Речевые правонарушения школьников: оскорбление и клевета.
«13 июля 2012 Госдума собралась последний раз перед уходом на каникулы. На этом заседании депутаты приняли в последнем третьем чтении закон об НКО и вернули в Уголовный кодекс статью о клевете. Статья УК предусматривает штраф за клевету, максимальный размер которого достигает 5 млн рублей. Клевета в Уголовном кодексе будет разделена на пять различных видов, в зависимости от которых варьируется и мера ответственности. Во всех случаях это принудительные, или обязательные работы, либо штраф. Дешевле всего обойдется "простая клевета" – распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию – до полумиллиона рублей. Далее идут своеобразные отягчающие обстоятельства: "в публичном выступлении", "с использованием служебного положения", "об опасной болезни", "о совершении тяжкого или особо тяжкого преступления". Последний пункт предусматривает штраф до пяти миллионов рублей.
Источник новости – РИА
Как мы видим «клевета», как, впрочем, и «оскорбление» имеют вполне ощутимые последствия со стороны УК РФ. Но анализируя соответствующие статьи, становится ясно, что привлечь к уголовной или административной ответственности можно только в определенных случаях, а именно, когда речь касается известных людей, способных отстоять своё имя как в материальном, так и моральном аспекте. А что делать ребенку, подростку. Как часто в повседневной жизни можно услышать: «Словом и убить можно!» Правда, подразумеваем мы, конечно, под этим не буквальный смысл, а лишь то, что иным словом человека можно глубоко оскорбить или унизить. Клевета и оскорбление, на первый взгляд имеют много общего, но я бы разделила два этих понятия, хотя к последствиям, как оскорбления, так и клевета могут привести одинаково печальным.
Все начинается с безобидных, на первый взгляд, прозвищ. Прозвище служит своего рода ярлыком, который пристает к человеку и приносит большие мучения. Почему же появляются прозвища? Некоторые данным методом стараются самоутвердиться, а иногда причиной становится всего лишь зависть. Чем оскорбительней прозвище, тем страшней последствие. Как поступить в данной ситуации – способов несколько.
Дети очень болезненно реагируют на обидные прозвища и ищут поддержки у родителей. Советовать ребенку: не отзываться на прозвище, правильно не во всех случаях. Так можно поступить ребенку, который уверен в себе, не страдает заниженной самооценкой и имеет друзей в школе. Если же ребенок не очень активный и не имеет железного характера, то бороться с обидчиками одному бывает очень трудно. В этом случае отвечать на прозвище безразличием бесполезно, чем дальше он будет игнорировать происходящее, тем больше будут его дразнить. Чтобы избежать этого, начните работу над повышением самооценки у ребенка. Чаще хвалите его, помогите ему принять и полюбить себя. Пусть он знает, что если называют "очкариком", то это не повод для обиды, ведь очки носят многие известные люди. Например, "очкариком" обзывали в школе и Белл Гейтса, но он стал самым успешным человеком в мире. Приведите примеры из жизни других знаменитостей и объясните, что избежать прозвища в детстве удается единицам, просто надо спокойно реагировать на них. Задача родителей - убедить ребенка в том, что он красив и может нравиться даже в том внешнем виде, какой у него есть. Например, если у него рыжие волосы убедить, что они золотые, а если слишком длинный нос, говорить ему, что у него римский профиль лица.
Чем старше ребенок, тем больше он уязвим. В подростковом и старшем возрасте влияние социума, окружающего его, становится сильнее. Растущей личности необходима высокая оценка его способностей и внешности. Каждое оскорбление, как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых наносят ощутимый урон не только его собственной самооценке, но и мнению в глазах окружающих его ребят. Чем глубже и несправедливей обида, тем сложней выйти оскорбленному человеку из этой ситуации. Можно, конечно, вспомнить о школьном психологе, но, увы, в большинстве, например сельских, школ их нет, и не всякий школьный психолог имеет достаточный профессионализм, чтобы справиться с проблемой. Вообще то, проблема не появляется на пустом месте и не приходит в одночасье.
Работая в школе более тридцати лет, причем с пятых по одиннадцатые классы, всегда видно ребят, которые могут стать центром оскорблений и насмешек. В каждом классном коллективе есть такие дети, и есть доминирующее звено коллектива. Это ребята с высокой самооценкой, причем она строится на реальных причинах: активные, успешные в учебе, спорте, творчестве. В своем детском эгоизме они снисходительно относятся к более слабым, менее успешным детям. И тут главная задача классного руководителя проследить, чтобы это снисхождение не переросло в натуральную травлю. Методов и форм работы в этом направлении огромное количество, всё зависит от опыта и мастерства педагога. При правильном воспитании коллектива у каждого самого невзрачного и незаметного ребенка, есть качество, готовое к развитию. Нужно его увидеть и доказать ребятам как важен и необходим этот человек для всего классного коллектива. И тогда может оказаться, что тихоня Юля – побеждает в конкурсах эрудитов, она очень много читает. Смешной и неуклюжий Паша – пишет стихи, с которыми готов выступить на конкурсе чтецов, а неразговорчивая и угрюмая Люда – принесла победу классу своими поделками из бумаги. Мы теперь гордимся ими, это наше достояние и вряд ли, у кого то, из класса, появится желание обозвать или оскорбить этих ребят. Конечно, такая радужная картина – некая абсолютная идея, к которой должен стремиться каждый педагог, но она вполне реальна, если работать целенаправленно, вдумчиво и ежедневно. Главная идея – в здоровом коллективе нет место оскорблениям.
С клеветой все намного сложнее. «Клевета, сударь! Я видел честнейших людей, которых клевета почти уничтожила. Поверьте, что нет такой пошлой сплетни, нет такой пакости, нет такой нелепой выдумки, на которую в большом городе не набросились бы бездельники, если только за это приняться с умом, а ведь у нас здесь по этой части есть ловкачи!.. Сперва чуть слышный шум, едва касающийся земли, будто ласточка перед грозой, очень тихо шелестящий, быстролетный, сеющий ядовитые семена. Чей-нибудь рот подхватит семя и, тихо, тихо, ловким образом сунет вам в ухо. Зло сделано – оно прорастает, ползет вверх, движется – и, сильнее, пошла гулять по свету чертовщина! И вот уже, неведомо отчего, клевета выпрямляется, свистит, раздувается, растет у вас на глазах. Она бросается вперед, ширит полет свой, клубится, окружает со всех сторон, срывает с места, увлекает за собой, сверкает, гремит и наконец, хвала небесам, превращается во всеобщий крик, в крещендо всего общества, в дружный хор ненависти и хулы. Сам черт перед этим не устоит!»
П.А.К. Бомарше. «Севильский цирюльник».
Согласно статье 128 уголовного кодекса РФ - «клевета́ — заведомо ложная порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию».
Если оскорбление в молодежной среде держится на уязвимых местах ребенка - внешность, привычки и т.д., то клевета может возникнуть буквально на пустом месте. Оскорбляют в основном слабых, не умеющих постоять за себя ребят, оклеветать пытаются чаще всего сильных, заметных, успешных. Оскорбляют в лицо, клевещут за спиной. Клевета, как ядовитый дым, расползается мгновенно и зачастую уже невозможно найти человека, который виноват в её распространении. Чем изощренней ложь, тем быстрей она расходится в молодежной среде, приобретая статус сенсации. Хорошо, если на её пути встанет человек, который может сказать: «Это ложь, этого не может быть, этот человек не способен на гадость». Но это бывает крайне редко.
Еще, каких то, десять лет назад, клевета «гуляла» среди одноклассников и редко выходила за пределы школы. Через какое то время, не находя новых ушей, затихала сама собой, нанеся, правда, серьёзный моральный урон объекту лжи. Педагогика знает достаточно случаев, когда из-за клеветы, подростки переживали серьёзные психологические травмы, которые давали знать о себе и во взрослой жизни. Сегодня, благодаря социальным сетям клеветнику, даже нет необходимости напрягаться. Одно нажатие кнопки и самая наглая ложь мгновенно становится достоянием широкой общественности. Я уже не говорю о технической возможности фальсификации снимков и фотографий. Попытаются докопаться до истины – единицы, остальным проще принять информацию, не задумываясь о её достоверности. Конечно, когда речь идет о звездах эстрады или известных политиках включаются другие механизмы защиты в лице многочисленных правозащитников и юристов. Мы же говорим о школьниках, которые стали объектами клеветы и незаслуженных насмешек, их, как правило, защитить некому. «На чужой роток, не накинешь платок» - так звучит народная мудрость. Ну, так что же делать, последовать другой народной мудрости «Собака лает, караван идет»? Тоже не вариант.
Политика нашего государства в сфере образования имеет явную тенденцию духовно-нравственного оздоровления в первую очередь молодежной среды. Так Программа «Развитие воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях Алтайского края на 2014-2016 годы» определяет цели, задачи и направления развития воспитательной компоненты, механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
Объектом Программы является воспитательная система общего и дополнительного образования Алтайского края.
Предметом регулирования Программы являются условия развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях и удовлетворения потребностей граждан в доступном и качественном образовании в Алтайском крае.
Целью Программы является: создание условий для укрепления и развития воспитательного потенциала в социокультурном пространстве Алтайского края на основе взаимодействия систем общего, дополнительного, профессионального образования, учреждений культуры и спорта, национально-культурных объединений в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики.
Возьмем для примера одно из направлений организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений.
1. Правовое воспитание:
- формирование у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
- формирование представлений о девиантном и делинкветном поведении.
Реализуя только это направление, мы получаем выпускника в принципе не способного на клевету, оскорбление или иное другое речевое правонарушение, так как все это нарушает права человека и является преступлением против личности.
Или направление 7 - Гражданско-патриотическое воспитание:
- воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
- формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
- усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», « долг», «справедливость» «доверие» и др.;
- развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье.
Абсолютно ясно, что данным нравственным ценностям всегда, при всех воспитательных концепциях уделялось пристальное внимание. Понятие «воспитанный человек», при любой оценке системы его воспитавшей, речевые правонарушения исключают, так как одно противоречит другому. Но на сегодняшний день проблема остается очень острой. Цели и задачи ясны, воспитательные методики описаны, опробированны и обобщены многочисленными новаторами педагогического мастерства и все же каждый учитель, сталкиваясь с этой проблемой, начинает искать свой путь.
Предупредить речевые правонарушения возможно только при комплексном подходе к этой проблеме. Сюда входит профилактика правонарушений, включающая в себя целый ряд мероприятий: беседы, диспуты, дискуссии на темы морально-нравственной этики. Знакомство с правовыми нормами в этой области. Обязательно проведение тематических классных часов. Например: «Как прожить без ссор», «Знаешь ли ты закон», «Жить по совести и чести», «Путь к справедливости» и д.р.
Тесный контакт учителя с родителями, начиная с первого дня появления ребенка в школе, а ни тогда когда «гром грянет», просто необходим. Причем, не стоит упускать из поля деятельности и так называемых «благополучных» детей. Хорошие результаты приносит грамотная организация самоуправления в классе и школе, когда у ребят повышается уровень ответственности за собственные поступки и слова.
В современной педагогике активно используется понятие «средовой подход», определяющий среду - культурную в первую очередь - ведущим фактором воспитания. Главные направления педагога со средой: учет её особенностей и необходимость преобразования, т.е. превращение всего того, что окружает ребенка, в культуросообразную сферу воспитания. Опыт показывает, что при работе с детьми необходимо активно учитывать семейные, исторические, географические, культурные и другие составляющие окружающей учеников среды. И если речь идет о молодежной среде, то её влияние бывает первоопределяющей, а задача школы сделать эту среду нравственно целостной. Проблема состоит в том, что эта задача не до конца осознается, и, соответственно не всегда решается, хоть и содержит серьёзный потенциал для развития личности. В любом случае школа, как институт социализации ребенка имеет возможности для предотвращения речевых правонарушений среди учащихся. Начиная с младшего школьного возраста, дети должны знать, что ложь, наговор, клевета – это преступления против личности, а значит, обязательно последует наказание.
|