Сегодня: 21.12.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Химия » Разное


Статья "Использование современных ИКТ на уроках химии и биологии"

СКАЧАТЬ (392.1 Kb) 25.11.2014, 19:55
Савчук Оксана Васильевна
учитель химии и биологии, МОУ "СОШ" пгт. Кожва
«Все самое главное с учеником происходит на уроке»
(Ю. А. Конаржевский)
Урок – основная форма обучения. Учитель в среднем проводит за свою
жизнь 25 тысяч уроков, ученик посещает их ≈ 11 тысяч, поэтому урок недооценивать нельзя!!! Каким должен быть современный урок?
Я думаю, современный урок - это совершенно новый по форме, содержанию и методам урок, который не теряет связи с прошлым опытом обучения. Он должен иметь непосредственное отношение к интересам ребёнка, готовить его к жизни в меняющемся обществе. В результате моей работы я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно путем повышения интереса к предмету. Для этого я использую на своих уроках современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные. Использование современных ИКТ-технологий на уроках не только повышает интерес к предмету, но и активизирует познавательную деятельность учащихся, экономит время на объяснение материала, позволяет выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание. ИКТ позволяет дифференцировать и индивидуализировать работу учащихся, даёт возможность увеличить накопляемость оценок, создаёт комфортность на уроках.
ИКТ–технологии применяются мною как на различных этапах, так и на разных типах урока:
Применение ИКТ на различных этапах урока.
1.Организационное начало урока (например:видеофрагмент притча про бабочку),
.

мотивация (например: урок химии по теме: Алканы; состав, строение, изомерия, номенклатура, получение начинаю со слайда и истории смерти 15-летней Ханны Гринер, что мотивирует учащихся, на определения причин смерти девушки (используют сеть интернет) и определения темы урока),

целеполагания (посмотрите на слайд и сформулируйте цель урока).
2.реализация основных этапов урока (презентация, видеофрагменты, ресурсы сети интернет, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программы-тренажеры).
3.физкультурные минутки (используя ИКТ провожу электронные и музыкальные минутки).


4.организации контрольно-измерительного блока (например:биологические и химические диктанты, тесты, заданий типа «убери лишнее», «закончите предложение» и т.д.)
5.домашнего задания (предлагаю ребятам составить электронные презентации, решить кроссворды).
Применение ИКТ на различных типах урока.

1.Урок изучения нового материала (традиционный, лекция, экскурсия, исследовательская работа). На этих уроках применяю не только презентацию, но и видеофрагменты, ресурсы сети интернет, электронные энциклопедии, дидактические материалы, программы-тренажеры. На уроках по многообразию животных и растений я использую серию фильмов «Life» («Жизнь»), в которых рассказывается о жизни рептилий, амфибий, млекопитающих, рыб, птиц, насекомых и растений. Применяю аудиокурсы компании ИДДК: «Биология, 6», «Ботаника и зоология, 7», «Биология: Человек, 8», «Лекции для школьников: Растительный мир России», «Лекции для школьников: Животный мир России». Все представленные записи имеют формат mp3. В каждом сборнике аудиоматериалов содержатся лекции, некоторые из них повторяют текст учебника.
2. Урок комплексного применения знаний (практикум, лабораторная работа и т.д.). На этих уроках кроме презентации применяю системы виртуального эксперимента – это программные комплексы, позволяющие обучаемому проводить эксперименты в «виртуальной лаборатории». Главное преимущество – они позволяют проводить эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности и временным характеристикам.
3. Урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция, круглый стол). Задача такого типа урока – собрать все наблюдения, сделанные в процессе анализа, в единую систему целостного восприятия темы, но уже на уровне более глубокого понимания, выйти за пределы уже затронутых проблем, эмоционально охватить всю тему. Поэтому презентации, использованные на таких уроках, отличатся от презентаций, используемых на уроках изучения нового материала. Они содержат схемы, таблицы, выводы, что позволяет сэкономить время и, самое главное, представить изученный материал целостно. Кроме того выводы и схемы, появляются постепенно, после обсуждения или опроса учащихся. К обобщающему уроку предлагаю учащимся подготовить небольшой отчет о домашнем эксперименте или защиту мини проекта по пройденной теме.
4. Урок контроля, оценки и коррекции знаний (контрольная работа, зачет, смотр знаний). На этих уроках применяю презентации, ресурсы сети интернет, дидактические материалы, программы «Электронные уроки и тесты». В электронных уроках предлагается альтернативная форма подачи материала, выполнения упражнений и контроля знаний. Помимо полного охвата тем школьного курса, они содержат большое количество дополнительной информации, нередко выходящей за рамки школьной программы. Кроме того, что тоже важно, они могут быть использованы с любым из действующих учебников.
5. Нестандартные уроки. В последнее время во многих публикациях в научно - педагогических журналах, а также среди учителей приобрело распространение понятия так называемого "нестандартного урока", к которому относят:
- уроки игры (деловые, ролевые, художественные);
- уроки сценарии (по примеру ТВ-программ);
- уроки-поиски (с организацией самостоятельной работы учащихся).
На протяжении нескольких лет я практикую нестандартные уроки с использованием ИКТ, что позволяет
- стимулировать интерес учащихся к изучению химии и биологии,
- способствовать развитию познавательного и коммуникативного интереса,
- стремления к самостоятельной работе как на уроке, так и во внеурочное время,
- позволяет дифференцировать обучение и служит одним учащимся для ликвидации пробелов в знаниях, а другим для расширения своих знаний,
- способствует более глубокому и осознанному восприятию нового материала.
В перечисленных типах уроков презентации создаю не только я, но и мои ученики. В старших классах ученики бывают авторами урока-презентации, который становится их итоговой работой по теме или курсу, творческим отчетом о результатах исследовательской работы.
Важным пунктом использования ИКТ становится подготовка к ЕГЭ. Существует большое количество электронных репетиторов для подготовки. С учащимися, решившими сдавать ЕГЭ по химии или биологии, я использую презентацию – тренажер с выбором одного ответа, а также

электронные учебники Новая Школа - Экспресс подготовка к экзамену. 9-11 класс. Этот сборник содержит развернутые теоретические сведения и правила по всем предметам школьной программы. Часть из них представлена в виде мультимедийных лекций, в которых наглядно демонстрируются самые сложные аспекты изучаемой темы и имитируются объяснения реального учителя. В «Репетиторе Кирилла и Мефодия» есть также возможность проводить свободные тренинги и свободные экзамены, т.е. мини-экзамены по отдельным темам или даже по отдельным вопросам.

В завершение можно сделать вывод, что ИКТ, безусловно, важная и неотъемлемая составляющая современного преподавания. Но их использование на уроке должно быть продуманным, целесообразным и грамотным. Одним словом, профессиональным. Моя дальнейшая педагогическая деятельность предполагает расширение работы в рамках новых информационных технологий, поиск и освоение новых методов работы с компьютером при изучении химии и биологии в целях повышения качества образования, активизации познавательного интереса, учащихся к предмету.


Категория: Разное | Добавил: химик
Просмотров: 2691 | Загрузок: 98 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Елена Алексеевна. Спасибо за комментарий. Рада, что из моей статьи Вы узнали, что то новое.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
XI Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XXIV Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
XV Всероссийский творческий конкурс "Фантазия и творчество"
XIV Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"
IX Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
Всероссийский творческий конкурс "Змейка - 2025"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог