Конспект урока ИЗО "Русская изба" для учащихся младшего школьного возраста
(131.4 Kb)
24.11.2013, 23:34
Новикова Ирина Владимировна
преподаватель, МАОУ ДОД "Детская школа искусств", г.Чернушка, Пермский край
Тема урока: Русская изба. (для учащихся младшего школьного возраста)
Автор: Новикова Ирина Владимировна- преподаватель МАОУ ДОД "Детская школа искусств", г.Чернушка, Пермский край.
Тема: Русская изба. Цель: знакомство учащихся с русской избой. Задачи: -формировать знания по устройству русской избы, по обрядам связанные со строительством избы; - развивать творческую активность; - воспитывать уважительное отношение к русской традиционной культуре. Материалы:фотографии, картинки, альбомы, цветные карандаши.
Ход урока. 1. Организационный момент. Приветствие. 2. Сообщение темы и цели урока. - Сегодня, ребята, нас ждет много интересного. Мы познакомимся с устройством русской избы, а также с обрядами связанные со строительством избы. 3. Основная часть. Русская культура, как и другая культура, складывалась веками. Русский народ отбирал самое лучшее и передавал из поколения в поколение свой опыт, свои традиции, обряды. На протяжении жизни человека сопровождают различные события, которые наполнены обрядами: родины, крестины, проводы в армию, свадьба, похороны, праздники, повседневная работа. Все традиции, обряды, связаны с мировоззрением русского человека, устройство избы, костюм. Человек всегда зависел от природы. Еду, необходимые материалы, брал в природе. - Зачем людям дом? (отв.) - Как вы думаете, из какого материала строились крестьянские избы? (из леса). - Почему русские люди выбирали лес основным строительным материалом?(отв.) Дерево- постоянный спутник русского человека. Дерево давало кров над головой, тепло в печи, из него делали посуду, мебель. Оно сопровождало человека от колыбели до могилы.
Рассказ сопровождается показом на иллюстрации.
- Внешний и внутренний мир крестьянского дома был наполнен символами. Крыша дома связывалась с небом, клеть (прямоугольный сруб с окнами, дверью, полом)- с землёй, а подклеть (погреб)- с подземным миром. Потолок внутри избы часто украшался символами солнца, стены- растительным орнаментом. Окна избы- «глаза» дома. Над окнами крепились козырьки-наличники, на которых обязательно был изображен растительный и геометрический орнамент, являлся оберегом. Крыльцо- «распахнутые руки» дома. Они связывали избу с улицей. Располагались избы всегда «лицом» к дороге. -Человек обустраивал свой дом, наполнял образами не только для украшения, а для того чтобы привлечь к дому силы добра и света и защититься от злых сил. На крыше дома обязательно должен быть конь-охлупень. Конь являлся символом солнца, движущегося по небу. -Дверь в избу была низкая, а порог высокий. -Как вы думаете, почему так строили вход в избу? (отв.) Делали это для того, чтобы в холод с улицы меньше дуло.
- В старой русской избе была всего лишь одна комната и почти половину её занимала печка: «Без печки хата- не хата». В те далекие времена и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности- коров, коз, свиней- готовили в печке. - Какую ещё роль печь выполняла в избе?(отв.) Русская печь обогревала дом, на ней сушили одежду и обувь, грибы и ягоды. На печке можно было даже спать. Особенно любили это делать старики и ребятишки. - Не случайно печь- распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках. -Какие сказки вы знаете, где говорится о печи? (отв.) -Какие события, связанные с печью в них происходят? (отв.) -А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме? (женщина). Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной. Здесь у женщины находилось всё то, что нужно было для домашнего хозяйства, для приготовления пищи- полки с посудой, которую крестьяне изготавливали сами. -Посмотрите внимательно и скажите, какая-нибудь утварь домашняя вам уже знакомы? Назовите их.(отв.пояснить).
-В переднем углу избы находился духовный центр дома. Духовный от слова «душа». Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями. Для того чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Рядом стоял обеденный стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы, отмечали праздники: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Этот угол назывался «красным», т.е.красивым. -От двери до боковой стены была устроена лавка, на которой мужчины занимались хозяйственной работой. Это место было мужской половиной. Под потолком укрепляли полавочники с утварью.
-Почти в каждой избе имелся ткацкий станок и, конечно, детская колыбель в виде лодочки, подвешенный к потолку. - Для чего нужен был ткацкий станок? (на нем ткали одежду).
4. Обряды связанные со строительством избы. Строительство избы была неотъемлемой частью жизни людей. Она играла огромную роль в обрядах, обычаях. - Какие обычаи, связанные со строительством избы вы можете назвать? (отв.) - Существовали и обряды с въездом в новую избу. Если можете, то назовите их? (первыми всегда в дом пускали петуха или кошку, чтобы выгнать злых духов, а также, чтобы семья в новом доме жила благополучно). - А какой большой праздник устраивают с въездом в новый дом? (новоселье). Кого обычно приглашают на новоселье? (родных, друзей, соседей, и всех тех, кто помогал строить дом).
5. Практическая часть. -Сейчас я предлагаю вам в альбомах нарисовать фрагмент избы с основными предметами.
6.Итог урока. - Вам понравилось наше занятие? (ответы учащихся) - О чем мы с вами сегодня говорили на занятии? (об устройстве избы). - Что нового вы узнали о избе? (ответы учащихся)
- А сейчас я узнаю, какие вы сегодня на занятии были внимательные. Я загадаю вам старинные загадки и задам вопросы, связаны с избой, а также с предметами быта. Загадки и вопросы: 1.Жилище крестьян. (изба). 2. Два братца друг на друга глядят, А вместе не сойдутся. (пол и потолок). 3.Стоит терем, в тереме- ящик. Что это такое? (печь). 4. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, Под одной шляпой стоят. (стол). 5. В избе его называют «красный…» (угол). 6.Черный конь скачет в огонь. (кочерга). 7.Красный петушок по жердочке бежит. (лучина). 8.Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (ложка). 9.Стоит попадья, тремя поясами подпоясанная. (кадка). 10.На топтале был, На кружале был, На пожаре был, Домой пришёл- Всю семью кормил. (глиняный горшок). 11.Сотни глаз, а сам слепой, Засорил глаза мукой. (решето).
-Молодцы! Справились с заданием.
-Вы узнали, как жили когда-то русские люди, как они были талантливы и изобретательны. Многое из того, что ими придумано, мы используем и сейчас. Спасибо за занятие.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.