учитель химии, классный руководитель 8 класса, ГБОУ СОШ № 519
Ущербова Любовь Владимировна, ГБОУ СОШ № 519, города Москвы, учитель химии, классный руководитель 8 класса.
Цель: познакомить обучающихся с историей развития и проведения праздника на Руси.
Слайд 1-2. Масленица – веселый и красивый славянский праздник, и из всех русских традиций и обрядов он один их немногих не утративший своей актуальности и поныне. Масленица праздновалась на Руси еще с давних языческих времен как прощание с зимой и встреча с долгожданной весной. Весна несёт в себе пробуждение природы и солнечное тепло.
Слайд 3. Говорили, что она «целую неделю пела-плясала, ела-пила, друг ко дружке в гости хаживала, в блинах валялась, в масле купалась». Масленица отмечалась по всей России и в деревнях, и в городах. Ее празднование считалось для всех русских людей обязательным: «Хоть себя заложи, а масленицу проводи».
Слайд 4 Исторически так сложилось, что после принятия на Руси христианства Масленица отмечается в самую последнюю неделю перед началом Великого поста. Это время приходится на конец февраля. Необходимо примириться с ближними, попросить прощения, как можно больше внимания уделять своим близким — в этих обрядах заключена вся красота и мудрость русской масленицы. В этом и состоит христианский смысл Масленицы. Первые три дня масленой недели шла подготовка к празднику: привозили дрова для масленичных костров, убирали избы. Основные празднества приходились на четверг, пятницу, субботу, воскресенье — дни широкой масленицы. Все масленичные развлечения проходили обычно на улице. В дома заходили только для того, чтобы немного согреться, если было морозно, и угоститься праздничными яствами. Нарядно одетые люди — девушки, парни, семейные пары, дети, старики и старухи — все высыпали на улицу, участвовали в праздничном гулянье (катание с гор, катание на санях, различные обряды чествования молодоженов, кулачные бои, шествия ряженых), поздравляли друг друга, шли на ярмарку, где покупали нужные и ненужные вещи, удивлялись чудесам, которые показывали в балаганах. Из напитков предпочитали пиво, а из пищи — сметану, творог, сыр, яйца, всевозможные мучные изделия: блины, сырники, пряженцы, хворост, лепешки. В масленицу звучало множество песен, прибауток, приговоров, большая часть которых не имела обрядового значения, это были веселые песенки, посвященные масленице и масленичному гулянью.
Слайд 5. Масленица получила свое название от церковного календаря, потому что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается вкушение сливочного масла, молочных продуктов и рыбы, по-другому эта неделя в Православной Церкви именуется сырной. Но самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий.
Слайд 6. Во времена язычества Масленицу отмечали аж две недели — в течение семи дней, предшествующих дню весеннего равноденствия, и семи дней после этого дня. С принятием христианства праздник проводов зимы был сдвинут по времени, чтобы он не приходился на Великий пост, и сокращен до семи дней. Для каждого из семи дней сложились определенные ритуалы, традиции; каждый день имеет свое название.
Слайд 7. Понедельник – встреча. На первый день масленицы русский народ справлял встречу Чистой масленицы - широкой боярыни. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы. Зажиточные начинали печь блины, причем первый блин посвящали поминовению усопших. Из соломы вязали чучело, которое облачали в тряпье, водружали на шест, катали на санях с песнями, а затем ставили на снежной горе. Сооружали снежные городки.
Слайд 8. Дети и взрослые начинали кричать: «Масленица приехала, масленица приехала!» и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги.
Слайд 9 Вторник — заигрыш. На рассвете чучело Масленицы вывозилось на центральное место, вокруг него устраивались хороводы, разгульное веселье, потом молодежь каталась с гор и на качелях, а те, что постарше, веселились за столом. Во главе с Петрушкой и масленичным дедом проходили представления. На улицах попадались большие группы ряженых, разъезжавших по знакомым домам, где экспромтом устраивались веселые домашние концерты.
Слайд 10. Среда — лакомка. В этот день нужно есть столько, сколько приемлет твоя душа, отсюда и поговорка «Не житье, а масленица». Повсюду поводились ярмарки, шли народные гуляния. Среда открывала угощение во всех домах блинами и другими яствами. В каждой семье накрывали столы со всевозможными угощениями. В этот день зять приходил «к тёще на блины»
Слайд 11. Четверг — перелом. Название само говорит за себя: катание на санях по улицам, кулачные бои, всевозможные обряды. Одним из любимых забав было поджигание тележных колес, и прогонять вдоль по улицам, спускам, склонам оврагов подожженной тележки. По улице возили мужика-балагура на специально смастеренных санях с таким же горящим колесом, а за ним следом шел гуляющий народ с песнями и прибаутками. Обязательным атрибутом Масленицы являлся медведь — живой, закованный в цепи, или ряженый человек. Нередкой забавой русских людей была борьба с медведем. Дети, также наряженные животными, ходили по дворам и калядовали, собирая себе угощение на праздничный вечер. Кроме этого сегодня великий двунадесятый праздник - Сретенье, что в переводе означает «встреча». Отмечается он в честь принесения младенца Иисуса в Иерусалимский храм его матерью, Пресвятой Марией. По старинному народному обычаю в России в этот день выпекали из сдобного теста жаворонков, голубков, ласточек - предвестников весны. К вечеру деревенская детвора собиралась за околицей и начинала кликать солнышко, чтобы оно выглянуло «из-за горы».
Слайд12. Пятница — Тещины вечорки. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. Сами же молодожены в этот день выезжали нарядные в расписных санях, наносили визиты всем, кто гулял у них на свадьбе. Теперь уже зять приглашал в себе гости тёщу и угощал ее блинами.
Слайд 13. Суббота — золовкины посиделки. Этот день считался всегда семейным. В Золовкины посиделки — новобрачная невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных. В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа), молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Интересно, что само слово «золовка», как считалось, происходит от слова «зло», так как сестры мужа относились к невестке («пришедшей невесть откуда») недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками.
Слайд 14 Воскресенье — целовальнник, прощальное воскресенье. Сожжение Масленицы. Последний день самый веселый и разгульной, несмотря на то, что его называли «Прощенный день». Люди ходили от двора к двору, просили друг у друга прощения. Если в течение года русские чем-то оскорбили друг друга, то, встретившись в «прощенное воскресенье», они непременно приветствовали друг друга поцелуем, и один из них говорил: «Прости меня, пожалуйста». Второй же отвечал: «Бог тебя простит». Все угощали и угощались, веселились и дрались, тут же мирились и опять дрались. В этот день люди рядились в шкуры козлов и баранов, волков и медведей, изображая тем самым злых духов. Народ, размахивая палками и выкрикивая всяческие оскорбления и проклятия, выводил их вместе с чучелом Масленицы за околицу деревни, где изображалось избиение нечисти, и сжигалась соломенная Масленица. Пепел, оставшийся от «зимней хозяйки», развеивали над полями в знак будущего урожая. Для детей выпекали из теста «жаворонков» и «куликов». Детвора с «птичками» в руках взбиралась на крыши домов и сараев, зазывая теплую и раннюю весну. Масленица называлась еще и Сырной седмицей и была последней неделей перед Великим постом.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.