Знакомство с классикой советского и российского кино в русле профориентационной работы. В помощь педагогу-словеснику и классному руководителю
К.пс.н. Рыженкова Анна Александровна (психолог, учитель русского языка и литературы)
ГБОУ СОШ №590
Профориентационную работу целесообразно внедрять в 7 классе, начиная с введения в мир профессий, со знакомства с тем многообразием человеческой деятельности, с которой дети на этом этапе жизни не вполне знакомы, но вполне созрели для рефлексии и самосознания.
Почему мы считаем 7 класс первой ступенью при работе в русле профориентации: во-первых, это тот психологический возраст (по Л.С Выготскому), который предполагает изучение себя, познание себя как члена общества, огромный интерес к себе как к личности, это подростковый возраст в его расцвете. Именно на этом этапе развития ребята с удовольствием общаются на «взрослые» темы со значимым взрослым, дискутируют. И именно познание себя через ОБЩЕНИЕ является ведущей деятельностью, составляет значительную часть их жизни.
На занятиях в 7 классе мы стараемся строить процесс знакомства с новым материалом не в традиционной форме, принятой на уроках математики, русского языка, а пытаемся привлечь к миру профессий как к сфере взрослой жизни, в которую им нужно будет войти в ближайшем будущем. Разговор о взрослости мотивирует подростков. Профессии мы рассматриваем через призму взаимоотношений с другими людьми.
Как начать знакомство с профессиями? Кино – источник наглядного материала, просто надо грамотно сделать подборку. Лучше всего брать классику – те фильмы, которые нам давно знакомы.
Возьмем старый советский фильм «Неоконченная повесть» с Э.Быстрицкой и С.Бондарчуком. Фильм о любви – подросткам интересно. Лучше смотреть в классе, чтобы иметь возможность делать пояснения. В фильме представлены 2 профессии – врач и инженер, причем профессии показаны через взаимоотношения с разными людьми. После просмотра мы обсуждаем, какими качествами должен обладать каждый представитель этих профессий на примере двух персонажей фильма, которые являются успешными в своей сфере деятельности.
Еще один фильм, который, по нашему мнению, можно включить в программу – фильм «Доживем до понедельника», это история любви, сомнений, взаимоотношений учителя с учениками. Через эту картину можно познакомить детей с позицией учителя, с его ролью, трудностями профессии.
«Девять дней одного года», «Академик Иван Павлов», «Укрощение огня» - фильмы об ученых, о научных экспериментах, об особенностях людей, которые успешны в этой деятельности.
Схема анализа кинофильма о профессии:
1. Какие профессии представлены;
2. Что делает представитель данной профессии, что должен уметь, с чем имеет дело (с людьми, машинами, природой, числом, творчество);
3. Какие психологические особенности обеспечивают успешность в данной профессии;
4. Нравится ли мне профессия – могу ли я быть таким профессионалом – есть ли для этого задатки.
Основной целью наших занятий на этом этапе является соотнесение личностных особенностей персонажей с их профессиями, а также активизация рефлексии подростков в отношении собственных интересов через их психологические особенности. В итоге ребята должны получить навык анализа новой профессии с точки зрения двух критериев: что нужно, чтобы быть профессионалом в данной сфере деятельности, и соответствуют ли мои интересы и психологические особенности данной профессии.
|