Классный час «Разговор о здоровом питании» (для учащихся 5 класса)
Цель: Формирование у учащихся основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи:
Образовательные: 1) Развивать представления учащихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формировать готовность заботиться и укреплять здоровье. 2) Расширять знания учащихся о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формировать готовность выполнять эти правила. 3) Расширять знания детей о продуктах здорового и нездорового питания, пропагандировать и рекламировать только здоровые продукты. 4) Формировать у детей интерес и готовность к соблюдению правил рационального и здорового питания;
Развивающие: 1) Развивать кругозор, интерес к познавательной деятельности. 2) Развивать коммуникативность. 3) Развивать мотивацию к овладению навыками здорового образа жизни.
Воспитательные: 1) Воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Оформление: «Дерево решений», газета «Здоровое питание», карточки с названиями витаминов и полезных продуктов питания.
Оборудование: музыкальный центр, стол для экспертов.
Ведущие: Доктор «Здоровая питание», Обжорка, Сушка, эксперты, чтецы стихов.
Ход классного часа (звучит музыка)
Доктор «Здоровая питание»: Здравствуйте! Давайте познакомимся. Я – Доктор «Здоровая питание». А как вас зовут, я сейчас узнаю. Игра «Как вас зовут» Я задаю вам вопрос: Как вас зовут девочки? (девочки называют свои имена). Как вас зовут мальчики? (мальчики называют свои имена). Как вас зовут? (мальчики и девочки называют свои имена). Вот и познакомились. Желаю вам всем крепкого здоровья. Это самое ценное, что есть у людей, и его надо беречь. Я, доктор «Здоровое питание» и пришел к вам в гости сегодня, чтобы продолжить путешествие по «Стране здоровячков» и поговорить об одном из самых главных факторов здоровья – о правильном питании. Как вы думаете, зачем человек употребляет пищевые продукты? (Ответы детей: чтобы быть здоровым, чтобы жить ...) А всегда ли люди питаются правильно? (Ответы детей). Я провел анкету «Здоровое питание» в вашем классе и выяснилось, что из 30 учеников правильно питаются только 6 человек. Основные недостатки: – учащиеся не завтракают по утрам, т.к. поздно просыпаются или лень, – нет полноценного питания, – поздний прием пищи, – едят всухомятку. Даже понаблюдав за вами в школьной столовой можно сделать вывод, что сегодняшнее мероприятие необходимо. Правильное питание – условие здоровья, неправильное – приводит к серьезным заболеваниям желудочно-кишечного тракта, почек. Мои помощники прочту вам стихотворение С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Юля плохо кушает, Никого не слушает. – Съешь яичко, Юлечка! – Не хочу, мамулечка. – Съешь с колбаской бутерброд. Прикрывает Юля рот. – Супик? – Нет. – Котлетку? – Нет. Стынет Юлечкин обед. – Что с тобою, Юлечка? – Ничего, мамулечка! – Сделай. Внученька, глоточек, Проглоти еще кусочек! Пожалей нас, Юлечка! – Не могу, бабулечка! Мама с бабушкой в слезах – Тает Юля на глазах! Появился детский врач – Глеб Сергеевич Пугач. Смотрит строго и сердито: – Нет у Юли аппетита? Только вижу, что она, Безусловно, не больна. А тебе скажу, девица, Все едят: и зверь, и птица. От зайчат и до котят Все на свете есть хотят. С хрустом Конь жует овес, Кость грызет дворовый Пес. Воробьи зерно клюют Там, где только достают. Утром завтракает Слон – Обожает фрукты он. Бурый мишка лижет мед. В норке завтракает крот. Обезьяна ест банан. Ищет жёлуди Кабан. Лови мошку ловкий Стриж. Сыр и сало люби Мышь. Попрощался с Юлей врач – Глеб Сергеевич Пугач, И сказала громко Юля: – Накорми меня, мамуля!
Доктор: Спасибо вам, ребята! А что же Юля делала неправильно, не верно? Питание, особенно, в детском возрасте должно соответствовать суточным энергетическим затратам организма, по режиму. (Выходят Сушка и Обжорка)
Сушка: Здравствуйте, ребята!
Обжорка: привет!
Сушка: Мы слышали ваш разговор. И я ругаю Обжорку, что он питается неправильно. У него заболел живот.
Обжорка: Как так неправильно?! Я очень люблю покушать. Выпил лимонад, съел шоколадку, варенье, конфетки и еще пожевал жевательную резинку, чтобы не было кариеса. Вкуснотища! Да, ребята?!
Доктор: Вы не согласны с Обжоркой?
Учащиеся: Мы согласны!
(выходят чтецы)
Суп «в стакане» – это круто! Приготовлю за минуту! «Кириешки» и хот-доги Уплетаем за обе щеки! Чипсы – просто объеденье! Все хрустим мы в упоенье! Компот варить нам нет нужды – Ты даже не пытайся! Вот порошок – добавь воды И соком наслаждайся! «Чупа-чупсы» я люблю, Наслаждаюсь ими. «Кока-колу» часто пью С друзьями своими. И жвачки, и конфеты, Вкусные сухарики, Чипсы, «чупсики», хот-доги Всем нам очень нравятся!
Обжорка: Это самый классный завтрак!
Доктор: Ребята, вы все согласны с Обжорккой и выступающими?
(ответы детей)
Доктор: Нет, Обжорка, ты поступаешь неправильно. Не все продукты полезны, есть и те, которые в больших количествах наносят непоправимый вред здоровью. У нас сегодня в зале присутствуют мои помощники – эксперты, которые расскажут о вреде некоторых продуктов. Пожалуйста!
Эксперт 1: Я расскажу вам о жевательной резинке. Многие любят ее, особенно, дети. Но что несут нам эти подушки-пластиночки из синтетического каучука, напичканные всякими добавками? В состав жвачек входят подсластители, красители и ароматизаторы. Давно уже доказано, что чем дольше контакт сахара с зубами, тем выше риск развития кариеса. И здесь у жвачки и у жевательных конфет просто нет конкурентов. Ароматизаторы и красители, которые используются при производстве жвачки, тоже опасны, особенно, синтетические, а не натуральные.
Доктор: Необходимо также помнить, что чрезмерное употребление жвачки снижает аппетит, провоцирует аллергические реакции, воспаление кожи вокруг рта, вызывает заболевание желудка и кишечника.
Эксперт 2: Газированные напитки все очень любят. Установлено, что чрезмерное потребление напитков в детстве способствует вызвать дефицит кальция в организме, а в результате возрастает опасность переломов костей.
Доктор: У ребят, которые питаются в основном гамбургерами, чипсами, конфетами, газированными напитками, может развиться витаминная недостаточность. Ученые полагают, что нехватка витаминов в пищевом рационе школьников может стать причиной нарушений дисциплины и низкой успеваемости.
Эксперт 3: Чипсы, сухарики, занимают большую часть в питании современного школьника, к большому сожалению специалистов. Согласно технологии приготовление, ломтики сырого картофеля обжаривают в большом количестве растительного масла. Добавляют соль, специи, усилители вкуса, красители.
Доктор: И еще, чрезмерное увлечение чипсами и сухариками может спровоцировать появление избыточной массы тела, а также ожирение. Происходит развитие заболеваний желудка и кишечника.
Обжорка: Да? Я не знал! А что же есть тогда?
Доктор: Я бы посоветовал кашу.
Обжорка: Но она же невкусная.
Доктор: А давай спросим экспертов.
Эксперт 4: Каша исконно русское блюдо. Специальные каши варились в честь любого знаменательного события. Каша наиболее подходящее блюдо для завтрака. Она содержит наибольшее количество питательных веществ, легко усваивается организмом. Наиболее полезна гречневая каша, далее из овса, риса. Манная каша самый калорийный продукт. Следует есть ее перед контрольной или физической нагрузкой. Сушка: А я слышала «Кашу маслом не испортишь».
Доктор: В кашу можно добавлять не только масло, но и фрукты, ягоды и овощи. Получится очень вкусно. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч, а вы будете называть с какими фруктами и ягодами вы бы сварили кашу.
Игра
Доктор: Молодцы! Но одной кашей тоже питаться нельзя. Питание должно быть разнообразным.
Сушка: Что значит разнообразным?
Доктор: Не один продукт не дает всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья. Одни продукты дают организму энергию, чтобы двигаться, хорошо думать, не уставать. Это МЕД, ГРЕЧКА, ГЕРКУЛЕС, ИЗЮМ, МАСЛО. Другие помогают строить организм и сделать его более сильным. Это ТВОРОГ, РЫБА, МЯСО, ЯЙЦА, ОРЕХИ. А третьи продукты – фрукты, овощи содержат много веществ, витаминов, которые и помогают расти вашему организму. Детям 6 – 7 лет надо съедать в день 500 – 600 грамм овощей и фруктов. А какие вы витамины знаете?
Ответы детей
ВИТАМИН «А» – витамин роста, сохраняет зрение. МОРКОВЬ, МОЛОКО, ЗЕЛЕНЫЙ ЛУК. Давайте вспомним полезный продукт, как молоко. Сколько вкусностей можно из него приготовить! Я буду показывать букву, а вы называете продукт (творог, йогурт, сметана, кефир, ряженка, сметана, сливки, десерты). ВИТАМИН «С» прячется в ЧЕСНОКЕ, КАПУСТЕ, ЛУКЕ, во всех ОВОЩАХ и ФРУКТАХ, ЯГОДАХ. Хорошая профилактика простудных заболеваний. ВИТАМИН «D» сохраняет зубы, укрепляет кости. Содержится в МОЛОКЕ, РЫБЕ, ТВОРОГЕ.
Обжорка: Убедили! Пойдем Сушка попробуем кашу с ягодами для начала. Уходят
Доктор: Питайтесь разнообразно. Если еда включает яйца, молоко, творог, овощи, фрукты, каши, хлеб, то организм получает все необходимое без ваших усилий. Питайтесь регулярно! Вашему организму совсем небезразлично, когда получать пищу: через 3 часа или через 10 часов. Когда с утра чай с бутербродом, а весь день пирожки, то ужин превращается в обед, а ужин – ночью. Есть надо 4 раза в день, не позднее, чем за 2 часа до сна, а перед сном выпить кефир или молоко.
Игра «Разрушает или укрепляет»
Я буду называть продукты питания, а вы будете хлопать в ладоши, если продукт полезен для вашего организма и топать ногами, если продукт лучше исключить из рациона питания. Рыба, кефир, чипсы, масло, морковь, мясо и др.
Обжорка: Ой, плохо! Ой, тяжело! Все-таки каша оказалась вредной!
Доктор: Что опять случилось?
Обжорка: Что случилось? Что случилось? Уж больно каша была вкусная. А оказалась вредной.
Доктор: Это еще почему?
Обжорка: Откуда мы знаем. Первую тарелку я ел рисовую кашу с изюмом. Вторую тарелку овсяную кашу с бананом. Третью – гречку с молоком. Четвертую – манную с клубникой. Так было вкусно! Только не пойму, какая из них вредная.
Доктор: Да вы что?! Разве так можно?! Ребята, что опять Сушка с Обжоркой сделали неправильно?
Ответы детей
Доктор: Получите по пилюле от переедания. Древним людям принадлежат слова: «Мы едим для того, чтобы есть». Переедание очень вредно. Желудок и кишечник не успевают все переварить. Переедание – это лишние килограммы, риск развития сахарного диабета, болезней сердца и позвоночника.
Игра «Обед»
Подумайте, можно ли приготовить обед из трех блюд, если у вас только свекла, картофель, фасоль, лук, морковь и плоды шиповника.
Ответы детей
Доктор: Оказывается, не только продукты питания должны быть полезными, но еще есть правила поведения во время еды. Думаю, вы их хорошо знаете и быстро назовете их. 1. Мыть руки перед едой. 2. Не разговаривать во время приема пищи. 3. Не переедать. 4. Есть небольшими кусками. 5. Мыть овощи и фрукты. 6. Соблюдать режим дня. 7. Тщательно пережевывать пищу. 8. Благодарить за еду. Чтобы подвести итог, мы обратимся к «Дереву решений». Ребята, дерево живет только тогда, когда получает полезные вещества и правильный уход за ним. Точно также происходит и с человеческим организмом. Вам нужно поместить карточки на правую или левую стороны дерева. РЕЖИМ ПЕРЕЕДАНИЕ ВИТАМИНЫ ЖИРНАЯ ПИЩА РАЗНООБРАЗИЕ ГОЛОДАНИЕ МОЛОКО ОСТРАЯ ПИЩА КАША СОЛЕНАЯ ПИЩА ОВОЩИ СЛАДОСТИ ЯГОДЫ ГАЗИРОВАННЫЕ НАПИТКИ ФРУКТЫ ЧИПСЫ
Ребята, теперь вам известны многие секреты здорового питания. А каковы они? Какое питание можно назвать здоровым? Какую пищу нельзя употреблять? Молодцы! Я думаю, что вы узнали много нового и полезного о питании. Сегодня мы поговорили только об одной части здорового образа жизни - правильном питании. И я хочу вам сказать, что быть здоровыми может каждый из вас. Нужно только очень захотеть. Вы – наше будущее, поэтому заботиться о своем здоровье нужно начинать сейчас. Ведь когда человек здоров, он весел и бодр, его глаза светятся, а лицо излучает улыбка. У здоровых людей ясный ум и крепкая нервная система. Надеюсь, наша встреча была не напрасна. Будьте здоровы!
Приложение Анкета 1) Завтракаете ли вы по утрам? а) завтракаю б) бутерброд с чаем в) ем кашу г) нет
2) Что вы съедаете за обедом? а) первое, второе, третье б) только второе и третье в) салат и бутерброд г) совсем не обедаю
3) Сколько раз в день вы кушаете? а) 2 раза б) 3 раза в) 4 раза г) 5 раз
4) В какое время вы принимаете пищу вечером? а) 6 часов б) 7 часов в) 8 часов г) 9 часов
5) Едите ли вы в сухомятку? а) да б) нет в) редко
6) Любите ли вы сладости? а) да б) нет в) не очень
Литература
1) Обухова Л.А., Лемяскина Н. А. «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья». Москва. «ВАКО». 2005.
2) Ю. Тувим «Овощи». «Малышкина книжка» Москва. «Детская литература» 1971.
3) Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. «Разговор о правильном питании». Методическое пособие для учителя. Москва. «НЕСТЛЕ», «ОЛМА-ПРЕСС». 2008г.
|