Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Изобразительное искусство » Уроки, конспекты


Конспект урока ИЗО "Русская изба" для учащихся младшего школьного возраста

СКАЧАТЬ (131.4 Kb) 24.11.2013, 23:34
Новикова Ирина Владимировна
преподаватель, МАОУ ДОД "Детская школа искусств", г.Чернушка, Пермский край
Тема урока: Русская изба.
(для учащихся младшего школьного возраста)

Автор: Новикова Ирина Владимировна-
преподаватель МАОУ ДОД "Детская школа искусств", г.Чернушка, Пермский край.

Тема: Русская изба.
Цель: знакомство учащихся с русской избой.
Задачи:
-формировать знания по устройству русской избы, по обрядам связанные со строительством избы;

- развивать творческую активность;
- воспитывать уважительное отношение к русской традиционной культуре.
Материалы:фотографии, картинки, альбомы, цветные карандаши.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня, ребята, нас ждет много интересного. Мы познакомимся с устройством русской избы, а также с обрядами связанные со строительством избы.
3. Основная часть.
Русская культура, как и другая культура, складывалась веками. Русский народ отбирал самое лучшее и передавал из поколения в поколение свой опыт, свои традиции, обряды. На протяжении жизни человека сопровождают различные события, которые наполнены обрядами: родины, крестины, проводы в армию, свадьба, похороны, праздники, повседневная работа. Все традиции, обряды, связаны с мировоззрением русского человека, устройство избы, костюм.
Человек всегда зависел от природы. Еду, необходимые материалы, брал в природе.
- Зачем людям дом? (отв.)
- Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? (из леса).
- Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?(отв.)
Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.

Рассказ сопровождается показом на иллюстрации.



- Внешний и внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами. Крыша дома связывалась с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом)- с землёй, а подклеть (погреб)- с подземным миром. Потолок внутри избы часто украшался символами солнца, стены- растительным орнаментом. Окна избы- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки-наличники, на которых обязательно был изображен растительный и геометрический орнамент, являлся оберегом. Крыльцо- «распахнутые руки» дома. Они связывали избу с улицей. Располагались избы всегда «лицом» к дороге.
-Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил.
На крыше дома обязательно должен быть конь-охлупень. Конь являлся символом солнца, движущегося по небу.
-Дверь в избу была низкая, а порог высокий.
-Как вы думаете, почему так строили вход в избу? (отв.)
Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.



- В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину её занимала печка: «Без печки хата- не хата». В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности- коров, коз, свиней- готовили в печке.
- Какую ещё роль печь выполняла в избе?(отв.)
Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки.
- Не случайно печь- распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
-Какие сказки вы знаете, где говорится о печи? (отв.)
-Какие события, связанные с печью в них происходят? (отв.)
-А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме? (женщина).
Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной. Здесь у женщины находилось всё то, что нужно было для домашнего хозяйства, для приготовления пищи- полки с посудой, которую крестьяне изготавливали сами.
-Посмотрите внимательно и скажите, какая-нибудь утварь домашняя вам уже знакомы? Назовите их.(отв.пояснить).



-В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы, отмечали праздники: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Этот угол назывался «красным», т.е.красивым.
-От двери до боковой стены была устроена лавка, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Это место было мужской половиной. Под потолком укрепляли полавочники с утварью.



-Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и, конечно, детская колыбель в виде лодочки, подвешенный к потолку.
- Для чего нужен был ткацкий станок? (на нем ткали одежду).

4. Обряды связанные со строительством избы.
Строительство избы была неотъемлемой частью жизни людей. Она играла огромную роль в обрядах, обычаях.
- Какие обычаи, связанные со строительством избы вы можете назвать? (отв.)
- Существовали и обряды с въездом в новую избу. Если можете, то назовите их? (первыми всегда в дом пускали петуха или кошку, чтобы выгнать злых духов, а также, чтобы семья в новом доме жила благополучно).
- А какой большой праздник устраивают с въездом в новый дом? (новоселье). Кого обычно приглашают на новоселье? (родных, друзей, соседей, и всех тех, кто помогал строить дом).

5. Практическая часть.
-Сейчас я предлагаю вам в альбомах нарисовать фрагмент избы с основными предметами.

6.Итог урока.
- Вам понравилось наше занятие? (ответы учащихся)
- О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? (об устройстве избы).
- Что нового вы узнали о избе? (ответы учащихся)

- А сейчас я узнаю, какие вы сегодня на занятии были внимательные. Я загадаю вам старинные загадки и задам вопросы, связаны с избой, а также с предметами быта.
Загадки и вопросы:
1.Жилище крестьян. (изба).
2. Два братца друг на друга глядят,
А вместе не сойдутся. (пол и потолок).
3.Стоит терем, в тереме- ящик. Что это такое? (печь).
4. Четыре брата одним кушаком подпоясаны,
Под одной шляпой стоят. (стол).
5. В избе его называют «красный…» (угол).
6.Черный конь скачет в огонь. (кочерга).
7.Красный петушок по жердочке бежит. (лучина).
8.Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка).
9.Стоит попадья, тремя поясами подпоясанная. (кадка).
10.На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришёл-
Всю семью кормил. (глиняный горшок).
11.Сотни глаз, а сам слепой,
Засорил глаза мукой. (решето).

-Молодцы! Справились с заданием.

-Вы узнали, как жили когда-то русские люди, как они были талантливы и изобретательны. Многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас.
Спасибо за занятие.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: Новикова
Просмотров: 13875 | Загрузок: 646 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 3.2/5

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 5
Очень познавательно, сейчас дети мало знают о жизни своих предков. Спасибо, за конспект.

Спасибо!!! smile

Ирина Владимировна, очень интересный материал. Спасибо!

Спасибо. Я рада что вам понравилось. smile

Загадки интересные, кое-какие можно и для взрослых загадать, например, на родительском собрании. Спасибо за информацию.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог