Конспект совместной деятельности в группе старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет « Зимний лес »
Выполнила: Карауш Галина Васильевна
Воспитатель МБДО №74 «Филиппок»
Ноябрь 2014
Цель: уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе и его обитателях.
Программное содержание
Образовательная область «Познавательное развитие»
Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились живые организмы зимой. Развивать интерес к жизни леса и его обитателей. Воспитывать стремление к познанию.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие »
Формировать свободное общение со взрослыми и детьми в ходе познавательной деятельности.
Образовательная область «Речевое развитие»
Продолжать развивать словарный запас детей в области экологического воспитания (обитатели, приспособились, среда обитания). Развивать грамматически правильную речь.
Сопутствующие задачи
Образовательная область «Физическое развитие»
Развивать потребность детей в двигательной активности посредством проведения дина-мичной паузы.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Создать эмоционально-благоприятный фон посредством использования музыкально-звукового сопровождение (пение птиц).
Материалы и оборудование:
- атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автобус».
- декорации: деревья, кусты, пни.
- нагрудные знаки зверей.
- аудиозапись «Пение птиц».
- конверт с письмом.
Предварительная работа:
- беседа о лесе
- рассматривание иллюстраций с изображением леса
- наблюдения на прогулке за птицами
- рассматривание иллюстраций за насекомыми и средой обитания,
- отгадывание загадок о природе
- рассматривание альбома «Зимующие и перелетные птицы»
Ход
Воспитатель читает стихотворение Г. В. Карауш «Зима»
Посмотрела я в окошко
Там морозно и свежо.
За окном лежит письмо,
Кто же нам прислал его?
Может серый воробей?
Может стая голубей?
Мы сейчас его возьмем
И посмотрим что же в нем?
Предлагает детям отгадать загадку, чтобы узнать от кого пришло письмо.
(загадка о зиме Г.В. Карауш)
Мчится тройка удалая,
Белоснежная, лихая
Вслед за ней метель и стужа,
Догоняют ее дружно:
Ветер, снег, поземка, мгла.
Вам ребята скажут дружно…
Это (матушка Зима)
Дети отгадывают загадку, воспитатель предлагает назвать признаки зимы:
- выпало много снега;
- медведь впал в спячку;
- стало холодно;
- птицам сложно находить корма.
- дни стали короче, ночи длиннее;
- заяц поменял шубку серую на белую;
- замерзли лужи и т.д.
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и предлагает сесть в автобус и отправиться на экскурсию в зимний лес.
Но прежде чем выехать в лес, необходимо вспомнить правила поведения в лесу. Дети перечисляют правила, если затрудняются - воспитатель показывает картинки-подсказки с изображением «Правил поведения в лесу». Дети садятся в автобус и отправляются на экскурсию в лес.
В автобусе воспитатель читает стихотворение Брюсова «Лесные правила»:
Если в лес пришли гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки
Здесь не нужно всех ловить
Топать, хлопать, палкой бить.
Затем педагог уточняет, все ли правила были названы детьми. Автобус остановился, дети приехали в лес.
Воспитатель
- По тропинке в лес идите, только в снег не упадите.
- Лес - это большой дом, где по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. В лесу несколько «этажей» растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса и в почве обитают животные. Птицы, белочки - живут на самом верхнем этаже лесного дома. Такие звери как лиса, еж, медведь обитают внизу. В лесу обитает множество насекомых. Сейчас я загадаю загадку, а вы её отгадайте.
Воспитатель читает загадки К. Чуковского
Не приметен в чаще леса.
Я малыш, но в нужный час
Больше собственного веса
Поднял груз в десятки раз.
(муравей)
Черен да, не ворон,
Рогат, да не бык,
Летит-воет,
Сядет землю роет.
(жук)
Я пятнистая букашка…
Если в руки попаду
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.
(божья коровка) автор И.С. Абрамян
Воспитатель
- Правильно ребята, вы отгадали эти загадки о насекомых, только что-то их не видно.
- Где же они?
- Они спят.
- Где спят?
- В пнях, в почве.
Дети перечисляют насекомых, которые спрятались под снежным покровом.
Воспитатель предлагает закрепить знание насекомых и поиграть в игру «Третий лишний».
Звучит фонограмма с голосами птиц.
Воспитатель спрашивает: «Почему голоса птиц не звонкие?» Подводит к пониманию, что зима - не лучшее время года для птиц: холодно, голодно.
- Что страшнее птицам зимой: холод или голод?
- Голод, отвечают дети, потому что под перьями у птиц есть подпушек, согревающий птиц, а вот прокормиться птицам очень сложно зимой.
- Сейчас я каждому из вас раздам птичку, а вы их расположите на веточке, но сначала назовете эту птицу, покажите всем ребятам.
Дети располагают птиц на деревьях, называют их.
Воспитатель предлагает накормить птиц, которые часто прилетают к нам на участок в поисках корма. Назвать корма, которые птицы предпочитают: синичка - сало, и т. д. Покормили дети птиц, воспитатель читает отрывок стихотворения:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Не богаты их корма!
Горсть зерна нужна.
Горсть зерна - и не страшна.
Будет им зима.
Проводится физкультминутка.
Дети надевают нагрудные знаки. Игра-имитация «Звериная зарядка»:
- Внимание, внимание!
Лесные жители
Становитесь по порядку
На звериную зарядку
Как у наших у зверят
Как у наших у зверят (хлопки в ладоши)
Лапки весело стучат: Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (топанье ногами)
А устали ножки
Хлопают ладошки: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (хлопки в ладоши).
А потом в присядочку (приседания)
Пляшут звери рядышком (прыжки на месте)
А как пустятся бежать - (прыжки на месте)
Никому их не догнать.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра
Заниматься нам пора
Дети стоят на полянке, вдруг падает с дерева шишка.
Воспитатель читает загадку:
Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил?
Кто по веткам ловко скачет
И взлетает на дубы,
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы?
(белка)
Воспитатель
- Где живет белка, чем питается зимой, какая у нее шубка?
Ответы детей.
Воспитатель
- Молодцы следующая загадка:
Он коричневый, лохматый, угадайте-ка, ребята,
Кто, построив теплый дом, спит всю зиму в доме том?
(медведь)
Воспитатель
- Как зимует медведь, страшны ли ему морозы?
Дети отвечают на вопросы воспитателя.
Воспитатель предлагает попрощаться с зимним лесом, и вернуться в детский сад.
Рефлексия
На обратном пути в автобусе воспитатель предлагает детям составить рассказ на тему: «Зима»
Используемая литература
С.Н. Николаева, С. Н. « Юный эколог». Методическое пособие. /Издательство «Мозаика-Синтез» 2001.
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!». Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. /Санкт-Петепбург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г.
А. А. Машкова «Ребёнок и окружающий мир: занятия на прогулке» / КОРИФЕЙ Издательско-торговый дом. Волгоград 2010г.
Э. Померанцева «Детям на потеху». /Загадки детям 1987- с.12.
А. Егимцев «Хоровод загадок». /Загадки.1983-с.9.
|