Классный час «Чистое слово»
Задачи: - рассказать, что такое слово; - обратить внимание на значение слова в жизни людей; - воспитывать грамотно, красиво и правильно говорить.
Оборудование: - большой бумажный лебедь; - буквы: с, л, о, в, о; - бумажные лепестки; - плакат «Цветок радости»; - карточки со словами.
Ход занятия
1. Объяснения учителя: - Ребята, сегодня к нам на классный час прилетела прекрасная птица. Как вы думаете, какая? (предположения детей) - Правильно, лебедь. Эта красивая и изящная птица. У древних русичей птица лебедь была символом весны, вестницей радости. Гибкая шея лебедя, его белое оперение являлись символом благородства и чистоты. В сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» есть царевна Лебедь, помогающая князю Гвидону встретиться со своим отцом-царём. Зачем пожаловал к нам лебедь? Посмотрите, он принёс нам буквы.(Учитель приглашает помощников , они прикрепляют буквы к доске.) - Наверно, это тема нашего классного часа. Лебедь подсказывает мне, что первая буква – С. - Правильно – СЛОВО! ЧИСТОЕ СЛОВО! Очень важно научиться дружить со словом. Для этого его нужно понимать, то есть знать, что оно обозначает. Во все времена люди знали, что слово обладает силой. Словом можно творить, строить, а можно и погубить. Поэтому, прежде, чем сказать, нужно подумать. Слово – не воробей, гласит русская пословица, вылетит – не поймаешь.
2. Составление предложения.
- Скажите, пожалуйста, из чего состоит предложение? Верно из слов. - Послушайте слова: росли, полянке, ромашки, на солнечной, радостно. Можно сказать, что это предложение? - Нет. А почему? Слова расположены беспорядочно. А как надо? (составляем вместе предложение). Что появилось, когда мы поставили слова по порядку? Правильно – смысл. - Что возникло в нашем воображении? Картина. Какая? Яркая. Какое чувство появилось у нас? Радостное. А запах? А может кто-то вспомнил лето? А можем ли мы с помощью слов украсить наше предложение? Давайте это сделаем. Теперь вы убедились, что слово пробуждает в человеке чувства, образы, запахи, слово побуждает к действию. Можно представить, что слова – это одежда для мыслей. Если наши мысли красивые, чистые, добрые, то и наши слова будут такими же. В каждом слове есть сила. В хорошем – добрая, в плохом – злая. Человека, говорящего скверные слова, нужно опасаться, потому, у него плохие мысли, которые могут привести к нехорошим поступкам. В давние времена, человека, который сказал дурное слово, наказывали. Сегодня так не делают. Но современные учёные говорят, что от сквернословия всё болеет и разрушается. И наоборот, от добрых искренних слов мир становится лучше.
3. Чтение рассказа В. А. Сухомлинского «Обидное слово» Сын однажды рассердился и сгоряча сказал Матери обидное, грубое слово. Заплакала мать, спохватился Сын. Жалко стало ему Мать. Ночи не спит, не даёт ему покоя совесть: ведь он оскорбил Мать. Шли годы. Сын-школьник стал взрослым человеком. Пришло время ехать в дальний край. Поклонился Сын Матери и говорит: - Прости меня Мама, за оскорбительное слово. - Прощаю, -сказала мать и вздохнула. - Забудьте, мама, что я сказал оскорбительное слово. Задумалась Мать, загрустила. На глазах её показались слёзы. Говорит она Сыну: - Хочу забыть, Сын, но не могу. Рана от занозы заживает и следа не оставляет. А рана от слова заживает, но глубокий след оставляет.
4. Работа с деревом – корнесловом.
- Ребята, а когда человеку лучше – одному или с родными? Так и словам. Давайте найдём «родственников» к СЛОВУ. (Учитель прикрепляет слова к дереву-корнеслову: словарь, словесник, многословие, пословица, слог, слух, послать, посылка, посол. СЛОВО – в корне дерева). Обращаем внимание, что первые слова–«близкие» родственники, у них есть корень «слов». А в остальных словах остались похожими только две буквы – «сл». Но они тоже родственники, потому, что у них единый смысл – слать, послать (посылку). Они произошли от древнего русского слова «СЛЫ» - послы. Вот и получается, что Слово – посол от человека к человеку.
5. Игра «Составь пословицу» Слова: пирога, слово, доброе, лучше, мягкого. Слова: воробей, не, слово, поймаешь, вылетит, не. Слова: от, слов, язык, не, вежливых, отсохнет. Слова: добру, и, человек, добрый, учит. Слова: много, всего, да, не, годится, говорится, всё, в. дело.
6. Практическая работа – составление «Цветка радости». На лепестках, которые раздал учитель, учащиеся пишут своё любимое слово и прикрепляют на общее панно, на нём можно нарисовать красивые рисунки.
Вывод: только красивые добрые чистые слова делают мир чище, прекрасней. (выслушиваем ответы ребят).
Литература
1. Сухомлинский В. А. Обидное слово [Текст] – Москва: детская литература, 1998. 2. Горчакова Т. В. Дорогою добра [Текст ]: методическое пособие по основам детской журналистики / Т. В. Горчакова – Томск: Твердыня, 2010. 3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст ] / В. И. Даль – Москва: Олма, 2010. 4. Народные русские легенды [Текст ] – Москва: Новь, 1998. 5. Ожегов С. И. Словарь русского языка [Текст ] / С. И. Ожегов – Москва: Оникс, 2010.
|