I .
Пояснительная записка
Быстро
летит время. В памяти стираются воспоминания о прошедших годах. Всё меньше
становится среди нас ветеранов Великой войны. Войны, в которой одна идеология,
лица, стоявшие за ней, стремились подмять под себя народы мира, уничтожить
многих из них. Людям, спасшим нас от незавидной участи, людям, чье детство прошло под пулями, в
партизанских отрядах, оккупации, концентрационных лагерях, маленьким людям
великой войны посвящается данная программа.
Чем дальше отдаляются героические дни военных лет, тем острее стоит
задача сохранения в нашей памяти истории ВОВ. Несмотря на обширную изученность
этой истории, все еще остаются белые пятна в ней. Одним из которых
является жизнь детей в военных условиях.
Многие другие, кого война сделала сиротами или разлучила с родителями, пережили
тяжкие эмоциональные потрясения в борьбе за выживание. Они встретили войну в
разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге
юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в
гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Но война из жизни современных
детей не исчезла.
По данным ЮНЕСКО более чем в 30 странах свыше 300 тыс. детей в возрасте до 18
лет подвергаются жестокой
эксплуатации в качестве солдат.
Некоторым из них всего семь-восемь лет, причем среди них есть и мальчики и
девочки. За последнее десятилетие в результате вооруженных конфликтов и
гражданских войн погибли 2 млн. детей, еще 6 млн. получили серьезные ранения
или стали инвалидами. В чеченской войне
по официальным данным погибло 42 000 ребят.
В современном российском обществе появление
фашистских организаций и вовлечение в них подростков создают особую тревогу.
Данная
программа по истории ВОВ составлена на основе требований к программам дополнительного образования
детей Департамента молодежной политики,
воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006.и Московской
Программы по дополнительному образованию. Программа конкретизирует содержание
тем по истории ВОВ, дает конкретное распределение теоретических и практических
учебных занятий по разделам и с учетом возрастных особенностей учащихся.
Программа содействует реализации Среднесрочной городской целевой Программы «Москва многонациональная» и решению задач Правительства Москвы в
рамках мероприятий «Года ребенка».
Практическая
значимость программы:.
-в
информационно-методической функции, которая позволяет учащимся расширить
свои познания об истории ВОВ, получить представление об исследовательской
работе, научиться создавать социальные проекты, в целях, воспитания и развития,
учащихся средствами данного дополнительного образования.
-организационно-планирующей
функции, которая предусматривает выделение этапов, практических и теоретических
занятий, определение их количественных и качественных характеристик на каждом
из этапов, в том числе для составления тематического планирования занятий.
Цели программы направлены на
решение актуальных, конкретных, социально значимых задач.
1.1 цели:
- изучение истории ВОВ через
историю жизни детей военного времени, - воспитание гражданственности,
национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на
основе осмысления ими нравственных и социальных установок, идеологических доктрин,
своей созидательной функции в обществе - воспитание
истинных гражданско-патриотических
чувств, гордости за свое Отечество, чувства благодарности ветеранам ВОВ, - развитие
способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного
мира, определять собственную позицию по отношению к истории своего народа,
окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически
возникшими мировоззренческими системами; - овладение умениями и навыками
поиска, систематизации и комплексного анализа исторической темы.
Задачи;
- научить находить исторические
источники
- научить анализировать
исторические источники
- научить создавать социально-
исторические проекты
- овладеть навыками защиты
проекта
- научить работать с исторической
литературой
- дать навыки ведения деловой и
дружественной переписки
1.2 Программа рассчитана на
1 год для детей 12-14 лет.
1.3 Группа формируется свободно, по желанию самих учащихся, группа
профильная, состав постоянный.
1.4 Режим занятий:
- общее количество часов в год –
216
- количество часов в неделю – 6
- периодичность занятий – 3 раза в неделю
- продолжительность занятий – 2
часа
1.5 Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
К концу года ребята должны
владеть навыками поисково-исследовательской работы, работы с первоисточниками,
алгоритмом создания социально- исторических проектов и их защиты. Уметь
организовывать выставки. Овладеть умениями ведения деловой и дружественной
переписки.
В течение года ребята получат
возможность развить в себе следующие качества – наблюдательность,
любознательность, умение слушать и слышать, сопереживать, сочувствовать, научатся быть патриотами .
1.6 Формы поверки
знаний учащихся – защита проектов,
конкурсы и творческие выставки.
II Учебно-
тематический
Таблица находится в приложенном файле
III. Содержание
программы
1. Лето 1941
Дать историческую характеристику этих дней. Какими событиями жили наши люди летом 1941 года. Жизнь ребят,
на ожидаемые каникулярные дни и первый месяц отдыха школьников. Ребята вместе с педагогом добывают информацию из книг, рассказов прабабушек и дедушек, из
семейного архива. Посещение библиотек,
работа с газетными статьями тех лет.
Этот раздел полностью посвятить
сбору и поиску информаций и материалов для дальнейшей работы. Посещение
музея обороны Москвы обязательно.
2.Москва военная
Детально изучить военную жизнь юных москвичей: какую помощь оказывали
подростки в героические дни. Ребята
принимают самое активное участи в поисках информации об эвакуации, направлениях
эвакуации. Работу школ, трудовые будни, бытовая жизнь – эти темы являются
предметом изучения в этом разделе.
Практическая работа
заключается в начале создания проектов, выпуска
исторического альманаха, стенда для класса и школы. Нужно организовать встречу
с бабушками и дедушками, чье детство прошло в военные годы. Посещение
музея Великой Отечественной войны на
Поклонной горе.
3. Битва за Москву
Героический подвиг вчерашних школьников,
активное участие в созданных народных ополчениях, в разведотрядах, партизанских отрядах.
Посвятить занятие подвигу Зои Космодемьянской
и особому разведотряду, созданному для диверсионных целей в
оккупированных районах Подмосковья.
В практической части этого раздела продолжить
работу над созданием проектов, обязательные встречи с ветеранами, организовать
для них праздник. Целесообразно провести викторины, конкурсы,
музыкально-поэтические композиции, посвященные героям, защитникам Москвы.
Ребята должны оформить доклады. Выпустить
стенгазету. Посещения музея Российской Армии. Провести Вахту памяти с участием приглашенных ветеранов.
4. Жизнь в оккупации
Тяжелая жизнь детей Подмосковья,
тех, кто не успел эвакуироваться.
Героизм, тяжкие испытания, которые выпали на долю ребят. Несмотря ни на
что, они смогли сохранить в себе надежду на освобождение. Учащиеся должны усвоить историческое значение этих событий, которое заключается в том, что,
несмотря на юный возраст, нужно
оставаться гражданином своего Отечества.
Практическая часть - организовать переписку с
одной из подмосковных школ, где серьезно поставлена патриотическая работа. В
перспективе дружба между школами должна
стать традицией в патриотической работе
данного объединения. Педагог
должен заранее позаботиться об этом.
Организовать автобусную экскурсию по местам
боевой славы Подмосковья.
5. Обыкновенный фашизм
Лагеря смерти: Дахау, Освенцим, Бухенвальд,
Равенсбрюк, Маутхаузен…
Гитлеровская Германия стала
классической страной лагерей смерти, где уничтожались сотни тысяч людей и в том
числе дети. Ребята должны понять, осознавать все ужасы фашизма.
Современные фашистские организации, вовлечение в их ряды подростков –
это, значит, предавать героическую историю нашего Отечества.
Практическая часть сбор материала. Ребята должны обязательно прочитать книгу о подвиге Яноша Корчака. Устроить читательскую
конференцию после прочтения. Прочитать
книгу Л.И.Тимощенко «Дети и война». Посетить действующую выставку книг и
детских работ, маленьких узников немецких лагерей Всероссийской государственной
библиотеки иностранной литературы.
Организовать встречи с членами МАБУФа (межреспубликанская ассоциация
бывших узников фашизма). Организовать в
классе выставку книг и творческих работ самих ребят. Подготовить акцию, посвященную детям-узникам
и провести ее на площади возле
памятника по улице Чертановской.
Широко использовать Интернет -
сайты. Создать мультимедиа проекты.
6.. Жизнь в эвакуации
Многих москвичей правительство СССР смогло
эвакуировать до начала Московской битвы на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию. Жизнь
в тылу эвакуированных юных москвичей не
казалось мирной жизнью. Они не слышали
взрывы гранат, не видели врагов, но они старались трудовыми подвигами
приблизить день победы.
Практическая работа – поиск и сбор информаций в библиотеках, через
Интернет-возможности, историческую литературу, архивные источники, при устной
беседе с участниками событий. Ребята должны готовить доклады для устного
выступления, организовать обмен информацией и мнениями. Обязательно
организовать занятия в виде «Живой истории» Этот раздел должен быть завершен
выставкой творческих и исследовательских работ ребят.
7. Весна – 1945 года
Москва в ожидании Великой Победы. Каким образом шла подготовка к Победе,
какое участие принимали дети. Возвращение с эвакуации Работа кинотеатров,
консерватории, музеев, театров и парков.
Главные музеи Кремля были
эвакуированы. Мужество работников музеев на примере Оружейной палаты.
Практическая работа – поиск
информаций и сбор материала. Дети должны получить индивидуальные задания конкретно по объектам. Обработка полученной
информации, выпуск журнала – альманаха.
8. Великая Победа
Майские дни, Парад Победы глазами очевидцев.
Атмосфера, царившая в Москве, возвращение из эвакуации и начало строительства новой мирной жизни.
Практический раздел – встреча с детьми военного времени,
современными бабушками, дедушками и прабабушками и прадедушками, оформление
стенда. Познакомить ребят с песнями военных лет, познакомить поэзией военного времени,
посвященной Великой Победе, создать проект по песням и стихам этого времени.
Дети могут написать исторические сочинения на темы: « День Победы со слезами на
глазах», « Неизвестный солдат», «Большой подвиг
маленьких ребят».
9. Вахта памяти
подготовка и проведение литературно – поэтических композиций,
посвященные ко дню освобождения Москвы от фашистов, ко дню Победы, освобождения
узников концентрационных лагерей.
Проведение вечеров Памяти, посвященные героической жизни прабабушек и дедушек « Расскажи, бабушка…»
10. Экскурсии
В течение года посетить музеи истории ВОВ на Поклонной горе, истории Москвы, обороны Москвы. Совершить
экскурсионно-туристическую поездку по местам боевой славы Подмосковья. Полностью ознакомиться с материалом можно, если нажать на "кнопку" скачать
|