Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Разное


Представление опыта работы "Изучение техники «Пуантилизм» на уроках живописи в детской художественной школе"

СКАЧАТЬ (2.34 Mb) 16.05.2014, 11:36
Лемьева Галина Николаевна
Преподаватель, ЛГ МАОУ ДОД "Художественная школа"

Лемьева Галина Николаевна
ЛГ МАОУ ДОД «Художественная школа» г.Лангепас
Преподаватель

Предназначено для преподавателей ДХШ, ШИ

Изучение техники «Пуантилизм» на уроках живописи
в детской художественной школе.


Представление опыта работы.
Многие учёные, педагоги, психологи, воспитатели пробуют по новому оценить традиционные подходы к художественному воспитанию детей. Подобные поиски ведут к пересмотру знакомого и хорошо известного, помогают не останавливаться на уже достигнутом, « встряхивают», и обогащают.
Обратимся к искусству импрессионистов. Одним из интереснейших направлений в живописи является пуантилизм и поражает своей красочностью, игрой красок. Подобная техника помогает создавать яркие, словно живые, насыщенные воздухом картины, в которых силуэты уже не кажутся плоскими, а приобретают энергию движения, ощущения вибрирующего воздуха и изменчивого света.

ПУАНТИЛИЗМ— Выросшее из импрессионизма течение в живописи конца XIX в. - начала XX в., характеризующееся манерой наложения чистых красок отдельными полосками, точками. Сторонники этого течения разводили краски на палитре, а потом систематично наносили их на холст в виде точек. Теоритическая сторона их живописи - это оптическое смешение цветов. Смесь точечных мазков, воспринимаемая человеческим глазом ярче, цветоноснее и точнее, чем смесь цветов на палитре.И…составные части цветовой гаммы должны наноситься в виде отдельных точек чистого цвета, а саму картину следует рассматривать на некотором удалении. Жорж Пьер Сёра, первым применивший в живописи точечные мазки, с детства мечтал о «научной живописи». Последователями пуантилизма являлись также— Поль Синьяк, Камиль Писсарро и его сын, Люсьен; Эдмон Аман-Жан, Анри ван де ВельдЖ.
Это известный творческий метод но, увы, не имеющий широкого круга последователей и интерпретаторов. Современные художники обращаются к пуантилистической манере письма. Но это несколько видоизмененная техника. Современные пуантилисты, чаще всего, применяют смешанные краски. Такие картины можно рассматривать и с близкого расстояния.
Современный пуантилизм дополняет и развивает многие направления изобразительного искусства. зависимости от стиля мастера, пуантилистические картины могут быть до фанатизма детальными или небрежно - расплывчатыми. Пуантилизм в чем - то перекликается с техникой мозаики, орнамента, декоративной вышивки и ткачества. Современный пуантилизм дополняет и развивает классический романтизм, абстракционизм и прочие направления изобразительного искусства.
На уроках живописи в художественной школах изучается традиционные техники живописи, порой, не выделяя их в отдельные разделы. В своей работе по преподаванию живописи я решила обратиться к нетрадиционным художественным техникам (в частности к технике «пуантилизм») чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству. Возникает вопрос: «Почему техника называется нетрадиционной, если она уже вошла в практику работы многих детских учреждений, есть известные художники?»
Во-первых, эта техника не получила достаточно широкого распространения и не «укоренилась», она являются скорее экспериментальной.
Во-вторых, педагогический опыт применения данной техники пока не систематизирован, не обобщён и не представлен( в должной степени) в современных образовательных программах.
В-третьих, нетрадиционные художественные техники только начинают в Педагогике
Искусства свою историю, хотя известны много лет.
В-четвёртых, в способах изображения (достаточно простых по технологии) нет
жёсткой заданности и строгого контроля. Зато есть творческая свобода и подлинная
радость. Результат обычно очень эффектный и результативный, получает эмоциональный отклик ребёнка.
Техника «пуантилизм» напоминают игру, в которой раскрываются огромные потенциальные возможности детей. Даже самый традиционный натюрморт может превратиться в увлекательную работу, если применяется на основе нетрадиционных материалов и техник. Например, обычными красками, фломастерами, карандашами можно рисовать на белой и цветной, сухой и влажной, ровной и мятой, гладкой и наждачной бумаге. Можно изобретать свои способы и техники из того, что под рукой. А можно освоить новые материалы: карандаши- восковые, маслянные; краски- витражные, перламутровые, акриловые
В результате таких поисков и открытий детская деятельность становится всё более свободной, радостной и успешной. Эмоции формируют художественное, колористическое, живописное пространство работы ребёнка по своим законам, отличным от законов формальной логики. В нем нет случайностей, характерных для мира, на который мы глядим из окна
Живописная техника «пуантилизм» наиболее полно способствует передаче эмоционально-психологического отражения внутреннего мира ребёнка. И также через подбор цветов, через «психологию цвета» можно чутко регулировать, поднимать на высшую ступеньку развитие, эмоциональное состояние ребёнка.
Пуантилизм передаёт опыт человеческих переживаний (в том числе и детских), но в нём есть и интеллектуальный опыт, то есть рефлексия художника.
В моей программе по живописи в каждой четверти (полугодие) учащиеся выполняют блок уроков по усвоению этой живописной техники. Моя задача, как педагога - синтезировать в художественных произведениях учащихся непосредственное переживание реальности и ее интеллектуальное осмысление.
При этом решаются необходимые формальные и технологические вопросы. Вот их основной круг:
Учащиеся пользуются таблицей с хроматическим кругом, при помощи которого быстро находят дополнительные цвета оттенков к различным тонам. Следует отметить, что исполнение одной художественной работы долгое, сложное, трудоемкое дело. Долгое и кропотливое создание каждого произведения, как правило, обеспечивает ему богатую цветность и светоносность, радующую глаз свежесть и чистоту состояний, редкой смыслоемкостью и ясностью авторского высказывания.
Главной формой организации деятельности детей является длительная учебная постановка (натюрморт). Долгое, продолжительное наблюдение и внимательное изучение натуры учит правдиво передавать видимые предметы и явления, их особенности и свойства, дает необходимые теоретические знания и практические навыки. Работы выполняются акварелью, гуашью (кистью, ватными палочками, штамповками).
Задания даются различной сложности, рассчитанные на разный уровень подготовки учащихся. Законченность живописной работы обуславливается поставленной учебной задачей. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.
Закономерности работы над натюрмортом представлены в виде правил, алгоритмов и показаны в методических пособиях. Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения живописи является разъяснение ребёнку последовательности действий и операций, в основе чего лежит последовательность работы над натюрмортом.
В своих работах учащиеся успешно объединяют виртуозно отточенность технических приемов и композиционную интуицию, незашоренность, непосредственность наивного художника и общую дисциплину организации живописной поверхности. Творчество открывается зрителю как бы «потоком частиц», своеобразной цветовой мозаикой.
Техника - «пуантилизм» приближает учащихся к современным задачам живописи, к умению стилизовать, декорировать, искать эмоциональную выразительность работ. Она интересна и результативна.

Изучение живописной техники - «пуантилизм» построены по принципу спирали: каждый последующий этап (тема) как бы повторяет уже пройденное в теории и практике, но уже на более сложном, уровне. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать эмоциональные, композиционно грамотные творческие работы.
Особое внимание обращается на уровень усвоения учащимися полученных знаний и навыков закрепления их в последующих заданиях. Уроки в конце четвертей и года являются ступенью обобщения знаний и умений. На контрольных заданиях предоставляется широко сопоставить разнообразные работы, объединенные общей темой, сравнить свои работы с творчеством товарищей, оценить законченность живописной работы. Подведение итогов по результатам освоения материала данного блока уроков может быть как персональная, так и общая выставка творческих работ учащихся.

Целью выделения данной техники в блок уроков является развитие творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самореализации работы в композиции.

Задачи блока уроков:
*Развитие умения создавать свои собственные произведения, учить находить новое видение знакомых предметов.
*Воспитание усидчивости, терпения, внимательности, старательности.
*Формировать умения и навыки работы с различными художественными материалами.

Принципы построения блока уроков по изучению техники «Пуантилизм»:
1. Личностно-ориентированный подхода к каждому ребёнку;
2. Интеграция разных видов искусства ( изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности;
3. Обогащение сенсорно-чувственного опыта;
4. Естественная радость в разных видах эстетического освоения мира (восприятия, чувствование и деятельность), сохранения непосредственности, эмоциональной открытости;
5. Продуктивное взаимодействие учащихся между собой и взрослым;

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую
части.
Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций.
Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми среднего возраста можно вести игру в вопросы и ответы, им можно дать задание в виде неожиданного сюрприза, кросс-ворда, загадки, ребуса. Дети чутко реагируют на сказочно – игровую ситуацию.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов, педагогического рисунка, последовательности этапов работы, дети выполняют задание, результатом, которого становится живописное произведение.

В результате изучения и применения живописной техники «Пуантилизм» учащиеся должны знать:
• Историю возникновения техники «Пуантилизм» и его современные течения.
• Теорию колористки в живописи, понимать, что такое оптическое смешение и на этой основе применять аналитических способности, зрительную память.
• Изучать специальную литературу с целью получения новых знаний в интересующих их областях искусства не только нашей страны, но и разных стран мира.

должны уметь:
• доводить работу до полного завершения, через что прививается культура труда;
• воплощать свои фантазии, как и выражать свои мысли;
• составлять композиции
• работать с различными материалами

Ожидаемые результаты:
1. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
2. Умение воплощать в работах свои собственные впечатления.
3. Создавать прекрасное своими руками.
4. Ценить свой труд, уважать чужой.
5. Уметь применять теоретические знания на практике.
6. Уметь пользоваться художественным материалом.

Подведение итогов может происходить в виде выставки, проведение конкурсов на выявление лучших работ по темам. Если при выполнении работы присутствовала дипломная работа, её необходимо защитить.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей. Но каждый ребёнок способен творить ярко и
талантливо, только нужно создать благоприятную среду, основанную на доверии и
понимании.
К концу учебного года умения учащихся во всех видах изобразительной и декоративной деятельности должны расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень сформированности изобразительных навыков и умений. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания.

Статья проиллюстрирована работами учащихся ЛГ МАОУ ДОД «Художественная школа» преподаватель Лемьева Г.Н

 



Категория: Разное | Добавил: LANGEPAS14
Просмотров: 4040 | Загрузок: 184 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
Спасибо, что поделились опытом работы!!!

Интересный материал. Пригодится в моей работе. Большое спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог