Мой предмет - самый интересный
Автор:
Степанова Ольга Михайловна
учитель английского языка
МБОУ «Цивильсая СОШ №2»,
Чувашская Республика
Какой предмет самый интересный? Бесспорно, английский! - буду утверждать я. Я, учитель с длинной преподавательской биографией, за все эти годы безумно влюбленный в свой предмет, ни дня не мыслящий себя без английского языка! Для начала, в общих чертах, придется всем нам признаться, что английский язык - язык современных международных технологий, это язык Интернета, это язык компьютера и спорта, поэтому доказывать важность английского языка сегодня даже не приходится. Я оглядываюсь назад и вспоминаю, как и откуда началась моя любовь к чужому языку . Итак, она звалась … нет , не Татьяна, а Майя , такое красивое имя, такое необычное и весеннее. Эта королева красоты! И зашла она к нам в класс, молодая, красивая, вся солнечная, весело представилась и сказала, что она будет учить нас немецкому языку. Её звали Майя Павловна. Весёлая, всегда улыбающаяся, каждый день преподносила нам на уроке что-то новое и увлекательное. Зажигала! И кто бы мог представить, я начала летать! У меня появились невидимые крылья и я взлетела! Мне очень хотелось быть похожей на неё. Я очень полюбила немецкий язык и поступила на иняз…Эти пять долгих лет учёбы впереди казались никогда не пройдут, но они пролетели как мгновение и я вернулась снова в школу , уже учителем. Учителем немецкого. Учителем английского. Английский язык - удивительный предмет. Уникальный предмет. Оригинальный предмет. Мы обучаем детей говорить совершенно на чужом языке. Дети постигают азы английского сейчас со второго класса, а в некоторых школах уже первоклассники вовсю его изучают. Правильно, не надо бояться , что детки язык сломают. Чем раньше, тем лучше. И произношение отрабатывается легче, пока все артикуляционные органы гибки. Легче, быстрее, больше запоминают. А как интересен наш предмет! Во-первых. разговаривать интересно, слушать и понимать чужую речь – это что-то! Младшеклассники учатся понимать , слушая и просматривая мультики, детские фильмы. А старшеклассники уже общаются по онлайн в скайпе со сверстниками из других стран! Разве это неинтересно? Темы уроков настолько познавательны, что каждый урок преподносит что-то новое, расширяя кругозор. Возьмем , к примеру, учебник 9 класса Английский в фокусе авторов Ю.Е. Ваулина, В. Эванс, по которому мы изучаем английский в школе. Сколько нового и интересного мы узнаем с первых страниц учебника! Помидорный праздник в Испании, Рио Карнавал в Бразилии, Рождество в Ирландии, день рождения в английской семье, традиции вечеринки в честь совершеннолетия в Америке, Хогмани в Шотландии, праздник Пау-Уау в Мексике, день Памяти в Британии. Это только за первый месяц ученики могут побывать в таких странах и континентах и узнать столько всего необычного и интересного! А с какими только знаменитостями не перезнакомятся дети на уроках! Это и знаменитые футболисты и артисты, это актёры и ученые. Кроме того , в том же 9 классе учащиеся узнают про жизнь космонавтов в космическом корабле, узнают про подводный мир, затрагивают жизнь зверей и насекомых . Здесь и биология и физика, здесь и мировая художественная культура и искусство, здесь политика и наука! Мир американского Голливуда и Боливуда Индии. Предмет английский язык учит всему, чему можно научить подрастающего человека, затрагивая много аспектов, как психологический и социальный , так и экологический и нравственный, патриотический и гражданский. Темы и уроки строятся так, что дети учатся здоровому образу жизни, как важно уметь участвовать в благотворительных акциях и как важно стать и быть любителем природы. Предмет английский язык вобрал в себе всё хорошее, что есть в мире, и посильно и ненавязчиво доводит до детей жизненно важные ценности. Доступно и интересно. Очень интересно. Всё, чему дети учатся, о чем говорят и дискутируют, всё им в жизни пригодится. Все учебники английского языка помимо обучающего аспекта настолько наполнены познавательно-развивающими материалами, что учащиеся увлеченно занимаются продолжением урока дома, во внеурочное время. Продолжение урока продолжается (мне хочется использовать здесь именно такое выражение) в интернете – учащиеся сами могут организовать виртуальные поездки в города и страны, виртуально посещать музеи и выставки и вдоволь могут пообщаться со сверстниками. Надо признаться, что интерес учащихся к предмету не всегда рождаются сами или интерес к предмету часто может угасать в ходе обучения. В таких случаях всегда нужно иметь определенный инструментарий или арсенал для мотивации обучения учащихся своему предмету. В моём арсенале первое место занимают конкурсы, игры и песни. Этот комплект инструментария мне помогает поддерживать интерес детей к предмету и помогает создавать так называемую ситуацию успеха. Если дети играют в конкурсах, если они