Эфендиева Елена Николаевна учитель – логопед МБДОУ «Менделеевский детский сад»
Логопедическое обследование детей дошкольного возраста с помощью компьютера.
Одной из насущных проблем в работе учителя - логопеда на логопункте, является проблема нехватки времени. Количество детей с нарушениями речи растет год от года. Работа логопеда расписана по минутам. Так, например, на диагностику детей в начале учебного года отводится 2 недели рабочего времени. Очень сложно бывает качественно обследовать за это время всех детей детского сада. А ведь хочется не упустить ни одного нарушения, поставить правильные логопедические диагнозы, и впоследствии оказать максимальную помощь каждому ребенку. В век информационных технологий использование компьютера при диагностике уровня речевого развития дошкольников расширяет возможности в работе учителя – логопеда и позволяет получить результат в более короткие сроки. Занятия за компьютером привлекательны для ребенка. Изображения можно подобрать более яркие, интересные детям. Не приходится тратить время на перелистывание диагностических альбомов, чтение заданий. При использовании компьютера в работе с детьми необходимо помнить о соблюдении санитарно - гигиенических требований. В СанПин 2.4.1.2660-10 (п.12.21) разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении: «Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет – 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенного заболевания в течение двух недель, продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена: для детей 5 лет – до 7 минут, для детей 6 лет – до 10 минут. Для снижения утомляемости детей на занятиях с использованием компьютера необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии далее 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия нескольких детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога». Для диагностики речевого развития дошкольников при помощи программы Microsoft Power Point я составила презентацию с заданиями для детей. Задания подбирала опираясь на брошюру C.Е. Большаковой «Логопедическое обследование ребенка», по которой работаю несколько лет. Каждый учитель – логопед может составить свою презентацию, в зависимости от методики, по которой диагностирует детей. Картинки сканировала из логопедических альбомов и подбирала из Интернета. На каждый слайд записала звуковой файл. Дети, умеющие работать с компьютерной мышкой, с удовольствием переключают слайды самостоятельно. Чтобы не нарушать гигиенические правила – пользуюсь песочными часами. По истечении заданного времени диагностику прекращаем и продолжаем в другой день. После занятия проводим гимнастику для глаз. Я бы не рекомендовала проводить с помощью компьютера диагностику уровня развития связной речи у детей. Так как это занимает много времени и требует напряжения глаз, составлять рассказ по картинке или по серии картинок лучше традиционным способом.
|