Ущербова Любовь Владимировна, ГБОУ СОШ № 519, города Москвы, учитель химии
«СЕРНАЯ КИСЛОТА», 9 класс.
ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с историей открытия кислоты, с индивидуальными химическими свойствами, с правилами техники безопасности и областью применения кислоты, отшлифовывать навыки химического эксперимента у учащихся, способствовать развитию интереса к предмету, уверенности в своих знаниях и умениях. ОБОРУДОВАНИЕ. Компьютер, мультимедийный проектор, диск с компьютерной презентацией, к. серная кислота, ткань, сахарная пудра, свеча, лучинка, листок бумаги с рисунком разбавленной кислоты, этанол, перманганат калия, вода, три пронумерованные пробирки с растворами карбоната, хлорида, сульфата натрия, соляная кислота, хлорид бария, нитрат серебра, халаты, очки, резиновые перчатки. ХОД УРОКА. 1. Организационный момент. Приветствие. (1 слайд.)
2. Мотивационный этап. Объявляем цель урока и девиз: « Всегда держись на чеку». 3. Объяснение нового материала - (2 слайд)
Используем игровой момент. Результат - тема урока. Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков. Ее называли : 1) купоросное масло, 2) серное масло. (3 слайд).
Алхимик Андреас Либавий в 1595 г. Установил тождественность обоих веществ. Это серная кислота. Задание классу - перечислить ее физические свойства. Вывод: кислота обладает всеми химическими свойствами кислот. Задание классу - перечислить характерные химические свойства кислот (обучающиеся перечисляют). Они относятся и к разбавленной серной кислоте. Но наибольший интерес вызывает концентрированная серная кислота, которая обладает и индивидуальными свойствами. (4 слайд).
Показать емкость с концентрированной серной кислотой, указав группу хранения. (Показывать с соблюдением правил ТБ). (5 слайд).
На обратной стороне емкости обязательно прочитать аннотацию. Опыт- растворение кислоты. (Показывает учитель, соблюдение правил ТБ). (6 слайд).
И хорошо подходят слова сатирика николаевской эпохи Козьмы Пруткова « Всегда держись начеку». Серная кислота- это особое вещество. Показать опыты. (Опыты проводит учитель, соблюдая правила ТБ): А) бесцветные чернила; Б) обугливание ткани; В) обугливание сахарной пудрой (вопрос классу- какой газ поднимает массу, запах вызывает - ... ) – Цор ( карточка ресурса 125264); Г) возгорание свечи; Д) обугливание лучины. Вопрос классу: Что произойдет, если концентрированная кислота попадет на кожу рук, лица ...? Какую медицинскую помощь необходимо оказать? Показать аптечку. (7 слайд).
Прав Дмитрий Иванович Менделеев «Опыт- единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории». Вопрос классу - Какие правила ТБ необходимо соблюдать при работе с серной кислотой и почему? Кислота и ее соли имеют качественную реакцию. Ученический эксперимент? (Под контролем учителя и соблюдением правил ТБ). Задание. В пронумерованных пробирках находятся растворы сульфата натрия, карбоната натрия, хлорида натрия. Определить каждое вещество? Оформить в виде таблицы.(8 слайд)
Очень долго серная кислота не находила применение. Но как только началось ее использование- кислоту возвеличили. 9 слайд - применение кислоты.
Вывод: Серная кислота - хлеб химической промышленности. Развлекательный момент (рефлексия) - показ слайдов (10-18) и зачитываем сказку о кислоте.
В заключении - межпредметная связь с биологией (схема по переливанию групп крови), аналогично показать переход степеней окисления серы.
Домашнее задание дифференцированное: написать уравнения реакций и разобрать ОВР: для слабых учеников - а,в; для средних - б,ж; для сильных - г,д,е. Подведение итогов. Оценка активности учеников и слова благодарности за работу на уроке, за помощь, оказанную вне урока.
Здравствуйте. Ознакомилась с вашей работой. Она больше подходит для проведения внеклассного мероприятия (не как учебное занятие-урок). Много интересной информации и мало химии. Обучающиеся кратко говорят о свойствах раствора серной кислоты, я думаю, здесь это надо отработать как составление химических реакций в молекулярной и ионной форме. В 9 классе большое внимание думаю надо уделить реакциям концентрированной серной кислоты с металлами. И вновь отмечу, что упор надо делать на реакции и уже в окислительно-восстановительной форме. И мне не очень понятен конец урока и связь с биологией. В домашнем задании не указаны параграф и где брать задания - а, б, в и т.д. С уважением, Елена.
Елена, добрый вечер! Извините, что сразу не ответила на Ваш комментарий. Спасибо за критичное отношение к уроку, я его принимаю, но мое видение урока такое, как я его представила. Ранее я давала урок в традиционной форме, отрабатывая ионные уравнения, ОВР, но когда попросили дать урок для молодых специалистов округа я смоделировала его таким. В дальнейшем не пожалела, так как ионные уравнения, ОВР отрабатывала до изучения серной кислоты, а свойства кислот повторяем с 8 класса и при изучении тем курса 9 класса не раз возвращаемся к ним. В этом уроке я ставила цель познакомить с индивидуальными свойствами конц. серной кислоты, показав какую опасность она представляет. Схема цепочки превращений сходна как с переливанием групп крови, в этом и связь с биологией. С уважением Л.В.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.