Роль логопедических занятий в будущей жизни обучающихся
Попова Ольга Сергеевна
учитель-логопед
МОУ « Красненская средняя общеобразовательная
школа им. М.И. Светличной»
Формирование звукопроизношения при норме речевого развития заканчивается в возрасте 5 лет. К этому времени ребенок должен научиться правильно произносить все звуки, использовать их в самостоятельной речи и не смешивать между собой. А если звук неправильно звучит или заменяется другим звуком, срочно требуется консультация логопеда, иначе в дальнейшем возникнут трудности в освоении школьной программы.
Логопед изучит состояние артикуляционного аппарата: нет ли дефектов в строении губ; каково строение твердого неба нет ли расщелин, не является ли оно высоким и узким; какой прикус, каково строение челюстей; большой, мясистый или длинный, узкий язык; какова подъязычная уздечка и двигательная функция языка, может ли он быстро переключаться с одного движения на другое, точность и длительность выполнения движений. А активизировать речедвигательный аппарат, от которого зависит ясность и чистота произношения, учитель-логопед будет исправлять при помощи специальных упражнений. Одновременно будет ставиться звук, автоматизироваться в слогах прямых и закрытых, словах, предложениях и вводиться в речь.
Бывает что изолированное произношение звуков чистое, а общая внятность речи низкая. Речь невыразительна, монотонна, большие паузы между словами, голос слишком громкий или очень тихий, затухающий, темп замедленный или очень быстрый, т.е. не владеют средствами выразительности речи.
Хорошая речь музыкальна и мелодична. Начинать работу лучше с пения, песни выбирать плавные и мелодичные. Пение организует дыхание и стабилизирует темп речи.
Хорошей тренировкой является чтение стихов, скороговорки и пословицы помогут совершенствовать ритм речи. Учитесь говорить красиво, интонационно выразительно. Разговаривая, соблюдайте следующие требования: сделав спокойный вдох, сразу же, не задерживая дыхания, произносите на плавном выдохе предложение в умеренном темпе, четко артикулируя каждый звук. Резкое ускорение или замедление мешает восприятию смысла высказывания, может привести к снижению разборчивости речи. Смысловые центры в высказывании обязательно выделяйте, иначе то, о чем вы говорите, может быть понято неправильно. Правильно сделанные логические ударения помогают говорящему наиболее ясно выразить мысль.
Поскольку на логопункте занимаются дети, имеющие пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматики, в занятия по развитию речи включаются упражнения для формирования навыков четкой артикуляции, интонационной выразительности, речевого дыхания, ведется отработка навыков голосоведения. Возможно данный вид работы поможет в будущей профессии певца, оратора, ведущего.
Каждый взрослый человек, начиная работать, сталкивается с необходимостью составить и написать заявление, отчет о работе, автобиографию, расписку. Чтобы научиться правильно оформлять различные деловые бумаги, надо знать особенности делового стиля языка, а также содержание и формы их написания. А сформированные орфографические навыки позволят грамотно оформить их. На занятиях ребята усваивают стандарты этого стиля, а изучив синтаксические конструкции, упражняются в создании собственных текстов данного типа.
В основе грамотного письма лежит умение различать звуки по их акустико-артикуляционным признакам. Если недостаточно сформирована система фонематических противопоставлений звуков: не дифференцируют фонемы по звонкости-глухости, твердости-мягкости, шипящие и свистящие, то детям трудно овладеть навыками анализа и синтеза звукового состава слова. Исследованиями установлено, что 50-60% детей из числа имеющих подобное недоразвитие звуковой стороны речи являются фактически неуспевающими по родному языку. Контроль слухового восприятия у таких детей ослаблен, а переработка речи окружающих в процессе ее восприятия недостаточна полноценна. Поэтому родители и учителя недоумевают, как можно написать «коска» вместо «кошка». И начинают родители ругать детей за невнимательность. А ругать в этом случае не за что. Дети не виноваты. Просто у них вовремя не сформировалось фонематическое восприятие в полном объеме.
Дети с трудом выделяют звуки из анализируемых слов, смешивают акустически парные звуки в словах, не могут выделить нужную фонему, выполнение задания, требующего подбора слов на определенные звуки, так же осуществляется с ошибками. Так, в подборку слов, содержащих звук «ш», дети включают следующие: сок, царь, чулки, шуба. Эти затруднения сочетаются с ошибками в определении порядка звуков в слове, пропуском отдельных звуков, добавлением лишних, перестановкой звуков и слогов. Чем
больше нарушений различения звуков, тем труднее формируются навыки анализа и синтеза слов, что приводит к трудностям в усвоении письма и чтения.
Как правило, специфические ошибки наблюдаются на фоне достаточно большого количества ошибок на правила правописания, а также ошибок, вызванных графическим сходством букв. Естественно, что ребенок, с трудом различающий мягкость и твердость звуков, не сможет усвоить правило правописания твердых и мягких согласных перед гласными. А ученик, слабо различающий звонкие и глухие, будет испытывать трудности в усвоении правописания сомнительной согласной в корне и на конце слова. Несмотря на знание правила, школьник не может применить его на практике, т.к. звонкий и глухой для него неразличимы даже когда стоят в сильной позиции- перед гласной.
Несформированность фонематического восприятия приводит и к нарушениям чтения, которые сказываются в замедленном усвоении звукобуквенной символики, в трудностях слогослияния, замене букв, искажении звуковой структуры слов, низком темпе чтения и в трудностях понимания. В основе догадки, возникающей у детей в процессе чтения, лежат признаки буквенного сходства слов, значение же их, структура не учитываются детьми. К тому же для понимания содержания нужен достаточный запас слов, знание их значений, осознание связей между словами.
В условиях логопункта при общеобразовательной школе проводится коррекционное обучение детей. Дети учатся:
- анализировать и сравнивать слова разного звукослогового состава. Прием сравнения является стержневым во многих заданиях. Чем похожи и чем отличаются слова? Что меняется в значении этих слов?
- уточнять артикуляцию смешиваемых звуков;
- вставлять пропущенные буквы, слоги в слова;
- преобразовывать слова: добавляя звук: рот-крот; переставляя звуки: пила-липа; изменяя один звук в слове: сок-сук-суп-сух-сох-сор-сыр-...;
- находить общий звук в словах: луна- стол;
- сравнивать гласные и согласные звуки. Записывать слова только гласными буквами;
- составлять слова из первых звуков слов; из последних звуков слов;
- составлять слова из слогов, данных в беспорядке (точ,лас,ка);
- повторить серии слогов: сашаса, тячатя,...
- определять различие сходных букв: Г-Т , Р-В...
- реконструировать букву, добавляя элемент: К-Ж и многие другие задания.
В результате многочисленных упражнений дети смогут различать все фонемы родного языка, владеть навыками осознанного звукового анализа и синтеза слов разной слоговой структуры, уметь грамотно читать и писать, что немаловажно в будущем обучающихся.
Главное - не упустить время, успешно пройти коррекционное обучение и тогда будет шанс реализовать свои мечты. И пусть у всех детей все будет хорошо!
Список литературы:
1. Вологодина Н.Г. Домашний логопед/ Н.Г. Вологодина.- Ростов н/Д.:Феникс, 2006
2. Поварова И О. Учимся говорить правильно и красиво. Издательство "Союз",2000
3.Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. Статья "Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ"
4. Лалаева Р.И, Венедиктова А.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. Издательство "Союз", Санкт-Петербург, 2001
|