музыкальные руководители, МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53
Заголовок: «Русские матрешки»
Данные авторов:
1. Исаева Татьяна Алексеевна, г. Волжский, Волгоградская область, МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53, музыкальный руководитель
2. Конюхова Лариса Александровна, г. Волжский, Волгоградская область, МБДОУ д/с общеразвивающего вида №53, музыкальный руководитель
Возрастная группа: 5-6 лет
Цели: Формировать музыкальные творческие способности детей средствами народного фольклора.
Задачи:
Учить детей играть на музыкальных инструментах импровизационным исполнением.
Развивать песенно-игровое творчество, танцевально-игровое творчество и импровизационное творчество.
Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.
Рекомендации по проведению:
Предварительная работа:
- знакомство с русскими народными песнями «Во поле берёза стояла», «Я гнала гусей домой»;
- знакомство с композиторской музыкой П.И.Чайковский, «Камаринская»;
- разучивание русских народных потешек, попевок, считалок;
- разучивание русских народных песен «Во кузнице», «Пироги»;
- знакомство с русской народной матрёшкой.
Словарная работа: глазастого, вихрастого, зубастого, щёлкает, щиплет, сошьём.
Материал и оборудование: Музыкальная лесенка, три матрёшки, корзинка с музыкальными инструментами, магнитная доска, карточка с ритмическими рисунками, маски зверей.
Ход развлечения.
Дети забегают в зал. Музыкальный руководитель встречает детей в народном костюме.
М. Р.: (поёт). Здравствуйте, ребята.
Дети: (поют). Здравствуйте.
Собрался народ
Вас много интересного ждёт
Много песен много шуток
И весёлых прибауток
Пришли гости так и хочется здесь играть да себя показать.
Сегодня у нас будет звучать русская народная музыка, и вы должны будете послушать её, передать характер музыке в своих движениях, показать образ героев в музыке, жестами, мимикой лица, вспомнить название инструмент, жанр.
(Звучит отрывок р.н.п. «Я гнала гусей домой» (отрывок))
М.Р.: Ребята, почему у вас были плясовые движения? Кого изображали мальчики? А девочки?
Кто скажет, к какому жанру относится эта музыка? (песня и танец)
М.Р.: Слушайте другой отрывок
(Звучит р.н.м. «Во поле береза стояла» (отрывок))
М.Р.: Ребята, почему у вас были плавные движения?
Кто вспомнит название и жанр в музыке? Какой звучал инструмент?
М.Р.:Слушайте другой отрывок.
(Звучит «Камаринская» П.И. Чайковского (отрывок))
М.Р.: Ребята, эта музыка композиторская или народная? Характер музыки? Композитор?
Какой инструмент звучал? (ответ: Балалайка)
М.Р.: Мы с вами передали характер музыки в движениях ,инсценировали песню ,а давайте оркеструем песню. Я предлагаю выбрать инструменты и каждую часть подыграть на своих инструментах. А звучать будет русская народная мелодия «На горе-то калина».
(М.Р. организует детей, распределяет партии и последовательность исполнения)
Оркестровка «На горе-то калина»
А теперь сядем рядком, да споём ладком.
(Звучит р.н.м. «Полянка»)
М.Р.:А про кого мы будем петь отгадайте загадку
Нам совсем не нужен дом, мы одна в другой живём
Мы игрушки не простые, мы игрушки расписные
Есть постарше, есть и крошки, а зовут всех нас ….
М.Р.: Конечно матрёшки, вот Маша, вот Катя, вот Дуня. А мы с вами знаем распевку, где мы передаём ритмический рисунок и сочиняем свои песенки.
(«Ди-дили- дидили» р.н.п.)
М.Р.: Ребята, а в какой песне есть слова про Дуню? (Во кузнеце)
Какай характер песни? ( Богатырский, сильный)
И сейчас мы эту песню оркеструем .
Дети оркеструют песню «Во кузнице» и исполняют её.
М.Р. (Муз.рук. берём матрешку с колокольчиком ): Ребята,смотрите какая матрёшка музыкальная.Это кто у нас? (ответы детей: Катя). У Кати сарафан в форме колокольчика,матрёшка очень музыкальная , как и вы ребята. Сейчас вы покажете все свои музыкальные способности. Уменя есть два колькольчика. Из какой они песенки (ответы детей)
(Исполняют «Ехал Тит на дрожках»)
М.Р. : А чтобы было веселей давайте украсим песенку музыкальными инструментами
(дети выбирают инструменты)
(Исполняют «Ехал Тит на дрожках» с инструменами)
М.Р.: А сейчас предлагаю вам игру. Ребята в моей корзинке шапочка (из корзинки достаёт шапочку). Дети, какую вы знаете игру?(ответ детей: дедушка Трифон)
М.Р.: Правильно.
В этой игре мы придумываем свой ритмический рисунок на любом музыкальном инструменте.
Сейчас по считалочке я выбиру дедушку Трифона.
Считалочка:
Басой заяц нашёл травку
Положил её на лавку
Кто травку найдёт
Тот играть пойдёт.
Дедушкой Трифаном у нас будет (называет имя ребёнка).
Не забывайте,что песню мы исполняем с движением рук.
(Исполняют русскую народную песню «У Дедушки Трифона»)
Дети самостоятельно выбирают инструменты и передают шапочку следующему водящему.
М.Р.: Ребята, мы с вами знаем очень много песенок. А кто мне скажет из чего состоя песни? (ответы детей)
М.Р. :Правильно! Из нот и ритмического рисунка.А кто мне скажет, а какие бывают ноты? (ответы детей)
М.Р.: да, высоких и низких. А из каких звуков состоит ритмический рисунок?
М.Р. : правильно, из длинных и коротких.
Перед вами ритмические рисунки песенок.Посмотрите на них и скажите их названия.
(ответы детей)
(Дети прохлопывают и пропевают)
1. «Василёк» – рус.народ. попевка
2. «Я на горку шла» - рус.народ. попевка
3. «Жили у бабуси» - рус.народ. попевка
М.Р.: Правильно вы угадали все попевки по ритмическому рисунку. А теперь вам нужно угадать песню на слух. Кто из ребят загадает песенку, похлопав в ладоши?
(выходит ребёнок и хлопает ритмический рисунок попевки, дети угадывают)
М.Р.: Правильно,угадали все песенки на слух. Теперь нужно их сыграть на металофоне.
(Дети поочереди исполняют на металофонах русские народные попевки)
М.Р.: Молодцы, а сейчас вы попробуйте сочинить свой ритмический рисунок, свою мелодию
На текстах русских народных прибауток.
(дети выходят и исполняют знакомые русские народные прибаутки с использованием муз. инструментов)
М.Р.: Молодцы, а теперь следующее задание. Исполнить попевку цепочкой
(исполняется попевка « Вышел зайчик погулять», дети самостоятельно выбирают инструменты)
М.Р: Ребята,какая матрёшка у нас осталась без внимания? (ответы детей)
М.Р.: Наша Маша настоящая хозяюшка, любит печь пироги да звать гостей.
Давайте сейчас для всех гостей споём шуточную песню «Пироги». А солисты у нас будут (называет имя детей)
(Исполняют песню «Пироги»)
М.Р.: А теперь пришла пора
Поиграть нам детвора
В круг скорее все вставайте
Да в зверюшек превращайтесь
Игра «Ай дели-дели» русская народная
М.Р. Наше развлечение подходит к концу. Вам понравилось в гостях у весёлых матрёшек?
А теперь вам задание: дома или в группе нарисовать этих красавиц, да и вспомнить,что для каждой матрёшки мы исполняли.
В заключение вот вам ещё потешка
Жил-был Кот-Колоброд
Он развёл огород
Уродился огорец
Играм-песенкам – конец
До следующей встречи,Ребята!!
(М.Р. поёт «До свидания,дети»)
(Дети поют «До свидания»)
Яркий, продуктивный сценарий, хорошо просматривается развитие песенно-игрового творчества на мероприятии. Особенно понравилось использование в импровизационной форме карточек с ритмическими рисунками - сочинение своей мелодии на текстах русских народных прибауток. Спасибо.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.