Особенности работы с одаренными детьми в условиях современной школы
учитель изобразительного искусства
МОУ «Красненская сош им. М. И. Светличной»
Кануник Вера Яковлевна
Никто не станет отрицать, что талант – одно из самых важнейших, если не самое главное богатство любой страны. Формирование интеллекта нации способствует укреплению и развитию государства. Практически все эксперты, анализирующие феномен экономического рывка стран Юго-Восточной Азии и Японии, неизменно указывают на умелое, в высшей степени рациональное использование интеллектуальных ресурсов. Обращает на себя повышенное внимание в этих странах к той части населения (к подрастающему поколению), которую принято называть одарёнными детьми. В США первые специальные программы для талантливых детей были приняты в конце прошлого века. В нашей стране на протяжении десятилетий складывался стереотип негативного отношения к проблеме одарённых детей. Бытовало мнение, что все дети по способностям одинаковы. В 90-х годах начался процесс развёртывания исследовательских и практических работ, направленных на оказание помощи одарённым детям. Жизнь потребовала решения этой проблемы на государственном уровне. Становление в России альтернативных образовательных систем, различных типов школ, последовательно осуществлявших принцип дифференциации, создаёт условия для активного выявления и развития талантов и творческих способностей детей в самых разнообразных видах деятельности.
Что же такое одарённость? Суть её определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными. Существенным признаком является наличие в интеллекте одарённых детей творческого начала. Многие из них поражают оригинальностью, неожиданностью продуктов деятельности, необычными ассоциациями.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность
По сути дела, каждый ученик, способный по заключению медико-педагогической комиссии обучаться в общеобразовательной школе, имеет потенциальные возможности к тому или иному виду деятельности. Задача педагогов – выявить эти способности и создать условия для их развития. Существует множество методов диагностики и выявления одарённости детей; для определения художественной одарённости можно выделить следующие:
• Измерение творческих способностей (тесты Торренса). Измерение творческого компонента одарённости – одна из труднейших проблем. Ведь сама сущность творчества предусматривает выход за грани обычного, исключает создание каких бы то ни было норм. Тесты предусматривают выполнение учащимися таких заданий, как конструирование картин, использование фигур для составления изображений, предложение оригинальных способов применения обычных предметов и т.д.
• Запись жизненных наблюдений (свидетельства близких). Сведения, получаемые от родителей ребёнка, учителей, воспитателей, повышают эффективность работы педагога. Здесь важна объективность информации.
Также выявлению одарённых детей способствует организация и проведение конкурсов, олимпиад и иных соревновательных мероприятий с последующим анализом практических результатов, достигнутых в той или иной области деятельности. В настоящее время работа с одарёнными детьми возможна по следующим направлениям:
• Создание и воплощение индивидуальных программ.
• Создание специальных школ для одарённых детей: гимназии, лицеи, школы с «уклонами».
• Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школы.
• Создание специальных кружков, студий и клубов в системе дополнительного образования.
Что же касается форм работы с детьми, наделёнными необычайными художественными способностями, то для творчески работающего педагога предоставляется широкий выбор.
Формы работы:
• Современный урок в условиях ФГОС;
• Кружки внеурочной деятельности по интересам;
• занятия исследовательской и проектной деятельностью;
• творческие мастерские;
• конкурсы;
• интеллектуальный марафон;
• научно-практические конференции;
• участие в олимпиадах;
• работа по индивидуальным планам;
• сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Прежде всего, необходимо учитывать принципы индивидуального и дифференцированного подхода в обучении. Важно вовлекать одарённых детей в научно-исследовательскую деятельность. Индивидуально подобрать темы докладов, рефератов, сообщений по той или иной проблеме искусства, по какому-либо художественному направлению, стилю и дать возможность ребёнку реализовать себя в роли искусствоведа, побуждая к активной мыслительной деятельности. Активное участие в конкурсе « Я- исследователь» с начальной школы формирует познавательную активность одаренных детей.
На практических уроках изобразительного искусства целесообразно дифференцированно подбирать для таких детей задания и техники их исполнения. Желательно предоставить таким учащимся возможность выбора более сложных техник исполнения задания по сравнению с остальными детьми; для них это может быть коллаж, стилизация или декоративная живопись, тем самым, давая возможность одарённым детям более полно реализовать свой творческий потенциал.
Использование ролей «Помощник учителя», «Командир, капитан», «Главный художник, архитектор» дает возможность одарённым детям более полно реализовать себя как творчески способную лидирующую личность ( ФГОС) .
В сравнении с общим, основным образованием, дополнительное образование в данном случае выступает как более «свободная» область учебной деятельности. Именно в этой сфере, со всей присущей ей гибкостью программ и разнообразием форм, возможна трактовка «талант пробьется». Специфика работы кружков, изостудий позволяет одарённым детям свободнее, полнее раскрыться как творческой личности, воплотить свои замыслы в высокопрофессиональных продуктах деятельности.
Результаты реализации творческого потенциала одаренных детей:
Победы и призовые места в рай оных, областных и Всероссийких конкурсах, турнирах, олимпиадах.
Главным принципом в работе с одарёнными детьми должен стать принцип предоставления возможностей, создание условий для предметной творческой деятельности и диагностики её продуктивности.
Список литературы
1. «Дополнительное образование», журнал №9, 2002 г.
2. «Педагогическая технология», учебное пособие, Белгород, 1998 г.
|