поют, если они к тому же получают грамоты и свидетельства о достижении каких-либо успехов, то есть если дети чувствуют , что они что-то могут применить знания на практике, то детям захочется заниматься предметом ещё больше. Успехи в учёбе наблюдаются тогда, когда на нужном уровне поставлена внеклассная работа по предмету. Эта мысль Сухомлинского как никогда звучит актуально, когда внедряется ФГОС. Именно внеклассная работа как продолжение урока играет важную роль в поддержании интереса учащихся к предмету. Для моей преподавательской деятельности это самый важный момент. Конкурсы Мисс Весна, Мисс Крисмас, Мисс … (много всяких миссов!), где задействованы массы детей – кто поёт, кто рассказывает стих, кто просто представляет свою творческую работу. В последнее время я стала ставить мьюзиклы, что стало важной частью моей работы. Не только интересно, но и увлекательно. А кроссворды занимают тоже особое место, детям нравится такое задание. Сама составляю кроссворды и вовлекаю в эту деятельность детей. Нравится детям работать также в интерактивном режиме. Дети сами пробуют свои силы, составляют презентации и защищают свои работы. Детям нравятся мои требования, то есть мои задания. Проект, создаваемый за последние четыре года, - выпуск газеты Солнечные новости -на английском языке – учащиеся восприняли как самый лучший и оригинальный проект. Это потому, что мы совместно над ним работаем. Дети учатся творить, дизайнировать, сочинять . Им нравится видеть себя и друзей на страницах газеты. Они гордятся своим творческим продуктом и с интересом рекламируют и показывают родителям и гостям школы. Словом, интерес к предмету я стараюсь поддерживать творчески. Я вижу, что не пропадают даром мои стремления работать так, чтобы дети полюбили и любили мой предмет. Этому доказательством является тот факт, что мои ученики выбирают английский язык и поступают на иняз в высшие учебные заведения и успешно заканчивают их. И пишут , пишут письма мне, письма благодарности , которые я размещаю на страницах своего персонального сайта. Я рада, что обучение английскому языку идет успешно, что дети занимаются предметом с интересом, осознают нужность и важность его изучения. По словам самих детей, они меня любят за то, что я строга и мягка в то же время, за то, что я их постоянно вовлекаю в интересные конкурсы , за то, что справедлива и терпелива, за то, что у меня можно многому научиться, за то, что я учу их петь и танцевать, за то, что после уроков мы вместе творим…
На данный момент одна из моих учениц –Ульяна Сорокина – является успешной студенткой факультета иностранных языков. Только за последние три года закончили иняз и получили дипломы по специальности английский язык ещё трое студентов. В истекшем учебном году среди выпускников 9 класса (их было всего 200 в районе) только моя ученица Анастасия Илларионова решилась сдать экзамен в формате ГИА по английскому языку и успешно его сдала. Разве это не результаты работы? Разве это не успех?..
Как-то Джордж Бернард Шоу сказал: «Немецкий и испанский языки вполне доступны иностранцам, но английский недоступен даже англичанам.» Эти слова ещё раз твердят о том, что английский язык такой таинственный и таит он в себе секрет не только для нас, но и для самих англичан. В этом - ещё один нюанс интереса этого предмета. Я согласна с мнением ученых-лингвистов о том, что знание английского языка влияет на ваше личностное своеобразие. Кроме того, бытует мнение, что люди, владеющие одним или несколькими иностранными языками, по статистике живут дольше и гораздо реже страдают старческим маразмом. Мозг, как и прочие части человеческого организма, для нормальной работы требует постоянных тренировок. И главное, что я поняла и к чему я пришла за все эти годы работы, это то, что пока я работаю, я обязана учиться. Если я перестану сама учиться, перестанут учиться дети мои. Моя учёба – газеты и журналы на английском языке, книги и общение с коллегами на английском языке в просторах интернета. Вся такая работа помогает мне разнообразить уроки и привносить в сюжет урока самые свежие, самые интересные факты , происходящие на Земле, помогает сделать мой предмет ещё интересней и увлекательней.
Несомненно, каждый влюбленный в свой предмет учитель с гордостью будет заявлять , что его предмет самый интересный. Дебаты по этому поводу могут быть бесконечными. Но моё мнение таково, что вряд ли какой-либо другой предмет так широко открывает двери и окна в мир, как английский, ибо предмет английский язык охватывает всю мировую культуру и помогает налаживать отношения между людьми разных стран и континентов. В этом – особая интересность моего предмета! А термин «интересность» я применяю впервые в своей речи. Интересность и практичность английского языка и его статус как мировой язык позволяют превратить мой предмет как самый интересный предмет в школьной программе.
|