Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Классному руководителю » Классные часы


Казахские народные инструменты»

СКАЧАТЬ (29.7 Kb) · СКАЧАТЬ () 05.12.2014, 22:00
Зважий Ирина Николаевна
преподователь, Школа искусств№2
РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Казахские народные инструменты»
Провели преподаватели: Народного отделения: Зважий И.Н. Сиздикова Н.Н.

Караганда 2013-2014

.
Цель классного часа:
Раскрыть происхождение инстументальной культуры.
Задачи образовательные:
Сформировать представление о инструментальной музыке.
Закрепить понятие что такое инструменты.
Познакомить с различными древними (щипковыми, ударными, духовыми) инструментами.
Виды детской музыкальной деятельности:
Музыкально-познавательная деятельность.
Восприятие музыки и различных инструментов.
Оборудование:
магнитофон;
музыкальные инструменты;
литература с изображениями инструментов.
Репертуар: Кобызовая Домбровая Оркестровая музыка
Ход классного часа
Приветствие: «Здравствуйте, ребята, учителя и родители! Сегодня мы поговорим о происхождении инструментальной народной культуре. Познакомимся с древними казахскими инструментами (щипковыми, ударными, духовыми)».
Вопросы для учащихся:
А какие виды инструментов вы знаете?
Какие вы знаете казахские народные музыкальные инструменты?
Что такое инструментальная музыка?
Итак иструментальная музыка предназначена для исполнения на различных музыкальных инструментах.
Инструментальная музыка-это богатейший пласт самобытной музыкальной культуры. Традиционная инструментальная музыка казахов в своем развитии была тесно связана с историей народа, его хозяйственным укладом, обычаями, верованиями.
Музыкальные инструменты в народной культуре у всех народов занимают значительное и важное место. Их появление отражает мифологию и представление о мире, исторический путь народа,
особенности его развития, контакты и взаимодействия с другими народами, обычаи и поверья. У музыкальных инструментов и инструментальной музыки есть такие возможности для выражения внутреннего мира человека, для тончайших движений души, которые невозможно передать песней и словом.
Музыкальные инструменты сопровождают человека с глубокой древности. Казахские народные инструменты можно подразделить на три основные группы- струнные, духовые и ударные.
1.Группа струнных инструментов состоит из щипковых и смычковых. К струнным щипковым инструментам относятся: домбра, шертер и жетыген; к смычковым-кобыз.
Показ инструмента
(прослушивание домбровой музыки)
Домбра-это древнейший двухструнный музыкальный инструмент. Домбра занимает особое место в казахской музыкальной культуре. Это самый распространенный и любимый народный инструмент. В разных областях Казахстана. Домбру изготовили по разному: в Восточном и Центральном Казахстане она была треугольной или трапецевидной формы, в Западном Казахстане корпус домбры напоминал разрезанную пополам грушу. Шейка инструмента могла быть широкой и короткой, а у западно казахстанских домбр-узкой и длинной.
Прослушивание музыки. Показ инструмента.
Жетыген- многострунный музыкальный инструмент. Жетыген иначе называют казахскими гуслями. Инструмент такого типа есть и у других народов-у монголов, тувинцев (чадаган), хакасов (чатхан). Корпус инструмента представляет собой прямоугольный деревянный ящичек, струны настраиваются с помощью ассыков.
(Показ инструмента.)
Шертер-старинный казахский инструмент. По своему строению он похож и на домбру, и на кобыз. Корпус его покрывали кожей, играли щипками. Количество струн-три.
(Показ инструмента.)
Кобыз-двухструнный смычковый инструмент. Этот инструмент имеет также многовековую историю. Инструменты подобные кобызу с древних времен существуют в Центральной Азии. Форма инструмента слегка изогнутая, а играют на нем, прикасаясь наружной частью ногтей к струнам. Нижняя часть корпуса покрыта кожей, смычок и струны сделаны из конского волоса. В древние времена, играя на кобызе, баксы(шаманы) пели заклинания. К головке инструмента подвешивали металлические подвески, которые при игре звенели.
В современной казахской культуре используется четырехструнный кобыз с металлическими струнами, на нем играют в оркестрах и ансамлях народной музыки. Этот инструмент называют прима (кобыз).
(Прослушивание кобызовой музыки.)
2.Группа духовых включает в себя следующие инструменты: сабыги, камыс сырнай, кос сырнай, муиз сырнай, саз сырнай, ускирик, тастаук, керней. Особую подгруппу представляет язычковый шонкобыз.
(Показ инструмента.)
Саз сырнай-глиняный духовой инструмент. Форма саз сырная может быть различной. Иногда он напоминает птичку, со сложенными крыльями. Такой инструмент был найден при раскопках древнего города Отрар. Звук извлекается с помощью двух-трех отверстий в корпусе.
Другой детский глиняный инструмент, обычно треугольной формы-ускирик. Звук у искирика похож на пение птицы. На ускирике и саз сырнае можно исполнять народные песни, аккомпонировать пению.
Среди духовых инструментов сыбызгы была наиболее любимым инструментом. Она тесно вошла в музыкальную жизнь народа. Сыбызгы есть два вида: деревянные и тростниковые. Деревянные сабызгы были короче тростниковых. Сохранившиеся сыбызговые кюи разделяются подобно домбровым на два стиля-западно казахстанские и восточно казахстанские. Для западных юоев характерны виртуозная манера исполнения, типичная игра в различных регистрах с обертоновым передуванием. Восточные кюи отличаются песенным складом, они звучат выразительно и лирично.
К числу сигнальных духовых инструментов относятся керней сырнай. Керней представлял собой большую рассеченную деревянную трубку, в детскую верблюжью гортань. Он обладал очень громким звуком.
Сырнай были нескольких видов: кымыс сырнай изготовлялся из камыша; кос сырнай состоял из двух связанных камышовых трубок,муиз сырнай-инструмент из рога. Камышовые сырнай имели звонкий голос, были популярны среди молодежи: муиз сырнай пронзительным звуком и применялись в походах, как сигнальный инструмент.
Шанкобыз- относится к группе язычковых инструментов. Этот инструмент под разными названиями(варган, темир комуз, шанкауыз и др.) встречается у многих народов. В нашей стране он был распространен у якутов, тувинцев, хаккасов, киргизов, туркмен, узбеков,каракалпаков, дунган, башкиров,калмыков, украинцев,русских и др.народов.
Шанкобыз имел простое устройство. Он представлял собой маленький металлический инструмент, который состоял из ободка с вытянутыми сужающимися концами и тонкого металического стержня, прикрепленного к ободку. Шанкобыз прикладывали к губам. Звук извлекался с помощью колебания стержня. Полость рта служила резонатором инструмента. Шанкобыз можно было встретить в Казахстане до 40-х годов нашего столетия. Нередко в аулах устраивали состязания музыкантов-исполнителей. В настоящее время шанкобыз стал большой радостью и исполнителей на этом инструменте можно встретить только в южных областях Республики. (Показ инструментов.)
Группа ударных инструментов разделяется на две подгруппы:мембранные-дабыл,дангыра, шекшик, дауылпас, шандауыл и ударные самозвучащие асатаяк и конырау, туяктас.
В казахской музыкальной культуре существовали и ударные инструменты. Это бубны-дангыра и кепшик. Звук на дабыле извлекается пальцами или колотушкой, его двухсторонний барабан с ручкой. Инструменты шиндаул или дауылпаз сделаны в форме котла: дауылпаз-деревянный, а шиндаул-металический. Сверху они обтянуты кожей. Такие инструменты использовали для подачи сигналов во время охоты или военных походов.
Другие ударные или самозвучащие инструменты асатаяк(посох с металическими подвесками), конырау-колокольчики, туяктас(копытца) использовались во время обрядов или танцев. (Прослушивание оркестровой музыки).
Обобщение:
С какими инструментами вы познакомились?
Чем отличаются домбры разных областей Казахстана?
Какие музыкальные инструменты выполняют функцию сигналов?
Чем отличаются духовые ударные инструменты друг от друга ?
Что такое инструментальная музыка ?
Сегодня вы услышали звуки инструментов и можете сделать вывод о том, что казахские народные инструмены играют важную роль в казахской музыкальной культуре.
Домашнее задание:
Послушать казахскую инструментальную музыку, обратить внимание на их характер звучания.
Прочитать о казахских народных инструментах.
Нарисовать как вы представляете эти инструменты

Категория: Классные часы | Добавил: мурзик
Просмотров: 3214 | Загрузок: 639 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 3
Я почерпнула для себя название народных инструментов, о которых раньше и не знала wink теперь этот пробел заполнен. Спасибо smile

Узнали что-то новое!

интересное исследование, в котором рассматривается история инструмента, ее технологические особенности.

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог