страна.
Учитель:
На основании схемы, сделайте вывод о том, какой политическом строе был России.

Россия – по политическому строю была самодержавной монархией. Неограниченный, самодержавный император при управлении опирался на мощный слой чиновников и дворянства.
В конце 18 века её управлял Павел I, а с 1801 – Александр I
Учитель:
- Складывание общественного рынка ещё не завершилось. Региональный товарообмен осуществлялся на ярмарках. Особенно большое значение общероссийского масштаба имела Макарьевская ярмарка. Вот как дает характеристику этой ярмарке современник 19 века А.С. Пушкин
«… перед ним
Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вины европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик — спелых дочерей,
А дочки — прошлогодни моды.
Всяк суетится, лжет за двух
И всюду меркантильный дух.
Учитель:
- Что можно сказать о России в начале XIX века?
-Какой образ у вас сложился?
Давайте посмотрим верны ли ваши высказывания.
II этап урока
Учитель:
-История, наверно, была бы суха, неинтересна, если бы о событиях давно минувших дней не было бы написано картин, стихов, прозы, которые дают нам яркое представление о жизни в этот период.
- А для того, чтобы более образно представить Россию начала 19 века, мы обратимся к людям того времени, что они чувствовали, переживали. Познакомимся с творчеством писателей, поэтов, которые жили в начале 19 века и были не только свидетелями эпохи, но и непосредственными её участниками. Они оставили нам свои труды, по которым мы можем быть ближе к людям того времени.
-Александр Сергеевич Пушкин являлся очевидцем событий начала 19 века. Вот одно из его произведений «Деревня»
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Вдали рассыпанные хаты,
Везде следы довольства и труда...
Здесь Барство дикое, без чувства, без Закона
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Здесь Рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого Владельца
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея…
- О каком сословии идёт речь в этом стихотворении?
- Как изображены деревня и крестьянство в произведении Пушкина?
- А вот как описывает это сословие Радищев (Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)
В этом отрывке описывается встреча с крестьянином в ночь с субботы на воскресенье: « В неделе-то, барин , шесть дней, а мы раз в неделю ходим на барщину, да под вечером возим оставшееся в лесу сено на господский двор, коли погода хорошая. Не одни праздники, и ночь наша. Не ленись наш брат, с голоду не умрет. Видишь ли, одна лошадь отдыхает; а как эта устанет, возьму3сь за другую, дело-то и споро.- Так ли ты работаешь на господина своего? – Нет барин, грешно бы было так работать?»
-Проявление какой системы отражено в этом отрывке?
Учитель:
-Я предлагаю просмотреть фильм и ответить на вопрос: «Какова роль этого сословия в России?»
-Перед вами документ, отрывок из книги Назаревского «Из истории Москвы», прочитайте его и ответьте на вопрос.
-Что характерно для дворянства?
Учитель:
Действительно дворянство было самое привилегированное сословие, но оно не только развлекалось и служило своей стране, отчизне)
Вот как говорил один из представителей дворянства Денис Давыдов
Я люблю кровавый бой,
Я рожден для службы царской!
За тебя на черта рад наша матушка Россия.
О чем свидетельствую строки Д.Давыдова?
А вот как говорит Лермонтов о Родине:
Люблю отчизну я, но странною любовью
Не победит её рассудок мой,
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный Гордого доверия покой
Лучшие сыны своего отечества главный смысл видели в служению Отечеству.
Учитель:
А сейчас предлагаю вам посмотреть отрывок из фильма. Ответьте на вопросы: О ком идет речь:
- Что интересного вы отметили?
О каких качествах шла речь в этом фильме? (честность людей). А как вы думаете сейчас сохранились эти качества среди предпринимателей, бизнесменов.
А знаете ли вы откуда пошло выражение «Стереть в порошок»? От купеческого делопроизводства. Купцы заключали многомиллионные сделки без всяких бумаг, но на доверии православных друг к другу. И страшная угроза : «Я тебя в порошок сотру» - означала вот что. Купец записывал долг мелом где-то на притолоке. И если случался злостный обман, то имя должника «стирали в порошок». То есть просто стирали запись, уже не требуя возвращения долга и передавая обманщика Божиему суду.
Когда – то больше боялись греха и Божьего суда.
Учитель: Мы с вами выяснили, что государственной религией было православие. Она играла огромную роль в жизни страны. Центром духовной жизни России в начале 19 века, были старцы. Одним из них был преподобный Серафим Соровский, с личностью которого вы познакомитесь в курсе изучения отечественной истории. Эту сторону духовенства я вам хочу продемонстрировать.
Фильм о духовенстве.
- Какую роль играла вера в жизни людей?
Учитель: Итак ребята, что можно теперь сказать о России? Какой образ у вас сложился сейчас?
( рассуждение детей)
Итог: За веру, царя, отчество» вот та сердцевина, которая определила духовный мир нашего народа.
Учитель: А сейчас я предлагаю закрепить, полученные на уроке знания.
у вас на столах тестовая работа, которую вы должны выполнить в течение 3 минут. Выберите правильный ответ, и отметьте его. Приступаем.
- поменяйтесь работами со своим соседом по парте, ключ к тесту и критерии оценки вы видите на слайде. Оцените работу друг друга.
Учитель: В качестве итога нашего урока я предлагаю вам создать образ России в начале 19 века в цвете.
Выберите тот цвет, который соответствует образу, сложившемуся у вас в ходе урока.
Желтый – Россия, государство, в котором назрела необходимость перемен
Зеленый – Россия, страна в которой важнейшими ценностями являются патриотизм, вера, духовность
Фиолетовый – Россия крепостная страна, отстающая от стран Европы.
Домашнее задание: На дом я задаю вам различные виды домашнего задания.
1. написать Эссе по теме «Образ России в начале 19 века»
2. прочитать стр 5-8 учебника А.А. Данилов дать общую характеристику
России в начале 19 века


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: gusik76
Просмотров: 9080 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
1 Елена (mep-elena)   (12.04.2015 18:10) [Материал]
Анализ таблиц и схем дает характеристику социально-экономическому положению России начала 19 века. Стихи Пушкина дополняют образ эпохи и углубляют знание о ней. Спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог