Этот педагогический прием является разновидностью тестового задания, когда даны и вопросы, и ответы к ним, то есть необходимо произвести выбор правильного ответа. Уникальность приема состоит в том, что номера ответов на вопросы нужно вписать в ячейки «магического квадрата». Вернее «магическим» квадрат станет тогда, когда все ответы найдены правильно.
Магический, или волшебный квадрат- это квадратная таблица , заполненная числами таким образом, то сумма чисел в каждом столбце, каждой строке одинакова. Самый простой такой квадрат состоит из девяти ячеек, где сумма чисел по вертикали и по горизонтали равна 15.
Ячейки квадрата пронумерованы буквами А, Б, В, Г и т.д. В таком же порядке задаются вопросы, ответы на которые пронумерованы числами. Выбрав правильный ответ из списка, ученик должен вписать номер ответа в соответствующую ячейку квадрата. Правильность выполнения задания сверяется по сумме чисел в каждой строке и в каждом столбце «магического квадрата».
Прием «магический квадрат» является одним из разновидностей заданий в тестовой форме, но имеет, на мой взгляд, некоторые преимущества перед обычными тестами. Во-первых, позволяет охватить в одном задании несколько близких по смыслу химических понятий, которые должны научиться различать обучающиеся. Во-вторых, можно скомбинировать вопросы репродуктивного характера с вопросами, на которые ученик может ответить, выполнив определенные логические умозаключения или решив задачу. В-третьих, и это самое привлекательное для учащихся, тестируемый может скорректировать ход своих мыслей, так как может проверить правильность выполнения задания, подсчитав суммы чисел по вертикали и по горизонтали. Плюс ко всему это позволяет применять прием «магический квадрат» и для самостоятельного освоения нового материала. В ходе выполнения задания ученики в некоторых случаях могут понять смысл новых понятий и терминов.
Весь текст материала находится в приложенном файле
|