Сегодня: 03.03.2021
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Классные часы


Казахские народные инструменты»

СКАЧАТЬ (29.7 Kb) · СКАЧАТЬ () 05.12.2014, 22:00
Зважий Ирина Николаевна
преподователь, Школа искусств№2
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Казахские народные инструменты»
Провели преподаватели: Народного отделения: Зважий И.Н. Сиздикова Н.Н.

Караганда 2013-2014

.
Цель классного часа:
Раскрыть происхождение инстументальной культуры.
Задачи образовательные:
Сформировать представление о инструментальной музыке.
Закрепить понятие что такое инструменты.
Познакомить с различными древними (щипковыми, ударными, духовыми) инструментами.
Виды детской музыкальной деятельности:
Музыкально-познавательная деятельность.
Восприятие музыки и различных инструментов.
Оборудование:
магнитофон;
музыкальные инструменты;
литература с изображениями инструментов.
Репертуар: Кобызовая Домбровая Оркестровая музыка
Ход классного часа
Приветствие: «Здравствуйте, ребята, учителя и родители! Сегодня мы поговорим о происхождении инструментальной народной культуре. Познакомимся с древними казахскими инструментами (щипковыми, ударными, духовыми)».
Вопросы для учащихся:
А какие виды инструментов вы знаете?
Какие вы знаете казахские народные музыкальные инструменты?
Что такое инструментальная музыка?
Итак иструментальная музыка предназначена для исполнения на различных музыкальных инструментах.
Инструментальная музыка-это богатейший пласт самобытной музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, верованиями.
Музыкальные инструменты в народной культуре у всех народов занимают значительное и важное место. Их появление отражает мифологию и представление о мире, исторический путь народа,
особенности его развития, контакты и взаимодействия с другими народами, обычаи и поверья. У музыкальных инструментов и инструментальной музыки есть такие возможности для выражения внутреннего мира человека, для тончайших движений души, которые невозможно передать песней и словом.
Музыкальные инструменты сопровождают человека с глубокой древности. Казахские народные инструменты можно подразделить на три основные группы- струнные, духовые и ударные.
1.Группа струнных инструментов состоит из щипковых и смычковых. К струнным щипковым инструментам относятся: домбра, шертер и жетыген; к смычковым-кобыз.
Показ инструмента
(прослушивание домбровой музыки)
Домбра-это древнейший двухструнный музыкальный инструмент. Домбра занимает особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый распространенный и любимый народный инструмент. В разных областях Казахстана. Домбру изготовили по разному: в Восточном и Центральном Казахстане она была треугольной или трапецевидной формы, в Западном Казахстане корпус домбры напоминал разрезанную пополам грушу. Шейка инструмента могла быть широкой и короткой, а у западно казахстанских домбр-узкой и длинной.
Прослушивание музыки. Показ инструмента.
Жетыген- многострунный музыкальный инструмент. Жетыген иначе называют казахскими гуслями. Инструмент такого типа есть и у других народов-у монголов, тувинцев (чадаган), хакасов (чатхан). Корпус инструмента представляет собой прямоугольный деревянный ящичек, струны настраиваются с помощью ассыков.
(Показ инструмента.)
Шертер-старинный казахский инструмент. По своему строению он похож и на домбру, и на кобыз. Корпус его покрывали кожей, играли щипками. Количество струн-три.
(Показ инструмента.)
Кобыз-двухструнный смычковый инструмент. Этот инструмент имеет также многовековую историю. Инструменты подобные кобызу с древних времен существуют в Центральной Азии. Форма инструмента слегка изогнутая, а играют на нем, прикасаясь наружной частью ногтей к струнам. Нижняя часть корпуса покрыта кожей, смычок и струны сделаны из конского волоса. В древние времена, играя на кобызе, баксы(шаманы) пели заклинания. К головке инструмента подвешивали металлические подвески, которые при игре звенели.
В современной казахской культуре используется четырехструнный кобыз с металлическими струнами, на нем играют в оркестрах и ансамлях народной музыки. Этот инструмент называют прима (кобыз).
(Прослушивание кобызовой музыки.)
2.Группа духовых включает в себя следующие инструменты: сабыги, камыс сырнай, кос сырнай, муиз сырнай, саз сырнай, ускирик, тастаук, керней. Особую подгруппу представляет язычковый шонкобыз.
(Показ инструмента.)
Саз сырнай-глиняный духовой инструмент. Форма саз сырная может быть различной. Иногда он напоминает птичку, со сложенными крыльями. Такой инструмент был найден при раскопках древнего города Отрар. Звук извлекается с помощью двух-трех отверстий в корпусе.
Другой детский глиняный инструмент, обычно треугольной формы-ускирик. Звук у искирика похож на пение птицы. На ускирике и саз сырнае можно исполнять народные песни, аккомпонировать пению.
Среди духовых инструментов сыбызгы была наиболее любимым инструментом. Она тесно вошла в музыкальную жизнь народа. Сыбызгы есть два вида: деревянные и тростниковые. Деревянные сабызгы были короче тростниковых. Сохранившиеся сыбызговые кюи разделяются подобно домбровым на два стиля-западно казахстанские и восточно казахстанские. Для западных юоев характерны виртуозная манера исполнения, типичная игра в различных регистрах с обертоновым передуванием. Восточные кюи отличаются песенным складом, они звучат выразительно и лирично.
К числу сигнальных духовых инструментов относятся керней сырнай. Керней представлял собой большую рассеченную деревянную трубку, в детскую верблюжью гортань. Он обладал очень громким звуком.
Сырнай были нескольких видов: кымыс сырнай изготовлялся из камыша; кос сырнай состоял из двух связанных камышовых трубок,муиз сырнай-инструмент из рога. Камышовые сырнай имели звонкий голос, были популярны среди молодежи: муиз сырнай пронзительным звуком и применялись в походах, как сигнальный инструмент.
Шанкобыз- относится к группе язычковых инструментов. Этот инструмент под разными названиями(варган, темир комуз, шанкауыз и др.) встречается у многих народов. В нашей стране он был распространен у якутов, тувинцев, хаккасов, киргизов, туркмен, узбеков,каракалпаков, дунган, башкиров,калмыков, украинцев,русских и др.народов.
Шанкобыз имел простое устройство. Он представлял собой маленький металлический инструмент, который состоял из ободка с вытянутыми сужающимися концами и тонкого металического стержня, прикрепленного к ободку. Шанкобыз прикладывали к губам. Звук извлекался с помощью колебания стержня. Полость рта служила резонатором инструмента. Шанкобыз можно было встретить в Казахстане до 40-х годов нашего столетия. Нередко в аулах устраивали состязания музыкантов-исполнителей. В настоящее время шанкобыз стал большой радостью и исполнителей на этом инструменте можно встретить только в южных областях Республики. (Показ инструментов.)
Группа ударных инструментов разделяется на две подгруппы:мембранные-дабыл,дангыра, шекшик, дауылпас, шандауыл и ударные самозвучащие асатаяк и конырау, туяктас.
В казахской музыкальной культуре существовали и ударные инструменты. Это бубны-дангыра и кепшик. Звук на дабыле извлекается пальцами или колотушкой, его двухсторонний барабан с ручкой. Инструменты шиндаул или дауылпаз сделаны в форме котла: дауылпаз-деревянный, а шиндаул-металический. Сверху они обтянуты кожей. Такие инструменты использовали для подачи сигналов во время охоты или военных походов.
Другие ударные или самозвучащие инструменты асатаяк(посох с металическими подвесками), конырау-колокольчики, туяктас(копытца) использовались во время обрядов или танцев. (Прослушивание оркестровой музыки).
Обобщение:
С какими инструментами вы познакомились?
Чем отличаются домбры разных областей Казахстана?
Какие музыкальные инструменты выполняют функцию сигналов?
Чем отличаются духовые ударные инструменты друг от друга ?
Что такое инструментальная музыка ?
Сегодня вы услышали звуки инструментов и можете сделать вывод о том, что казахские народные инструмены играют важную роль в казахской музыкальной культуре.
Домашнее задание:
Послушать казахскую инструментальную музыку, обратить внимание на их характер звучания.
Прочитать о казахских народных инструментах.
Нарисовать как вы представляете эти инструменты

Категория: Классные часы | Добавил: мурзик
Просмотров: 2749 | Загрузок: 421 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 3
Я почерпнула для себя название народных инструментов, о которых раньше и не знала wink теперь этот пробел заполнен. Спасибо smile

Узнали что-то новое!

интересное исследование, в котором рассматривается история инструмента, ее технологические особенности.

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс к 8 марта "Моя мама - принцесса!"
Всероссийский творческий конкурс "Растительный мир Земли"
VI Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
VII Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
V Всероссийский творческий конкурс  "Азбука безопасности"
Всероссийский творческий конкурс "Увлекательный hand-made"
V Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
V Всероссийский творческий конкурс к 8 марта "Подарочки для мамочки"
XII Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Новая волна"


© 2012 - 2021 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 03.03.2021

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог