«Чтобы быть хорошим преподавателем ,
нужно любить то , что преподаёшь
и любить тех, кому преподаешь».
Василий Осипович Ключевский.
Сам я влюбился в физику с 6-го класса.
У меня были друзья, которые приобщили меня к журналам « Юный техник», «Техника молодёжи», «Знания- сила»,
«Наука и жизнь», « Радио», «Квант», «Вокруг света».
Мой педагогический стаж 45 лет.
Он состоит из трёх этапов.
Два первых этапа в школах на рабочей окраине города , третий этап в коррекционной школе- интернат для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Многим детям , ученикам школ с рабочих окраин , учиться было очень тяжело .
Дома при самоподготовке помочь некому - родители в большинстве своём не имели даже семилетнего образования. Очень часто семьи неполные.
А если семья полная, то не редко пьющий отец.
У детей утрачена позитивная учебная мотиватия.
Школьная система была построена на третировании неудачников , а на окраинах жили,
в основном, неудачники .
Нередки случаи, когда на проходных заводов вывешивали списки сотрудников, чьи дети учатся слабо. Каково было родителям и как ужасно было их детям.
А самое главное: им не кому помочь!
Я в это время занимался с детьми спортивным и краеведческим туризмом.
Мы собрали материал и создали школьный музей В. И. Чапаева, чьё имя носит наш город .
Мы встречались с Клавдией Васильевной Чапаевой, и она во многом помогла нам в создании музея.
В походах и соревнованиях часто приходилось детям действовать в группах на основе взаимодействии и взаимопомощи. Группы формировались из ребят по принципу дружбы.
Дружба поощрялась девизом мушкетёров: «Один за всех и все за одного».
Микро группы перенесённые в классы, на уроки, получили название «экипажей» и они стали основой системы взаимоконтроля и взаимопомощи учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, то есть в сотрудничестве.
Методика применения «Экипажей» были представлены мною на всесоюзном методическом фестивале в г.Черноголовка в 1988 году : «Урок физики 88».
Материалы фестиваля опубликованы в сборнике «Урок физики в современной школе. Творческий поиск учителей . Книга для учителей.
Составитель Э.М, Браверман.
Под редакцией В.Г.Разумовский. 1993.Москва.Просвещение.
Сборник с дарственной надписью Э.М. Браверман - моя настольная книга.
Экипажи во многом сняли негатив с отношения детей к учёбе и клеймо с неудачников. Тем самым экипажи создали положительную учебную мотивацию учащихся по всем предметам .
Я пропагандировал детям чтение моих любимых с детства журналов, для развития и совершенствования познавательной активности , как одного из самых важных элементов саморазвития .
Очевидно , дети не умели напряжённо думать, размышлять . Я научил их напряжённо думать при помощи шахмат. Для этого придумал приём, при помощи которого можно довольно быстро научить всех ребят играть в шахматы и как только это удалось, у детей появилось устойчивое внимание как в шахматах так и напряжённая мыслительная деятельность, в решении проблем физики.
Третий этап моей педагогической деятельности: работа в коррекционной школе - интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Здесь я столкнулся с другой крайностью : дети не хотят учиться. Дети недружелюбные, отношения между одноклассниками негативные, помогать категорически друг другу не хотят, поэтому практику сотрудничества в виде «экипажей» здесь применить не удалось. Кроме того они все страдают слабой памятью - часто не помнят в конце урока , то о чём узнали в его начале . Все они склонны , при малейшей неудаче, к психопата -подобным проявлениям и отказным реакциям.
Воспитатели , почти все, не имеют особой любви к физике и следовательно обеспечить квалифицированную помощь учащимся во вне урока не могут.
Выход из этой ситуации я нашёл в том что всё нужно делать на уроке, применяя на уроках физики «ВСЛР» – «виртуальных статических лабораторных работ» и «матриц» (таблиц) к ним.
ВСЛР - это размещённые на листе А4 четыре аналогичных с нарастающей трудностью рисунка-задания, поданные от имени бывших выпускников школы.
Матрица – это таблица с расписанными микро заданиями от имени бывших выпускников школы.
Сначала проводится устное чтение ВСЛР – анализ рисунков-заданий. Затем проводится устное чтение матрицы ( анализ таблицы) и совместное письменное заполнение карандашом первой строчки матрицы для образца.
Затем все работают по этому образцу самостоятельно и индивидуально по заполнению матрицы каждый со своей скоростью. Сильные работают быстрее и уходят вперёд ,а слабым, по их просьбе, помогает учитель.
Что даёт возможность учителю контролировать всю учебную ситуацию на уроке , и
поощрять успешность деятельности детей. При этом создается положительная учебная мотивация по физике.
Здесь тоже понадобилась напряжённая умственная игра .
Для детей ЗПР такой, развивающее умение напряжённо думать , игрой являются шашки. Главный принцип игры: думай не руками, а головой. Те дети, которые увлеклись шашками, очень быстро почувствовали вкус к учёбе и, в частности, к физике.
Я и здесь пропагандировал детям чтение моих любимых с детства журналов, развивая и совершенствуя познавательную активность , как один из самых важных элементов коррекционно-развивающих обучения и воспитания детей с диагнозом ЗПР.
С докладом о применении ВСЛР и матриц на уроках физики в рамках коррекционного обучения я выступил на всероссийской конференции , проведенной на базе нашей школы-интерната осенью 2013 года самарским Центром специального образования.
Я прихожу в состояние щенячьего восторга, когда наблюдаю, как мои ученики приходят к любому малейшему физическому открытию и как они выбирают профессию, связав её с физикой.
Всем кто это прочитал большое спасибо и успехов!
|