Сегодня: 04.08.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Химия » Уроки, конспекты


Конспект урока, презентация по химии 10 класс "Жиры"

СКАЧАТЬ (925.9 Kb) 13.11.2013, 19:26
Ущербова Любовь Владимировна
учитель химии, ГБОУ СОШ № 519, город Москва
Ущербова Любовь Владимировна, ГБОУ СОШ № 519, города Москвы,
учитель химии
Урок по теме «Жиры», 10 класс
Цель: развитие и систематизация на межпредметном уровне знаний о природных высокомолекулярных веществах – жирах, их строении, свойствах и значении в жизни человека.
I. Организационный момент
II. Ход урока
Задание:
Написать полные уравнения реакции этерификации глицерина со стеариновой, пальметиновой кислотами (открыть учебник и проверить правильность выполнения задания).
Получили новый класс соединений – жиры. Записываем в тетради определение класса соединений. Жиры – сложные эфиры глицерина и высших одноосновных карбоновых кислот (слайд 1)



Историческая справка.
Жиры - это биологическая группа активных веществ, играющих важную роль. Они являются источником энергии для животного организма. Количество накапливаемого жира зависит от режима питания, возраста. Обычно количество жира в человеческом организме составляет 10-20 % от общей массы, у животных достигает 50%, у растений накапливается в семенах, плодах до 50%.
Жиры относятся к большому классу соединений, которые называется липиды, "жироподобные". Из липидов, входящих в состав пищевых продуктов, особенно важны жирные кислоты, собственно жиры (триглицериды), стерины, фосфолипиды, гликолипиды.
Классификация жиров:
1. животного происхождения (Цор, карточка ресурса№ 125402) (слайд 2)



твердые жиры
Животные жиры (бараний, свиной, говяжий и т.п.), - твердые вещества. В их состав входит большое количество насыщенных жирных кислот, имеющих высокую температуру плавления. Жиры животные, природные продукты, получаемые из жировых тканей животных, представляют собой смесь триглицеридов высших насыщенных или ненасыщенных жирных кислот.
Источником животных жиров являются свиное сало (90—92 % жира), сливочное масло (72—82%), жирная свинина (49 %), колбасы (20—40 %), сметана (30 %), сыры (15—30 %).
2. растительного происхождения (Цор, карточка ресурса№ 125404) (слайд 2)



жидкие жиры
Растительные жиры в отличие от животных содержат значительное количество полиненасыщенных жирных кислот, относящихся к незаменимым факторам питания. Растительные жиры – масла (подсолнечное, соевое, хлопковое и др.) – жидкости (исключение – кокосовое масло).
Источник растительных жиров - растительные масла (99,9 % жира), орехи (53—65 %), овсяные (6,1%) и гречневые (3,3 % крупы).
Растительные масла используют для потребления в пищу – в составе различных продуктов, майонез, шоколад и другие кондитерские изделия.
В природе встречаются как жидкие, так и твердые жиры, так как те и другие образованы одним и тем же спиртом. В состав жидких жиров входят непредельные кислоты, в состав твердых – предельные.
Основными структурными компонентами жиров являются жирные кислоты. В природе обнаружено более 200 жирных кислот. Жирные кислоты делятся на насыщенные и ненасыщенные. В насыщенных жирных кислотах все химические связи углерода заполнены водородом. В ненасыщенных жирных кислотах имеется одна или несколько ненасыщенных водородом связей. Жирные кислоты различаются также по длине цепочки атомов углерода. Из насыщенных жирных кислот в продуктах питания чаще всего встречаются пальмитиновая и стеариновая. Наибольшее количество насыщенных жирных кислот содержится в животных жирах. Из непредельных жирных кислот самой распространенной является олеиновая. Больше всего ее содержится в оливковом масле - 65%. Имеются данные о благоприятном действии олеиновой кислоты на липидный обмен, в частности на обмен холестерина, а также на функции желчевыводящих путей. Главными представителями непредельных жирных кислот являются линолевая, линоленовая. Жиры легче воды: их плотность колеблется в пределах от 0,9 до 0,98 при 15ºС. В воде жиры не растворяются, но в присутствие белка или щелочи образуют достаточно прочные эмульсии. Например, молоко.
Все жиры хорошо растворяются в бензине, эфире, сероуглероде, хлороформе, четырёх-хлористом углероде. В чистом виде жиры бесцветны, без запаха и вкуса. Окраска и запах природных жиров обусловлены примесями. Все жиры нелетучие и при нагревании разлагаются.
Тренажеры (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов): (слайд 3)



Классификация жиров (карточка ресурса № 125399)
Классификация жиров
Строение жиров (карточка ресурса № 125406)
Строение жиров
Химическая природа жиров была установлена в первой четверти 19 века.
1. Гидролиз (слайд 4,5)





Шеврель впервые осуществил гидролиз жиров – они представляют собой сложные эфиры.
Жирам как сложным эфирам свойственна обратимая реакция гидролиза, катализируемая минеральными кислотами.
При участии щелочей гидролиз жиров происходит необратимо. Продуктами в этом случае являются мыла – соли высших карбоновых кислот и щелочных металлов.
Натриевые соли – твердые мыла, калиевые – жидкие. Реакция щелочного гидролиза жиров, и вообще всех сложных эфиров, называется также омылением.
2. Синтез (слайд 6,7)





Синтез жиров осуществлен Бертло нагреванием глицерина со стеариновой кислотой.
3. Жидкие жиры превращают в твердые путем реакции гидрогенизации (гидрирования) (слайд 8)



При этом водород присоединяется по двойной связи, содержащейся в углеводородном радикале молекул масел.
Взаимодействие с перманганатом калия доказывает наличие непредельных кислот в жирах ( видеоопыт «Определение непредельности жиров», Цор, карточка ресурса № 54517)
Определение непредельности жиров
Тренажер: Цор «Гидролиз жиров», карточка ресурса № 125407
Гидролиз жиров
Функции жиров:
1. Жиры - это класс органических веществ, ведущее назначение которых - энергообеспечение организма. Известно, что молекулы жира обладают большей энергоемкостью по сравнению с углеводами. Так, при окислении 1 г жира до конечных продуктов - воды и углекислого газа выделяется в 2 раза больше энергии, чем при окислении того же количества углеводов (при сгорании 1г жира выделяется 37,7 кДж (9 ккал) тепла (при сгорании 1 г углеводов - только 16,75 кДж (4 ккал). Жиры являются аккумуляторами энергии, но сгорают они в пламени углеводов.
2. Жиры незаменимый элемент мембран всех клеток, они участвуют в большинстве процессов жизнедеятельности клеток и, в частности, способствуют тому, чтобы кожа была эластичной и имела здоровый вид. Клетки мозга состоят из жира более чем на 60 %, и недостаток поступающего в организм жира сказывается на его работе не лучшим образом.
3. Благодаря крайне низкой теплопроводности жиры откладываемый в подкожной жировой клетчатке, служит термоизолятором, предохраняющим организм от потери тепла. Жировые отложения обеспечивают эластичность кожи. При голодании, а также при недостаточном питании в организме исчезает запасной жир.
4. Жиры используются в пищевой промышленности, для приготовления олифы, смазочных масел, для фармацевтических целей, для изготовления линолеума и клеенок.
5. Защитная функция.
Кстати:
Ожирение спасло от смерти раненного в живот жителя Чили, на которого напал вооруженный грабитель. Как оказалось, лишний вес помог чилийцу, и задержать преступника. Как сообщает Ananova, 33-летний водитель автобуса Алегрия Кэмпос совершал очередной рейс, когда вооруженный человек ворвался в салон и начал грабить пассажиров. Кэмпос тут же остановил автобус и включил аварийный сигнал, чтобы привлечь внимание полиции. После этого водитель вышел из кабины и попытался самостоятельно остановить грабителя. Он подошел к преступнику и начал вырывать из его рук пистолет. Бандит, которому Кэмпос выкручивал руки, дважды выстрелил. Одна пуля попала в лобовое стекло автобуса, вторая – водителю в живот. Однако раненый мужчина все же сумел задержать грабителя. Кэмпос упал на преступника и намертво придавил его к полу своим весом. Прибывшая на место происшествия полиция арестовала 29-летнего бандита, и довезла Кэмпоса до госпиталя. Врачи, увидевшие раненного в живот водителя, решили, что он находится при смерти – такое ранение считается смертельным. Но, во время операции выяснилось, что, ни один жизненно важный орган мужчины не пострадал. Изумленные медики вынули пулю, зашили рану и сообщили пациенту, что через пару дней отпустят его домой. Врачи до сих пор удивляются, как Кэмпос выжил. По их словам, водителя спасла только его тучность: пуля просто застряла в жировых отложениях. Будь мужчина немного похудее, он бы скончался еще до приезда полиции.
6.Получение технических жиров
Если жидкий жир подвергнуть гидрированию, т. е. с помощью катализатора присоединить водород по двойным связям, то получится твердый жир, называемый саломасом. Его используют для получения мыла и маргарина. Чтобы получить маргарин, к саломасу добавляют сливочное масло, молоко, витамины.
Очень важно помнить, что опасно (слайд 9,10,11) :







Автомобильный тоннель "Монблан" находится в Альпах. Особенность этого тоннеля - он самый глубокий в мире. Над его сводами - почти два с половиной километра горных пород и земли. Это важнейшая транспортная артерия, связывающая Францию и Италию. Если ехать в объезд, потребуется семь часов. По тоннелю - пятнадцать минут. 24 марта 1999 года в тоннель Монблан въехал обычный грузовик. Груз - маргарин и мука. Водитель не обратил внимания на легкий дымок, который вырывался откуда-то из-за кабины. Когда грузовик был уже в середине тоннеля, дымок превратился в густой дым. Затем машина загорелась и взорвалась. В результате заживо сгорели 38 человек. Тоннель превратился в крематорий. 53 часа бушевал пожар.
Закрепление.
Тренажер – Цор- интерактивный тест «Сложные эфиры. Жиры», карточка ресурса
№125411.
Интерактивный тест "Сложные эфиры. Жиры".
Рефлексия.
Составить синквейн.
Правила написания:
1-я строка – одно слово, существительное, которое заключает в себе предмет, о котором пойдет речь в синквейне;
2-я строчка- два прилагательных, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;
3-я строчка- тир глагола, описывающими совершаемые данным предметом характерные действия;
4-я строчка – фраза, выражающая личное отношение к описываемому предмету;
5-я строчка- содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета.
1. Жиры.
2. Растительные, животные.
3. Запасаются, гидролизуются, гидрируются.
4. Состоят из глицерина и высших карбоновых кислот.
5. Высокомолекулярные соединения.
Спасибо за внимание. Домашнее задание: параграф 31. (слайд 12)



Используемая литература: (слайд 13)



Мишель Эжен Шеврель ( Приложение 1)

Года жизни: 1786-1889
Страна: Франция
Вот уже три месяца Париж готовился к знаменательному юбилею. Парижские газеты захлебывались от сенсационного сообщения: великий французский ученый, достопочтенный Ми¬шель Эжен Шеврель 31 августа 1886 года собирался торжест¬венно отметить свой сотый день рождения. К празднествам ста¬ли готовиться задолго — еще с весны.
17 мая 1886 года состоялось торжественное заседание Па¬рижской Академии наук. В своих выступлениях ученые говори¬ли о неоценимом вкладе Шевреля в различные области химии. В течение восьмидесяти лет он занимался научной деятельно¬стью. Его исследования состава жиров привели к правильному пониманию процесса омыления. Разработанный им метод полу¬чения чистых жирных кислот нашел важное практическое при¬менение в производстве высококачественных свечей. Большую часть своих научных работ Шеврель посвятил исследованиям красок, крашению и изучению психологического и эстетического воздействия различных сочетаний цветов на человека. Успехи Шевреля в науке делали честь не только французским ученым. Его научная деятельность была широко известна за пределами Франции, и открытиями Шевреля гордился весь ученый мир того времени.

БЕРТЛО (Berthelot), Пьер Эжен Марселен ( Приложение 2)

