Сегодня: 25.09.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Логопеду » Разное


Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся"

СКАЧАТЬ (6.4 Kb) 31.01.2013, 23:52
Сульдина Ольга Викторовна
учитель-логопед, МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №14"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше­ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. Главная роль здесь, конечно, отводится учителю-логопеду, задачами которого является:
обследование речи учащихся;
проведение коррекционно-логопедической работы;
общее развитие речи школьников;
-формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты,
программы по русскому языку;
-популяризация логопедических знаний.
Отметим, что для реализации этих задач очень важно взаимо­действие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса, а именно: с учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, психологом, родителями. Остановимся под­робнее на структуре взаимосвязи учителя-логопеда с каждой выше­перечисленной категорией.
Содружество в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов предполагает такой подход, при котором работа учителя ста­новится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им некоторые логопедические приемы облегчают прохождение программного ма­териала. Организуя работу в этом направлении, учитель-логопед про­водит коррекционно-развивающие занятия, где учитель знакомится с логопедическими приемами работы над всеми компонентами речевой системы, которые впоследствии охотно включает в структуру уроков и коррекционных занятий. Отметим и важность посещения уроков учи­телем-логопедом, который должен хорошо знать содержание учебной программы по русскому языку и чтению, сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требо­ваний при прохождении темы. Кроме того, посещение уроков помогает учителю-логопеду определить степень овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что является основой для по­строения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических за­нятиях. В течение учебного года учитель-логопед присутствует на засе­даниях методического объединения учителей начальных классов, на которых подробно и детально знакомит учителей со спецификой и ви­дами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение кон­кретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по устранению нарушений устной речи школьников. Все вы­шеизложенные формы сотрудничества учителя-логопеда и учителя на­чальных классов способствуют выработке единства требований к уче­нику, таких как: всестороннее развитие личности, учет возрастных особенностей, осуществление индивидуального подхода на фоне кол­лективной деятельности, предъявление программных требований с учетом речевых ошибок, широкое использование наглядности, игровых методов и приемов, что является одним из важнейших условий совме­стной коррекционной работы педагогов.
Не менее существенно взаимодействие учителя-логопеда с вос­питателями групп продленного дня (ГПД). Важным в работе воспита­теля ГПД является закрепление отработанных на логопедических за­нятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. Эффек­тивными формами этой работы можно назвать игры, которые моде­лируют речевое поведение ученика в различных ситуациях общения, такие как: «В магазине», «Ты и твое здоровье», «Моя семья», «Диктор телевидения»; беседы, в которых используются оценочные суждения, например, «Чьи рисунки, игрушки лучше и почему?». На наш взгляд, при этом происходит обучение простейшим доказательствам, обоб­щениям, планированию высказывания, формируется речемыслительная деятельность. В свободное время воспитатель может организовать экскурсии, подвижные речевые игры, которые также способ­ствуют активизации словаря и развитию активной речи учащихся, что влияет в целом на эффективность коррекционно-логопедической работы.
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает:
составление совме­стных программ коррекционной работы с детьми, требующими по­вышенного педагогического внимания;
проведение дифференцированных занятий;
совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;
разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.
Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспи­тания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями учащихся. Такая необходимость определяется рядом объективных причин:
ограниченное число занятий с одним и тем же ребенком в те­чение недели;
логопедическая работа в условиях ограниченного времени, от­водимого на занятия по коррекции звукопроизношения;
отсутствие достаточного времени для постепенного включения ребенка в совместную с учителем-логопедом работу.
Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Поэтому учитель-логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания с сообщением о целях и кратком содержании своей работы. Основной задачей, стоящей перед учителем-логопедом на этом начальном этапе работы с родителями, является формирование и стимуляция мотиви­рованного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. С этой целью можно использовать такие формы работы, как разъясне­ние необходимости логопедической работы (рассказ о возможных по­следствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); сообщение об итогах работы в предыдущие годы. Приглашая родителей на пер­вую консультацию, желательно познакомить их с планом работы по коррекции об­наруженных у ребенка речевых недостатков, сообщить требования, предъявляемые к выполнению домашних заданий, рассказать о способах и приемах работы над речью, которые они могут использо­вать непосредственно в домашних условиях. Наряду с индивидуальными формами организуется группо­вая форма работы с родителями, проводимая через тематические консультации, групповые собрания родителей с просмотром фрагмен­тов занятий с детьми. Так, просмотр занятий способству­ет формированию у родителей адекватной оценки психического раз­вития их детей, осознанию ими необходимости регулярных занятий, овладению некоторыми приемами коррекции речи. Для активизации деятельности родителей в процессе коррекционной работы можно предложить на учебный год ряд тематических консультаций:
1.Особенности психофизического развития школьника.
2. Почему проблемы в развитии устной речи часто становятся препятствием в овладении письменной речью?
3. Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной ра­боте по формированию правильного звукопроизношения.
4. Помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика).
5. Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? и др.
Данные формы взаимосвязи с родителями оказы­вают существенное влияние на успешность логопедического воздей­ствия, в результате которого, во-первых, повышается эффективность помощи ребенку, во-вторых, значительно сокращает­ся период коррекционной работы.
С результатами проведенной в течение учебного года коррек­ционной работы, учитель-логопед выступает на последнем родитель­ском собрании, где сообщает об учащихся, не нуждающихся в логопе­дической помощи, и о тех учениках, с которыми индивидуальная коррекционная работа будет продолжена в следующем году.
Таким образом, подобная организация комплексного подхода педагогов об­щеобразовательного учреждения и родителей в решении проблемы устранения речевых нарушений у учащихся позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, но и обеспечивает нормализацию их учебной деятельности.


Категория: Разное | Добавил: Сульдина
Просмотров: 4215 | Загрузок: 244 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 4
Взаимосвязь учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса безусловна важна! К сожалению, не всегда получается ее наладить, особенно с родителями. Многие родители либо ленятся заниматься с детьми, либо считают, что этим должен заниматься исключительно логопед.

Да я с вами полностью согласна! Что очень важна взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса! И если правильно её настроить, то можно достичь больших успехов!

+1   Спам
Взаимосвязь - это извечная проблема в нашей с Вами работе. Однако, если она налажена, то результаты просто радуют. Сил Вам на это и творческих успехов, Ольга Викторовна.

+1   Спам
Спасибо Вам, Ольга Викторовна! biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов



Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 25.09.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог