План-конспект урока изобразительного искусства.
Тема урока: Исторический жанр в композиции.
Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы урока: диалог, рисование на тему.
Цели: знакомство с историческим жанром; выполнение композиции на историческую тему.
Задачи: ознакомление с понятием исторического жанра; Анализ картины В.И. Сурикова; получение навыков работы над историческим жанром.
Ожидаемый результат:
- у учащихся сформируется представление об историческом жанре в композиции, как трудоемком подготовительном процессе, где художник прибегает к натурным зарисовкам и ищет составляющие элементы для своей композиции;
- углубление знаний учащихся, полученных на предыдущих уроках;
- знакомство с творчеством В.И.Сурикова;
- умение учащихся работать самостоятельно над созданием живописной работы, посвященной страницам истории;
Оборудование: для учителя – компьютер, репродукции, пособие «Одежда разных эпох»,
рисунки;
для учащихся – бумага А3, карандаш, ластик, (гуашь, кисти, баночка)
Музыкальный ряд: классическая музыка.
План урока:
- Объяснение нового материала, анализ репродукций 10-12 мин.
- Самостоятельная работа учащихся 30 мин.
- Анализ работ 3-5 мин
Ход урока:
Работая над историческим жанром, художник изображает жизнь людей, как современных, так и прошлых веков. Выдающихся исторических деятелей, а так же исторические события.
Важные составляющие успешной композиции:
- Композиционная схема.
На протяжении многих веков художники искали выразительные композиционные схемы, и теперь мы можем говорить о том, что наиболее важные по сюжету элементы картины размещают в простые геометрические фигуры (круг, треугольник, овал и т.д.). В период обучения очень полезно их использовать, т.к. они помогают найти соотношения различных частей картины, понять общую структуру композиции картины.
2. Основные закономерности композиции: контраст(величин, объема, цветовой и тоновой), для достижения цельности композиции следует выделить центр, где будет расположено главное.
Творчество Сурикова В.И.
Василий Иванович Суриков в области исторической живописи не имеет себе равных. Суриков родился в 1848 г. в Красноярске. В 1868 он поехал в Санкт-Петербург, где его постигла неудача – все его рисунки пропали, и поэтому, он не сдал экзамен в академию. Но он не отчаивался. Поступив в рисовальную школу, он за 3 месяца выполнил программу, рассчитанную на 3 года, а после сдал экзамен в академии художеств. После окончания учебы художника приглашают в Москву для росписи храма Христа Спасителя. Там Сурикова увлекают грандиозные исторические сюжеты.
В 1878 – 1881 гг. художник работает над картиной «Утро стрелецкой казни». Он изображает, по его словам «торжественность последних минут, а совсем не казнь». То историческое событие происходило в 1698 г. в селе Преображенском, а художник переносит событие на красную площадь у собора Василия Блаженного.
Композиция картины разделена на две части: справа – Петр I и его приближенные, а слева – стрельцы. Царь сидит на коне и наблюдает за сценой прощания стрельцов с родными.
Перед казнью стрельцы ведут себя по-разному. Кто-то смирился, а кто-то бунтует.
В руках стрельцы держат горящие свечи. Только у женщины, сидящей на первом плане, в руке погасшая свеча, что говорит уже об угасшей жизни стрельца. Картина полна драматизма.
«Меньшиков в Березове»
Следующим историческим полотном Сурикова стал «Меньшиков в Березове»(1883 г). Меньшиков был приближенным царя Петра I, губернатором Санкт-Петербурга. После смерти царя, Александра Даниловича Меньшикова отправляют в Сибирь, в ссылку.
Художник изображает его в окружении детей в тесной, темной избе. Власть, богатство, слава – все осталось в прошлом. Видно, что в избе холодно. Семья сидит за столом в верхней одежде. В углу комнаты, на полочке иконы. Одна дочь читает книгу, другая прижалась к отцу. Меньшиков сидит спокойно, но рука, сжатая в кулак свидетельствует о внутреннем напряжении. В дороге у него умерла жена, и он, скорее всего, думает о будущем детей.
«Боярыня Морозова»
Картину «Боярыня Морозова» художник написал в 1887 г. Подготовка к написанию её была долгая и тщательная. Боярыня имела сильный, яркий характер, такой она и изображена на картине. Она была очень богатая, дочь приближенного царя, но за веру, всего была лишена.
Вопрос: Что вы можете сказать о боярыне Морозовой?
Учащийся: Она в черных одеждах, правую руку подняла вверх, показывая крещение двумя пальцами.
Вопрос: Как ведут себя окружающие боярыню люди?
Учащийся: Кто-то сочувствует, нищий на первом плане провожает ее крестным знамением, кто-то усмехается, рядом с санями бежит мальчик.
Учитель: Бегущий мальчик помогает показать движение саней. Картина получилась сложной по композиции.
Учитель: Ребята, на прошлых уроках вы вели поисковую деятельность по теме «Историческая композиция». Каждый из вас выбрал то или иное историческое событие, сделал зарисовки архитектуры, одежды, соответствующие историческому периоду. А сейчас вам предстоит выполнить рисунок по этой теме, опираясь на выполненные зарисовки.
Работая над композицией, вы должны помнить о средствах композиции: формат, пространство, перспектива, плановость, композиционный центр, равновесие, контраст, динамика(статика), симметрия(асимметрия), открытость(замкнутость), целостность.
Задание: выполнить рисунок на историческую композицию на заранее подготовленный сюжет.
Задание рассчитано на три урока.
Домашнее задание: выучить название картин В.И. Сурикова.
Выставление оценок, уборка рабочих мест.
2 урок.
Повторение пройденного материала на прошлом уроке. Практическая часть: выполнение работы в цвете.
3 урок.
Завершение работы в цвете.
Выставка оформленных работ учащихся.
Словарь:
Композиция означает сочинение, составление, расположение разных частей в одно целое.
Сюжет – определенное событие, ситуация, изображенная в произведении и часто обозначаемая в его названии. В отличи от темы, сюжет представляет собой конкретное, детальное, образно-повествовательное раскрытие идеи произведения.
Наглядное пособие – «Одежда разных эпох»:
|