Рыцарский турнир
2 класс
В подготовке и проведении этого праздника активное участие принимают папы детей. Они играют роль Магистров рыцарского ордена, которые ведут турнир, проводят конкурсы, помогают мальчикам, посвящают их в юные рыцари. Этот праздник – возможность для пап интересно провести время со своими детьми. Ведь важно не количество времени, которое родители проводят с ребёнком, а его качество.
Подготовка: изучение литературы о рыцарях, турнирах;
разучивание стихов, песен, сценки;
подготовка реквизита девочками (фишки) и папами;
выпечка печенья девочками в виде начальных букв имён мальчиков;
подарки для пап и дедушек, изготовленные своими руками;
оформление зала высказываниями о мужестве, чести;
репетиции с папами и с детьми.
Реквизит: табличка «Магистры Рыцарского Ордена»;
накидки для Магистров;
свиток с речью Магистра;
свиток с правилами рыцарских турниров;
музыкальное сопровождение (фанфары, горн, стилизованная музыка);
фишки 7*14;
2 палки-лошадки, кегли;
2 шлема-шкатулки и вопросы по теме «Рыцари» в ней;
лук, стрелы, мишень (воздушный шарик в проёме ширмы);
обруч или кольцо из верёвки;
поднос, на котором 5 карточек с ситуациями;
повязки на глаза по количеству мальчиков – 14 шт.;
герб мальчишеского братства 2 класса;
меч для посвящения;
14 орденов и 14 мечей для вручения мальчикам (ткань, чтобы закрыть до вручения);
подарки для пап – брелки в технике макраме;
подарки для мальчиков – печенье в виде первой буквы имени (ткань);
гитара, стул.
♫ Фоновая музыка до начала турнира.
(Дети сидят на стульчиках. Мальчики и девочки группами. Папы на первом ряду у таблички «Магистры рыцарского ордена». Мамы и другие гости в зале.)
♫ Звучит сигнал трубы. Входит ведущий магистр РО со свитком.
Ведущий Магистр: - Здравствуйте, прекрасные дамы, юные леди, достопочтенные магистры и юные оруженосцы – претенденты на звание рыцаря. Вас приветствует магистр Рыцарского ордена. (Преклоняет голову.)
ВМ: - Сегодня для всех нас торжественный день. Юные оруженосцы, прошу вас выйти на сцену.
♫ Фоном. (Мальчики выходят и встают полубоком к зрителям и герольду, в линию.)
ВМ: - Вас ждут испытания, пройдя которые, вы будете удостоены чести быть посвящёнными в рыцари, и вступите в наш Рыцарский Орден. Стать рыцарем непросто. Мои родители готовили меня к этому с детства: до семи лет я воспитывался в семье. До 14 лет я был пажом при дворе сеньора, до 21 года я был оруженосцем сеньора, обучаясь у него всем премудростям. Как вы думаете, какие качества воспитывал в себе будущий рыцарь? (Ответы мальчиков.)
ВМ: - Чтобы пройти все испытания турнира, необходимо обладать не только силой и отвагой, но и быть верным слову, самоотверженным, благородным, человеком чести – вежливым, галантным, внимательным к людям.
Разрешите вам представить Магистров Рыцарского Ордена. ( Магистры встают.) У них за плечами богатый опыт. Поэтому они будут внимательно наблюдать за ходом турнира, показывать и объяснять, как проходить испытания, и если вам будет необходима помощь, то вы смело можете обращаться к любому из них.
ВМ(обращаясь к магистрам): - Прошу вас зачитать правила турнира и вручить их претендентам в рыцари.
(МРО читают свиток.)
МРО: - Правила турниров.
На турнире запрещается:
-
умышленно травмировать или атаковать лошадь противника (в том числе целится в седло);
-
применять борцовские элементы (толчки, захваты);
-
наносить удары ниже пояса;
-
атаковать рыцаря, у которого был сбит с головы шлем;
-
наносить удар сзади отвернувшемуся или потерявшему копьё противнику.
(Магистры вручают свиток одному из оруженосцев.)
ВМ: - Итак, оруженосцы, к испытаниям готовы? (- Да!)
ВМ: - Но перед сложными испытаниями важно настроиться. И мне в этом всегда помогала песня. Думаю, она поможет и вам.
( Мальчики исполняют песню «В замке рыцарском одном…»)
ВМ: - Рыцарский турнир объявляется открытым!
♫ Звучит сигнал трубы.
Дамы: - Сегодня в нашем классе праздник –
Открылся Рыцарский Турнир.
И после честных испытаний
Устроим вместе славный пир!
Наши смелые мальчишки,
Проявляя героизм,
Пусть пройдут все испытанья
И получат главный приз!