25 октября 1827 г. – 18 марта 1907 г.
Французский химик и общественный деятель Пьер Эжен Марселен Бертло родился в Париже в семье врача. Вначале Бертло изучал медицину, но под влиянием лекций Т.Пелуза и Ж.Дюма решил посвятить себя химии. Окончив Парижский университет в 1849 г., работал в лаборатории Пелуза, а с 1851 – в Коллеж де Франс у А.Ж.Балара. В 1859-1864 гг. Бертло был профессором химии Высшей фармацевтической школы в Париже, в1864-1906 гг. – профессор в Коллеж де Франс.
В 1851 г. Бертло начал свои работы по синтезу органических соединений из элементов. Бертло синтезировал многие простейшие углеводороды – метан, этилен, ацетилен, бензол, а затем на их основе – более сложные соединения. В 1853-1854 гг. взаимодействием глицерина и жирных кислот Бертло получил аналоги природных жиров и т.о. доказал возможность их синтеза. Попутно он установил, что глицерин – трёхатомный спирт. Принципиальное значение имел синтез этилового спирта гидратированием этилена в присутствии серной кислоты (1854); до этого этиловый спирт получали только брожением сахаристых веществ. Этими синтезами Бертло нанёс окончательное поражение представлениям о «жизненной силе».
В 1861–1863 гг. Бертло совместно с французским химиком Л. Пеан де Сен-Жилем опубликовал исследования скорости образования сложных эфиров из спиртов и кислот, занимающие видное место в истории химической кинетики. Бертло принадлежит почётное место среди основоположников термохимии. Он провёл обширные калориметрические исследования, приведшие, в частности, к изобретению в 1881 г. калориметрической бомбы, ввёл понятия «экзотермической» и «эндотермической» реакций. Развивая термохимические идеи датского химика Х.П.Ю.Ю.Томсена, Бертло выдвинул в 1867 г. принцип максимальной работы (принцип Бертло-Томсена), согласно которому все самопроизвольные процессы протекают в направлении наибольшего теплообразования.
Кроме этого, Бертло исследовал действие взрывчатых веществ: температуру взрыва, скорости сгорания и распространения взрывной волны и др. Им были заложены основы изучения терпенов. В 1867 г. Бертло предложил общий метод восстановления органических соединений йодистым водородом. Занимаясь агрохимическими исследованиями, Бертло выяснил значение углерода, водорода, азота и др. элементов в растениях и высказал предположение о возможности фиксации свободного азота почвой, населённой микроорганизмами и не покрытой растительностью.
Бертло являлся также одним из крупнейших историков химии. В 1885 г. вышел его труд «Происхождение алхимии». В 1887–1893 гг. Бертло опубликовал собрания древнегреческих, западноевропейских, сирийских и арабских алхимических рукописей с переводами, комментариями и критикой. Бертло принадлежит книга «Революция в химии. Лавуазье» (1890).
Автор знаменитых химических синтезов, разносторонне образованный учёный, Бертло в ряде случаев был непоследовательным. Он долго отрицал атомно-молекулярную теорию, теорию химического строения, периодический закон, теорию электролитической диссоциации. Понятие молекулы он считал неопределённым, атома – гипотетическим, а валентность – иллюзорной категорией. Однако будучи настоящим учёным, он уже на склоне лет, окруженный ореолом славы, нашёл в себе мужество отказаться от своих прежних представлений. Свой отказ он выразил следующими словами: «Главная обязанность ученого не в том, чтобы пытаться доказать непогрешимость своих мнений, а в том, чтобы всегда быть готовым отказаться от всякого воззрения, представляющегося недоказанным, от всякого опыта, оказывающегося ошибочным».
Помимо научной работы, Бертло активно занимался общественно-политической деятельностью. С 1876 г. Бертло занимался вопросами просвещения: был генеральным инспектором высшего образования, а в 1886–1887 гг. – министром народного просвещения и изящных искусств. В 1895–1896 гг. Бертло был министром иностранных дел Франции. Продолжатель традиций просветителей-энциклопедистов XVIII в., Бертло был последовательным атеистом, ратовал за расширение образования, за союз естествознания и философии. Глубоко веря в преобразующую силу науки, Бертло полагал, что с её помощью без революционных потрясений могут быть решены и социальные проблемы.
В 1873 г. Бертло стал членом Парижской академии наук; в 1889 г . – её непременным секретарём. Член-корреспондент Петербургской АН (с 1876 г.).

Ущербова Любовь Владимировна, ГБОУ СОШ № 519, города Москвы,
учитель химии


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: ulv519
Просмотров: 12829 | Загрузок: 1401 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.7/3

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 2
+1   Спам
1 Елена (ElenaM40)   (18.11.2013 11:06) [Материал]
Любовь Владимировна, ознакомилась с Вашей работой. Хороший материал, много дополнительной информации, что важной в связи с ФГОС второго поколения. Презентация идет как дополнение. Фон, текст соответсвую правилам составления. Вы серьезно продумали весь материал. С уважением, Елена.

Елена, добрый день! Спасибо за положительный отзыв. С уважением Л.В.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 04.08.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог