Быстрова Елена Алексеевна
учитель ГКСКОУ школы-интерната для детей сирот г.о. Чапаевс, Самарской области.
Мой предмет самый лучший.
Биология.
Раннее утро. Я вхожу в класс, в котором нет ещё учеников, сажусь за стол и мысленно продумываю урок: как он пройдет, все ли получится, что я задумала, буду ли я довольна результатами? Но вот звенит звонок и в класс гурьбой вваливаются ребята. И начинается процесс познания. Каждый урок не похож на другой — этому есть и объективные и субъективные причины. Но когда я вижу после проведенного урока сияющие глаза ребят, которые и на перемене задают интересующие их вопросы по предмету, то я понимаю, что урок прошел не зря. Пытливые пятиклашки, интересующиеся, как замерзает вода, восьмиклассники, как устроен их организм, и серьёзные выпускники, пытающиеся дать ответ как сохранить биосферу — всем им я даю на уроках биологии эти знания, которые когда-то получила в институте.
Биология — наука о жизни. Жизнь - это бесценный хрупкий дар, который дала нам Мать-природа. И его нельзя купить ни за какие деньги, ни за какие материальные блага, драгоценности мира. Жизнь дается человеку один раз, и мы должны прожить так, чтобы оставить будущему поколению природу, в которой можно жить, а не существовать, в которой можно наслаждаться жизнью, а не выживать. Самое большое счастье человека — жить и видеть рядом здоровых родных, родителей, любимых людей, детей, внуков. Биология – это наука, скрывающая в себе секреты долголетия, являющаяся фундаментальной основой всех отраслей медицины. В природе все взаимосвязано. И если человечество начинает наступать на природу, то природа начинает уничтожать людей. Возникают новые вирусы, просыпаются вулканы, землетрясения, торнадо, ураганы, цунами, которые возникают в природе, в ответ на действия человека. Сейчас весь мир осознает, что выживание человечества во многом будет зависеть от состояния окружающей среды. А к этому существующему состоянию природы, весьма тревожному, отчасти привело и незнание людьми основных закономерностей природы. Совершенно справедливо когда-то сказал Жак Ив Кусто: «Раньше природа устрашала человека, а теперь — человек устрашает природу». Поэтому своей главной задачей на уроках я считаю заставить размышлять, правильно ставить проблему и пытаться найти пути решения.
Знания, полученные за весь курс обучения, служат для ребят опорой в дальнейшей жизни. Курс дает знания в области механизмов биологических процессов и явлений, показывающих место человека в биосфере и его ответственность за состояние природы. Это не только теория, но надеюсь, что ребята в дальнейшем будут использовать на практике полученные знания. На каждом уроке я обращаю внимание на воспитание бережного отношения к природе — источнику нашего существования, умение рационально использовать природные ресурсы. Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля и значит, пересесть нам из него некуда».
Когда мои ученики, закончив школу, и вооружившись всем этим арсеналом биологических знаний, выйдут во взрослую жизнь, в их руках окажется мощное оружие, с помощью которого они будут управлять природой. И мне хочется, чтобы у них хватило мудрости и ответственности не использовать эти знания во зло. Каждым своим уроком, своим любимейшим предметом, который я преподаю много лет, доказываю, что эта наука не так проста, как кажется. В ней предстоит ещё сделать много важных открытий и сделать не кому-нибудь, а именно молодому поколению, которому жить, мыслить и действовать на Земле. Пусть дерзают, ведь в этом и заключается предназначение человека. А я им в этом помогу.
Мой главный принцип: «Ответственность за все, что живет». И каждому ученику, сидящему за партой, объясняю, что нужно не только ограничивать свои материальные потребности, но и умело пользоваться богатствами природы, восполняя их.
Ведь не зря сказал поэт Н. Заболоцкий в произведении «Собрание зверей»:
«Века идут, года уходят,
но все живущее - не сон:
Оно живет и превосходит
Вчерашний истины закон».
|