1. Умение уверенно держатся на коне.
♫ Фанфары перед каждым испытанием.
М: - Одно из важных умений рыцарей – умение уверенно держаться на коне. Первое испытание посвящено этому. Я прошу одного из Магистров помочь мне. (Выходит магистр. Расставляет оборудование для испытания. Магистр показывает, как пройти испытание, следуя указаниям ведущего.) Необходимо оседлать коня и проскакать на нём «зигзагом» мимо десяти кеглей: туда и обратно. Хвост коня должен находится чуть-чуть над покрытием ристалища. Главное – не сбить ни одной кегли. Прошедший испытание – получает фишку. Если с первой попытки не получилось, оруженосец имеет право на вторую попытку. Испытания начать!
♫ Звучит топот коня во время прохождения испытания.. Мальчики по очереди проходят испытания (можно в парах, выставив параллельно две дорожки препятствий). По окончании которого, получают фишки от девочек. Звучат фанфары.
|
Реквизит
- 2 коня
- 10-16 кеглей
- 14 фишек
|
ВМ: - Прошу оруженосцев выйти и построится. Вердикт магистров?..
МРО: - Испытание пройдено всеми!
♫ Фоном. (Девочки раздают фишки. Мальчики остаются на сцене для следующего испытания.)
2. Викторина для рыцарей.
♫ Фанфары.
М: - Рыцарей готовили для защиты государства от врагов. Но в сражении важны определённые знания и стратегия, чтобы действовать не только силой. В следующем испытании вам пригодятся ваши знания и умение мыслить стратегически. Каждый из вас из шлема возьмёт вопрос, связанный с рыцарями, а через минуту по очереди вы зачитаете вопрос и дадите ответ.
Девочки с шлемом подходят к каждому из мальчиков, и они берут по вопросу. Засекается время - 1 минута. Звучит тиканье часов. Если ведущий видит, что кто-то затрудняется, то напоминает, что можно обратиться за помощью к Магистрам. Через минуту вопросы зачитываются и выслушиваются ответы. Девочки раздают фишки.
|
Реквизит
- шлем-шкатулка
- 14 вопросов с выбором ответа
- 14 фишек
|
ВМ: - Мнение магистров…
МРО: - Все оруженосцы справились с испытанием.
♫ Фоном. (Девочки раздают фишки. Мальчики садятся на свои места.)
3. Меткость – стрельба из лука.
♫ Фанфары.
М: - Меткость – одно из рыцарских достоинств. Вам, юные оруженосцы, предстоит поразить цель из лука. Каждый имеет право на 3 попытки. Прошу Магистров показать, как это должно быть. (Магистр объясняет пошагово, как стрелять из лука).
Магистр стреляет из лука в мишень(шарики, закреплённые на ширме). Сигнал трубы. Мальчики по очереди проходят испытания. Вручаются фишки. Звучат фанфары.
|
Реквизит
- 14 надутых воздушных шара
- ширма
- лук со стрелами
- 14 фишек
|
ВМ: - Магистры, вам слово.
МРО: - Испытание пройдено!
♫ Фоном. (Девочки раздают фишки. Мальчики садятся на свои места.)
4. «Бой петухов»
♫ Фанфары
М: - Рыцарей учили не только конным, но и пешим поединкам. Впереди у вас испытание «Бой петухов». Прошу Магистров показать. Магистры выходят и под комментарий ведущего показывают. Два участника закладывают руки за спину. Встают в круг. Прыгая на одной ноге, необходимо вытолкнуть соперника за границы круга. Толкать можно только плечом в плечо. Или лишить соперника равновесия так, чтобы он встал на обе ноги. Так как вас 14, победитель каждой пары выбывает, так как справился с испытанием, а остальные имеют право ещё на две попытки. Последний оставшийся выбирает себе соперника из уже прошедших испытание.
♫ Фоновая музыка во время прохождения испытания. Сигнал трубы – начало испытания. Магистры делят ребят на пары по комплекции, примерно равные по силе. Каждая пара выполняет задание в соответствии с правилами. По итогам испытания вручаются фишки под торжественную музыку.
|
Реквизит
- обруч или кольцо из верёвки
- 14 фишек
|
ВМ: - Оруженосцы, построиться!
МРО: - Испытание достойно пройдено всеми!
♫ Фоном. (Девочки раздают фишки. Мальчики садятся на свои места.)
ВМ: - Сейчас юмористическая сценка «Самый вежливый» по рассказу Бартенева.
Ребята показывают сценку. После чего звучит сигнал трубы к продолжению испытаний.
5. Вежливость – достойный выход из ситуации.
♫ Фанфары
М: - Человек чести – так часто говорят о рыцарях. Рыцарь уважителен с другими людьми, галантен с дамами. Вежливость – ещё одно из достоинств рыцарей. И следующее испытание посвящено вежливости. Оруженосцам предстоит разделиться на пары (тройки). Каждая пара получит карточку с началом ситуации. Необходимо придумать достойное продолжение и разыграть его.
♫ Фоновая музыка, пока мальчики готовятся. Мальчики разбиваются на тройки. Девочки обходят мальчиков с подносом, и они разбирают карточки с ситуациями. Магистр может напомнить, что они могут обратиться за помощью к старшим. Через 5 минут ребята показывают, что у них получилось. Девочки раздают фишки. Если какая-то ситуация имеет более оптимальный выход, то магистры могут разыграть второй вариант.
|
Реквизит
- поднос
- 5 карточек с ситуациями
- реквизит для разыгрывания?
- 14 фишек
|
МРО: - Из всех предложенных ситуаций оруженосцы нашли выход достойный настоящего рыцаря.
♫ Фоном. (Девочки раздают фишки. Мальчики садятся на свои места.)
6. Галантность. Прийти на зов юной леди.
♫ Фанфары
М: - Рыцарь – это благородство, галантность, хорошие манеры. Всё это ради прекрасных дам! Следующее испытание. Вам предстоит проявить отвагу и решительность, внимательно слушая голос девочки, которая будет звать вас по имени, и двигаясь к ней с закрытыми глазами. Магистра и прекрасную даму прошу показать, как это будет.
Показ. Мальчикам раздаются повязки. Девочки получают имя мальчика, которого предстоит звать. Проводится игра. Девочки вручают мальчикам фишки. Фанфары – итог испытания. Мальчики провожают девочек на места.
|
Реквизит
- имена мальчиков для жеребьёвки
- 14 повязок на глаза
- 14 фишек
|
7. Герб. Значение символов. Девиз.
♫ Фанфары
М: - Почти все испытания позади. Но какой же рыцарь без рыцарского герба. Поэтому наши юные оруженосцы придумали и нарисовали герб мальчишеского братства 2 класса, и готовы обосновать свой выбор.
Мальчики рассказывают о своём гербе. Провозглашают девиз. Девочки раздают фишки.
|
Реквизит
|
ВМ: - Последнее испытание позади. Уважаемые магистры, принимаете ли вы обоснование выбора этого герба?
МРО: - Хороший выбор! Испытание пройдено! (Девочки раздают фишки. Мальчики остаются на сцене.)
ВМ: - Итак, все испытания рыцарского турнира позади. Магистрам Рыцарского Ордена необходимо принять решение. Юные оруженосцы, прошу вас собрать все полученные в честных испытаниях фишки на поднос и передать их магистрам.
Мальчики собирают фишки на поднос и передают их Магистрам. Мальчики выстраиваются в центре сцены в ряд.
♫ Фанфары.
МРО (выходят): - Мы, Магистры Рыцарского Ордена, решили, что каждый из вас, юные оруженосцы, достоин быть посвящённым в рыцари. Ваша клятва!
Мальчики:
Клянёмся рыцарями быть!
И лень, и грубость позабыть,
Девчонок смело защищать,
Заботиться о них и уважать!
Клянёмся рыцарями быть!
В борьбе со злом добро добыть,
Невежд разить мечом волшебным –
И строгим словом и целебным!
Клянёмся рыцарями быть!
МРО: - Клятва принята! Приступить к обряду посвящения!
♫ - ?
М: - (например) Даниил! ( Мальчик подходит и встаёт на одно колено перед магистром. Магистр прикасается мечом к его голове, к правому плечу, к левому плечу и оставляет меч на левом плече со словами) – Даниил, ты достоин звания рыцаря. Носи его с честью! ( МРО вешает на шею посвящаемого орден. Магистр берёт меч из рук МРО и передаёт его мальчику). – Используй его во благо! (Мальчик целует меч. Встаёт. Звучит торжественная музыка. Он возвращается в строй.)
Этот обряд проходят все мальчики. Далее, когда обряд посвящения завершён, МРО встают между мальчиками, образуя общий полукруг. Вместе они исполняют 1 куплет песни «В замке рыцарском одном…» и последний припев.
ВМ: - Так рыцарский орден пополнился ещё четырнадцатью доблестными рыцарями. Мальчики и папы садятся в зал.
ВМ: - Сейчас я предоставляю слово девочкам и мамам.
Девочки: - Рыцарь – это волшебное слово!
Он – наша защита, он – наша опора!
Он маленький мальчик и взрослый отец!
Он тот, кому скажем мы все – МОЛОДЕЦ!
Он – наш одноклассник,
Он – супер! Он – классный!
Он – папа любимый,
Надёжный, прекрасный!
Наши папы мальчиков сильнее
И награду могут заслужить!
Наши папы мальчиков взрослее
И любого могут победить!
Девочки дарят подарки папам.
Девочки: - Милые ровесники – мальчишки,
Рыцари без страха и упрёка,
Вы любите компьютеры и книжки,
Иногда не учите уроков.
Манит море вас волшебною мечтою,
Вы всегда настойчивы, упрямы,
И готовы вы пожертвовать собою
Ради девочки – прекрасной милой дамы.
И всегда на месте ваши шпаги,
Впору рыцарские вам доспехи.
С вами ваша верность и отвага.
И победы ваши и успехи.
Вам желаем приключений не из книжки.
Чтоб в пути всегда вы были вместе,
Милые ровесники-мальчишки.
Рыцари отваги, дружбы, чести!
Девочки дарят мальчикам подарки.
Выступление мам.
Приложение 1.
Высказывания о мужестве и чести.
На добро отвечать добром – дело каждого, а на зло добром – дело отважного.
Туркменская пословица.
Не сильные лучше, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего.
Ф. М. Достоевский.
У кого бывают поражения, тот и побеждает.
Античный афоризм.
Высушить одну слезу – больше доблести, чем пролить целое море крови.
Д. Байрон.
Бесстрашие – это глаза человеческого благородства. Бесстрашный человек видит добро и зло не только глазами, но и сердцем.
В. Сухомлинский.
Приложение 2.
Ордена.
Орден Доброго (сердце с перекрещенными в нём мечами).
Орден Отважного (меч).
Орден Храброго (меч).
Орден Верного (ключ и меч).
Орден Мудрого (сова на мече).
Орден Заботливого (меч и крест).
Орден Терпеливого.
Орден Выносливого.
Орден Галантного (меч и роза).
Орден Мужественного.
Орден Щедрого.
Орден Благоразумного.
Орден Общительного .
Орден Зоркого.
Приложение 3.
Песня рыцарей.
В замке рыцарском одном
Меж дорог далёких
Собираются друзья
На турнир.
Их Магистров мудрый круг
В Орден созывает,
Чтобы с честью сохранить
Добрый мир.
Припев: Пусть манят нас сто дорог,
Но трубят герольды в рог,
И ристалище зовёт
Всех вперёд!
В каждом дремлет свой дракон,
Ждёт, что рыцарь дрогнет.
Чтобы не проснулся он,
Чти закон.
Рыцарский добудь доспех
В испытаньях трудных.
Дружбой верною скреплён
Будет он.
Припев: Пусть манят нас сто дорог,
Но трубят герольды в рог,
И ристалище зовёт
Всех вперёд!
Припев: Испытания прошли,
Нам запомнятся они!
Клятву верности в душе
Сохраним!
Приложение 4.
Викторина для рыцарей.
Старинное оружие – топорик, насаженный на длинное древко с остриём на конце.
|
Будущий рыцарь, который заботился об оружии своего господина и следовал за ним даже в битве.
- Вассал
- Оруженосец
- Герольд
|
Железный лук, вделанный в приклад,
с механизмом для натягивания тетивы.
|
Человек, хорошо знавший гербы, подававший знак
к началу турнира и выступавший на нём как судья.
|
Кому поклонялся рыцарь, в честь кого сражался на турнирах, чьё имя прославлял?
- Прекрасная дама
- Сюзерен
- Вассал
|
Военные состязания рыцарей в ловкости и силе.
|
Площадь для конных и других состязаний.
|
Метательное копьё с коротким древком.
|
Кому из детей рыцаря переходили по наследству земля и замок?
- Младшему сыну
- Дочери
- Старшему сыну
|
Гибкие доспехи рыцаря, состоящие из железных колец.
|
Средневековое орудие для метания камней и специальных ядер.
|
Самая главная башня рыцарского замка.
- Штандарт
- Колокольня
- Донжон
|
Что должен был сделать рыцарь перед рыцарским турниром, чтобы показать своё бесстрашие?
- Снять перчатки
- Обнажить меч
- Поднять забрало
|
Любимое занятие рыцарей в мирное время.
|
Приложение 5.
Достойный выход из ситуации.
В магазине ты видишь, что маленькая девочка потерялась…
|
Ты видишь, что один мальчик обижает девочку. Твои действия…
|
На остановке ты видишь, что у бабушки из рук выпала сумка, и вещи из неё рассыпались. Твои действия…
|
Вечером за тобой в школу пришла мама и взяла твой тяжёлый рюкзак. Твои действия… |
Ты едешь на машине с папой. По дороге лопнуло колесо. Папа стал менять его. Твои действия…
|
|