Русский язык и я, украинка по национальности. Мой язык, родной, близкий по духу и мыслям. Когда училась в школе, мечтала быть учителем. И только учителем русского языка и русской литературы. Сомнений и колебаний не было никаких и никогда.
Мой предмет самый интересный, глубокий, воспитывающий и формирующий в человеке Человека. К тому же сложный, требующий максимум внимания и логики. Вроде бы просто: «Не с глаголами пишется раздельно», «В наречиях после шипящих на конце не пишется Ь», «Имя существительное изменяется по падежам»… Но если вдуматься, то рассуждать по каждой из тем надо много и долго. Найти глагол – значит увидеть слово, обозначающее действие. Увидеть наречие с шипящей на конце – это не смешать его с кратким прилагательным или глаголом … Отправляться каждый день вместе с учеником в мир поисков, основанных на знаниях, умениях, - увлекательнейшее занятие! Учить детей говорить, да ещё на русском языке, - высоко духовно и нравственно.
Для меня язык Тютчева, Достоевского, Маяковского, Есенина – язык всех языков. Россия, как государство, умела всегда прийти на помощь, откликнуться на беду, дать отпор врагу и заставить уважать себя. Она ни с кем никогда не говорит с позиции силы. И её язык – один из путей в мир правды, человечности и стабильности. На уроках русского языка люблю работать с текстом. Их подбираю патриотические, духовные, нравственные, но обязательно воспитывающие в детях уважение и понимание тех, кто их окружает. Очень хочу, чтобы «русский язык в умелых руках и в опытных устах (был ) красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» ( А. И. Куприн.) По тексту обсуждаем разные вопросы, вырабатываем свою точку зрения. Что-то принимаем, что-то отвергаем. Но главное, не остаёмся с учениками в стороне. Обязательно веду их к выражению своей точки зрения на любой вопрос. Разве есть такая возможность на другом предмете? Навряд ли.
Ещё мы много пишем. В основе письма – опять же рассуждения. Почему ты написал так, а не вот так? Почему ты убрал эту запятую? Почему ты выписал эту фразу, а не другую? Логически объяснять свои действия – развивать мышление детей, формировать языковую базу будущего гражданина. Мне почему-то думается, что лучше, чем на русском языке, этого не сделаешь. Вариативность лексических пластов велика и разнообразна, чего в другом языке, по - моему, нет. Любое письмо требует проверки. И по русскому языку им не видно конца. Но это не утомляет. В каждой работе – чья-то душа, ход чьих-то мыслей, а за ними – мир ребёнка. Увидишь проблемы – поможешь. Поэтому учитель- языковед чаще всего прекрасный психолог. Вспомним, как сказал об этом А. Н. Толстой: « Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно.» За этой неверностью в выражении мысли стоит не только отсутствие знаний, но порой и растерянность чувств. Почувствуешь – придёшь на помощь.
На уроках русского языка можно без конца организовывать поиски. Искать спрятавшуюся орфограмму, знак препинания, вводное слово, обобщающее слово, вывод, тезис, доказательство… Спрятаться может всё, а вот найти его – задача не из лёгких. И не только надо найти, а объяснить связным текстом, почему удачно завершился твой поиск. Это, конечно же, элементы игры, но игры мыслительной, поднимающей на поверхность все личные знания и практические навыки.
Бесконечное путешествие в русский язык не утомляет ученика. Ему помогает целый букет методических приёмов, которым обязательно!!! должен быть богат учитель. А учителю, работающему с языком, необходимо быть на передовой современного урока.
Если бы меня после стольких лет работы спросили, не ошиблась ли я с выбором, отвечу без раздумий: нет. И ещё раз нет. Учить русскому языку гордо и ответственно. Россия лежит между Европой и Азией. Она как буфер, соединяющий континенты. Пусть же и её язык будет тем мостом, по которому поплывёт мир, спокойствие, помощь, дружба. А мой предмет – русский язык – станет тем рулевым, на себе удерживающим эту связь.
Свой взгляд на мой предмет хочется закончить словами А. Н. Толстого : «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара». Время пришло: русский язык – один из языков ООН.
|