Логопедический праздник «Красавица-осень"
пояснительная записка Современная школа ставит своей целью формирование духовно богатой, активной личности и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществлять доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. К сожалению, процесс формирования речи не у всех детей протекает успешно. Наличие у школьников даже слабо выраженных нарушений речи может стать серьёзным препятствием в усвоении программного материала. К тому же, детей - речевиков со множеством проблем в устной и письменной речи редко берут на выступления и конкурсы, где необходимо демонстрировать свои коммуникативные умения. Среди одноклассников такие дети редко пользуются популярностью. Такая ситуация «неуспеха» приводит к тому, что одни дети становятся замкнутыми и пассивными, другие — проявляют негативизм и агрессию. Поэтому работа над коррекцией речи школьников является необходимым условием для успешного развития и обучения детей, их социализации. Одним из вариантов такой работы является проведение внеклассных мероприятий учителем - логопедом. Именно мероприятия способны создать ситуацию «успеха» для детей, помочь формированию положительных эмоций, веры в себя, свои силы и возможности. На логопедических праздниках учащиеся работают не только над формированием коммуникативно - речевых умений, но и раскрывают свои творческие способности, что в свою очередь благоприятно сказывается на развитии личности учеников. Кроме того, эмоциональный материал, разнообразные формы и приёмы работы поддерживают интерес к речи и занятиям в целом.
Цели: развивать речь; актуализировать и пополнять словарь детей по лексической теме «Осень»; содействовать развитию инициативы, творчества учащихся; способствовать проявлению индивидуальности каждого ученика; воспитывать у учащихся умение работать в команде, коммуникативные навыки; формировать интерес к логопедическим занятиям через использование внеурочной деятельности. Участники: учащиеся 1 класса, посещающие логопункт, учитель-логопед. На праздник приглашаются родители, классные руководители 1-ых классов. Предварительная подготовка: учащиеся заучивают стихи, загадки; собирают листья для украшения кабинета, приносят надувные шары; раздают напечатанные пригласительные родителям и классным руководителям; разучивают песни. Оформление, оборудование, инвентарь: классная доска оформлена разнообразными листьями (берёзовыми, кленовыми, тополиными, дубовыми, каштановыми), надувными шарами; две корзинки для овощей; рисунки овощей (лук, морковь, капуста, кабачок, помидор, огурец, баклажан, свёкла, горох, чеснок, перец, редис), грибов (подберёзовик, опёнок, маслёнок, рыжик, мухомор, поганка; презентация «Осенние зарисовки», автор Болдырева Е.В.; конверты с буквами: в 1- ж, и, к, ы, р, во 2 – п, ё, к, о, н, о; песня «Осень наступила», слова: С. Насауленко, музыка: С. Насауленко. фонограмма (минус) песни «Осень постучалась к нам», слова: Т.Прописнова, музыка: И.Смирнова.
Список литературы: 1. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе/ Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. Вып.2.- М.: ТЦ Сфера, 2004. 2. Энциклопедия – школьнику. Для любознательных детей раннего возраста/ Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. Киев, 1994. 3. Развитие связной речи/ В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко. Москва, 2001.
План проведения праздника: 1. Организационный момент. 2. Чтение стихов об осени. 3. Беседа об осени. 4. Отгадывание загадок. 5. Работа в командах: эстафета, конкурсы, игры, пантомима. 6. Итог праздника. Ход праздника Примечание: участники праздника входят в кабинет под звучание песни «Осень наступила», слова: С. Насауленко, музыка: С. Насауленко, рассаживаются по местам. I. Ведущая: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье В багрец и золото одетые леса. -Ребята, вы догадались о каком времени года пойдёт речь на сегодняшнем празднике? Ученики: - Об осени. II. - Правильно. За окошком настоящая осень. Она может быть разной : весёлой, яркой и нарядной; а может быть серой, грустной, с тихим плачем мелкого дождя, с караванами улетающих птиц. Давайте послушаем отрывки из стихотворений об осени и постараемся проникнуться красотой описанной природы. Примечание: во время чтения стихов демонстрируется презентация «Осенние зарисовки». 1 ученик: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. (А.С. Пушкин) 2 ученик: Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин) 3 ученик: Сегодня так светло кругом, Такое мертвое молчанье В лесу и в синей вышине, Что можно в этой тишине Расслышать листика шуршанье. (И.Бунин) 4 ученик: Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… Зашумели воды Быстрого ручья, Птички улетели В теплые края... (А. Плещеев) Ведущая: -Давайте назовём как можно больше слов-признаков к слову осень. Осень какая? Ученики: - Красивая, разноцветная, грустная, пышная, унылая, дождливая, серая, золотая, прекрасная, замечательная, расписная, очаровательная, неповторимая, весёлая и т.д. Ведущая:- Молодцы ребята, как много разных слов вы придумали и все они характеризуют осень. Давно ли вы были в лесу? Давайте отправимся в лес и понаблюдаем за опадающими листьями. (Ведущая обращает внимание детей на осенние листья, прикреплённые к доске.) Посмотрите, какими красками раскрасила их осень, такого разнообразия нет больше ни в одном времени года. Назовите эти цвета. Ученики: - Жёлтый, красный, зелёный, коричневый, бордовый. Ведущая: - С каких же деревьев опали эти листья? (с дуба, клёна, берёзы, тополя, каштана и т.д.) - Давайте подберём листьям правильные названия: у дуба листья - … (дубовые), у клёна - … (кленовые), у берёзы - … (берёзовые), у тополя - … (тополиные), у липы - … (липовые), у каштана - … (каштановые) и т.д. IV. Ведущая: - Осень радует нас не только своими красками, но и другими дарами. Будем отгадывать загадки, которые вы приготовили. (Ученики отгадывают загадки об овощах.) Ученики: 1. И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом... (картошка) 2. Рос под солнцем и дождем, тяжелея с каждым днем. Повалился на бочок толстый, нежный… (кабачок) 3. Лето целое старалась, одевалась, одевалась. Завила одежки густо. Как зовут ее? (капуста) 4. Красная девица сидит в темнице, а коса на улице. (морковь) 5. Сидит дед, в шубу одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук) 6. Перед нами на грядке – зеленые кустистые ветки, А на веточках – красные круглые детки. (помидоры) 7. Летом все на грядке свежие, зеленые, А зимою в бочке – крепкие, соленые. (огурцы) 8. Словно братья в домике, все живут в одном стручке. Говорит червяк: «Неплох, этот сладенький… (горох)».
Ведущая: -О каких же дарах осени мы сейчас говорили? (Об овощах.) V. - Пришло время отдохнуть и подвигаться. Проведём эстафету «Собери корзинку!» (Учащиеся делятся на две команды: «Дождевички» и «Листопаднички». Каждая команда получает корзинку для овощей. Вырезанные из картона овощи помещаются на два стула в одном конце кабинета, а команды выстраиваются в колонны в другом конце кабинета, корзины ставятся возле первых игроков. По сигналу ведущей первые игроки команд бегут к стулу, берут свой овощ , возвращаются к команде, бросают овощ в корзинку. Потом бегут вторые игроки. И т. д. пока не кончатся все овощи на стульях. Побеждает самая быстрая команда. - А теперь следующее задание для команд: составьте рассказ-описание какого-нибудь овоща, не называя его. План рассказа таков: 1- вкус; 2- цвет; 3- форма; 4- какие блюда из него готовят. (Ученики работают в команде, составляют свой рассказ-описание, а учащиеся противоположной команды угадывают название.) Ведущая: - Есть у осени еще один подарок для нас – лесные грибы. Кто из вас пробовал искать в лесу грибы? А какие грибы вы знаете? Все ли из них можно собирать для еды? (Ответы школьников.) -Проведём конкурс на знание грибов «Собери словечко». Команды получают конверт с буквами, из которых нужно сложить слово-название гриба. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее. (Буквы в первом конверте: ж и к ы р . Во втором конверте: п ё к о н о.)- Ребята, давайте ещё раз повторим названия грибов и соберём в наше лукошко только съедобные грибы. (На доске прикреплены картинки разных грибов. Учащиеся снимают и кладут в лукошко только картинки съедобных грибов, называя их вслух.) Ведущая: -Задремали лес, поляны, На луга легли туманы. Спит и пчелка и жучок, Замолчал в лесу сверчок. - Ребята, тихо стало в лесу. Как вы думаете, почему? (Ответы детей) - Правильно, уже не слышно жужжания насекомых и птичьего гомона в лесу. Куда же все подевались? (Ответы детей) -Давайте вспомним названия птиц, которые осенью покидают наши края и отправляются в тёплые страны. Назовите перелётных птиц. (Ответы детей). А какие птицы остаются с нами зимовать? (Ответы детей). -Поиграем в игру «Доскажи словечко» и вспомним названия птенцов: у аиста- … (аистята), у журавля- … (журавлята), у скворца - … (скворчата), у снегиря - … (снегирята), у вороны - … (воронята), у галки - … (галчата), у голубя - … (голубята), у стрижа - … (стрижата). Ведущая: - А теперь вспомним, какие особенности есть у птиц. У аиста длинные ноги, значит, он какой? … (длинноногий). У цапли длинный клюв, она … (длинноклювая). У трясогузки длинный хвост, она … (длиннохвостая). Ласточка любит тепло, она … (теплолюбивая). У стрижа острые крылья, он … (острокрылый). У соловья звонкий голос, он … (звонкоголосый) и др. - Совсем скоро придут настоящие холода, давайте не будем забывать про наших пернатых друзей. Ученик: -Птиц не будем забывать, Им придется зимовать. Пищи надо им так мало. Ты подвесь кусочек сала! Крошки, зёрна припаси, Птичек ты зимой спаси! Ведущая: -Не будем забывать и о животных, ведь в их жизни осенью тоже происходят изменения. Какие? (Ответы учеников.) -Сейчас мы с вами будем перевоплощаться, как настоящие актёры. Изобразим при помощи пантомимы различных животных. Каждая команда решит, кого будет изображать. А остальные постараются угадать это животное. VI. Ведущая: - Вот и подошёл к концу наш праздник осени. Вам понравилось, ребята? (Ответы детей.) -Что было особенно интересным? - Я тоже думаю, что праздник у нас получился замечательный! Вы были активны, внимательны, находчивы; вы отлично читали стихи и выполняли задания. Я предлагаю подготовить и провести следующий праздник – праздник зимы. Вы со мной согласны? (Ответы детей). - А в заключении сегодняшнего мероприятия давайте все вместе споём песню «Осень постучалась к нам.» (Дети выходят к доске для исполнения песни, держа в руках осенние листья.) -До свидания! Встретимся на логопедических занятиях!
Приложение Осень наступила Слова: С. Насауленко, музыка: С. Насауленко Осень, осень наступила, Листья осыпаются. Солнца нет и потемнело, Дождик начинается. Припев: Кап-кап на дорожки, Кап-кап на ладошки. Дождик землю поливай, С нами поиграй. Паучки, жучки и мошки Прячутся, скрываются, И в далекую дорогу Птички собираются. Припев. Кап-кап на дорожки, Кап-кап на ладошки. Дождик землю поливай, С нами поиграй.
Осень постучалась к нам Слова: Т.Прописнова, музыка: И.Смирнова Осень постучалась к нам золотым дождем, И с, увы, не ласковым солнечным лучом. Затянул печальную песню листопад, И под эту песенку, засыпает сад. А рябина-ягода, словно огонек Согревает, радует пасмурный денек В лужицах, как лодочки листики кружат Серые, холодные, тучи вдаль спешат. Птицы песни звонкие больше не поют. В стаи собираются и летят на юг. Вечерами тихими дождик моросит, Песню колыбельную, по стеклу стучит.
|