КГУ «Средняя школа Бакырчик»
пос. Ауезова, Жарминского района, ВКО
Классный час на тему «Моя семья»
Подготовила: классный руководитель 6 «Б» класса,
учитель русского языка и литературы – Шаяхметова А.Ш.,
образование – высшее, стаж работы – 15 лет.
2014 год
Пояснительная записка:
Данный урок по теме «Моя семья» разработан для проведения классного часа в общеобразовательной школе по Программе Кембриджского университета. Основными и наиболее важными задачами на этом уроке является внедрение семи модулей Программы. На уроке использованы следующие модули: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, обучение талантливых и одарённых, управление и лидерство в обучении, использование ИКТ с целью усовершенствования процесса обучения. План отражает тему урока, цели, активные формы обучения, стратегии, использованные на уроке.
Семейное воспитание является одним из важных направлений в воспитании детей. Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания.
Семейное воспитание базируется на становлении важных человеческих ценностях, таких как доброта, взаимовыручка, взаимопонимание, взаимоуважение.
Задачей классного часа является формирование представлений о жизненном идеале семьи. Использование игровых ситуаций и тренинга имеет одно важное направление: заставляет учеников осмыслить понятие «семья» и свое отношение к ней.
На проведение данного классного часа отводится 45 минут, все этапы урока расписаны поминутно.
Тема: Моя семья.
Цели урока: 1. Формирование представления о жизненном идеале семьи, правильное отношение к семье, семейным ценностям.
2. Получить навыки семейной дипломатии.
3. Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое отношение к близким людям.
Оборудование: интерактивная доска, плакаты, фломастеры, клей, ножницы, раздаточный материал (пословицы о семье, песня Л.Долиной «Погода в доме»), «Дерево настроения» для рефлексии, семейные фотографии, «кирпичики» для «строительства дома».
Участниками урока являются ученики и их родители. Родители будут входить в группу экспертов.
Модули, использованные на уроке: новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, использование ИКТ,
преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями, обучение талантливых и одарённых, управление и лидерство в обучении.
Эпиграф к уроку:
Семья вся вместе – душа на месте.
Пословица.
Счастлив тот, кто у себя дома. Л.Н.Толстой.
Ход мероприятия
I. Организационный момент (настрой на урок - звучит песня в исполнении Л.Долиной «Погода в доме») - (1 минута).
II. Слово учителя: Ребята, послушайте стихотворение поэтессы Л Сусловой.
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
И даже с чайника с баском – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?
А что значит для вас слово «СЕМЬЯ»? Давайте сейчас заполним кластер, с чем у вас ассоциируется слово «СЕМЬЯ»? (Возможные варианты ответов: тепло, уют, доверие, взаимовыручка, крепость, очаг и т.п.) - (3 минуты).
III. Проверка домашнего задания: На дом вам было дано задание – написать сочинение о своей семье, давайте послушаем ваши сочинения (выборочное чтение сочинений «Моя семья») - (3 минуты).
IV. Деление на группы по названиям групп («Очаг», «Уют»), спрятанных в обвёртках конфет, распределение ролей: «хозяин дома» - капитан команды, «хранитель времени», секретарь, журналисты. Подумайте, почему ваши группы так называются? - (2 минуты).
V. Групповая работа: Составить девиз семьи, нарисовать герб - (7 минут).
VI. Задание группам: соберите пословицы:
Дом – полная чаша. В семье и каша гуще. Семья воюет, а один горюет. На что и клад, когда в семье лад. Семья вся вместе – душа на месте –
(2 минуты).
VII. В исполнении родителей звучит песня «Погода в доме» (куплет с припевом) - (2 минуты).
VIII. Тренинг «Погода в доме»: дети и их родители становятся в круг друг за другом, внимательно слушая учителя, участники массажируют спины друг другу. Итак, начинаем наш тренинг: Погода ясная, светит солнце (поглаживаем спины), вдруг появляются тучки и начинает накрапывать дождик (слегка барабаним пальцами), вдруг ветер усиливается, льет сильный ливень (постукивают друг друга по спинам), ливень становится ещё сильнее, но спустя некоторое время погода проясняется, выглядывает солнце (снова поглаживаем друг друга по спинам) - (3 минуты).
Спасибо всем за участие!
IX. Наши мамы-эксперты по семейным отношениям приготовили вам ещё одно задание «Конфликтные ситуации». Мы уже говорили, что в семье бывают конфликтные ситуации.
В конфликтной ситуации очень важно понять позицию другого, стать на его место. В конце концов, надо владеть навыками семейной дипломатии. Давайте попробуем в некоторых ситуациях быть дипломатами.
1 ситуация.
Папа принес домой отчет о проделанной работе. Щенок, которого вам недавно подарили, добрался до него и поиграл, немного порвал. Папа объявил, что отдаст щенка. Конфликт неизбежен.
Найдите дипломатическое решение проблемы и способ помочь папе.
(обсуждение в командах, затем выступление дипломатов)
2 ситуация.
Вы получили две «2». А сегодня вас пригласили на вечеринку к другу. Мама, конечно, вас не отпускает. Постарайтесь убедить ее и найдите вместе выход из этой ситуации (обсуждение в командах, разыгрываем эту ситуацию).
Молодцы, вы настоящие дипломаты! - (по 3 минуты каждой группе – всего 6 минут).
X. Конкурс «строителей»: с помощью ваших фотографий и сподручных материалов постройте дом, что вы увидели, сделайте выводы. (Возможные варианты ответов: «Семья – это родственные люди, живущие в доме, поддерживающие и любящие друг друга») - (3 минуты).
XI. Проект «Семья 21 века»: Ребята, мы сегодня провели огромную работу: теперь, обобщив наши знания о семье, вы, совместно с родителями поработаете над созданием проекта «Семья 21 века», то есть мы должны представить, какой вы видите современную семью - (8 минут).
XII. Подведение итогов урока: выступление группы экспертов - высказывания родителей о семье.
(Примерные ответы родителей: «Семья играет большую роль в жизни каждого человека. Какой будет ваша семья, во многом зависит и от детей и от родителей. Будет ли теплым и уютным ваш дом. Будут ли вас понимать и поддерживать вас в этом доме. Учитесь быть дипломатами, учитесь слушать и слышать друг друга. Вы все очень разные, но все хотят любви, понимания, уважения к себе. Дайте это друг другу». «Семья человеку нужна! Без семьи прожить трудно, даже если у тебя куча друзей. Семью ничто не заменит». «В семье человек чувствует себя тепло и уютно. Домой ты приходишь и понимаешь, что все тебя ждут, все тебе рады, все хотят тебе помочь. Разве это не здорово!» ). Родители раздают каждому ребёнку листочки, на которых написаны заповеди семьи:
• свято храни честь своей семьи;
• люби свою семью и делай её лучше;
• будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;
• подари родителям радость;
• умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;
• жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их -
(3 минуты)
XIII. Рефлексия урока: «Дерево настроения» : жёлтые листья – мне всё понравилось, урок прошел замечательно;
зелёные листья – урок прошел на среднем уровне;
красные листья – не все было понятно на уроке - (1 минута)
XIV. Заключительное слово учителя: Наш классный час я хочу закончить классный час словами известного американского психолога Э.Шострома, который написал законопроект от имени родителей: «Мы не были родителями изначально, мы стали ими в момент вашего рождения. Поэтому наш родительский стаж равен вашему возрасту. Как родители, мы ровесники вам и не менее вас нуждаемся в помощи и поддержке. От вас зависит, какие родители получатся из нас».
Я думаю, что вы согласны, что дети могут помочь родителям и, конечно, в силу своего жизненного опыта, родители могут помочь детям.
Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (дети отвечают) Мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.
Я надеюсь, что наш класс станет дружной семьёй и, как в хорошей семье, в нём будут царить любовь и взаимопонимание - (1 минута)
Список использованной литературы.
1.Журнал «Воспитание школьника», №4-2007, стр.37 Ст. «Формирование толерантного поведения в семье»
2. Журнал «Классный руководитель», №1-2007, стр. 57 Ст. «Давайте понимать друг друга»
3. Журнал «Классный руководитель», №5-2003, стр.34 Ст. «Я и семья»
4. Журнал «Классный руководитель», №3-2004, Ст. «Я в мире и мир во мне»
5. Журнал «Классный руководитель», №3-2006, стр.66 Ст. «Я и семья. Формирование гражданского отношения к своей семье»
|