Сегодня: 16.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Логопеду » Разное


Статья "Взаимодействие учителя-логопеда с участниками педагогического процесса в работе по коррекции речевого развития учащихся"

СКАЧАТЬ (6.4 Kb) 31.01.2013, 23:52
Сульдина Ольга Викторовна
учитель-логопед, МБОУ "Начальная общеобразовательная школа №14"
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В РАБОТЕ ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ

Развитие и перспективы ребенка, имеющего речевые наруше­ния, во многом зависят от квалификации специалистов, которые с ним работают в школьном образовательном учреждении. Главная роль здесь, конечно, отводится учителю-логопеду, задачами которого является:
обследование речи учащихся;
проведение коррекционно-логопедической работы;
общее развитие речи школьников;
-формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты,
программы по русскому языку;
-популяризация логопедических знаний.
Отметим, что для реализации этих задач очень важно взаимо­действие учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса, а именно: с учителями начальных классов, воспитателями групп продленного дня, психологом, родителями. Остановимся под­робнее на структуре взаимосвязи учителя-логопеда с каждой выше­перечисленной категорией.
Содружество в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов предполагает такой подход, при котором работа учителя ста­новится дефектологически более квалифицированной, а осваиваемые им некоторые логопедические приемы облегчают прохождение программного ма­териала. Организуя работу в этом направлении, учитель-логопед про­водит коррекционно-развивающие занятия, где учитель знакомится с логопедическими приемами работы над всеми компонентами речевой системы, которые впоследствии охотно включает в структуру уроков и коррекционных занятий. Отметим и важность посещения уроков учи­телем-логопедом, который должен хорошо знать содержание учебной программы по русскому языку и чтению, сроки изучения отдельных тем, чтобы на своих занятиях учитывать уровень программных требо­ваний при прохождении темы. Кроме того, посещение уроков помогает учителю-логопеду определить степень овладения учеником теми или иными речевыми умениями и навыками, что является основой для по­строения в дальнейшем коррекционной работы на логопедических за­нятиях. В течение учебного года учитель-логопед присутствует на засе­даниях методического объединения учителей начальных классов, на которых подробно и детально знакомит учителей со спецификой и ви­дами речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение кон­кретными учениками чтением и письмом, с методами логопедической работы по устранению нарушений устной речи школьников. Все вы­шеизложенные формы сотрудничества учителя-логопеда и учителя на­чальных классов способствуют выработке единства требований к уче­нику, таких как: всестороннее развитие личности, учет возрастных особенностей, осуществление индивидуального подхода на фоне кол­лективной деятельности, предъявление программных требований с учетом речевых ошибок, широкое использование наглядности, игровых методов и приемов, что является одним из важнейших условий совме­стной коррекционной работы педагогов.
Не менее существенно взаимодействие учителя-логопеда с вос­питателями групп продленного дня (ГПД). Важным в работе воспита­теля ГПД является закрепление отработанных на логопедических за­нятиях навыков по коррекции устной и письменной речи. Эффек­тивными формами этой работы можно назвать игры, которые моде­лируют речевое поведение ученика в различных ситуациях общения, такие как: «В магазине», «Ты и твое здоровье», «Моя семья», «Диктор телевидения»; беседы, в которых используются оценочные суждения, например, «Чьи рисунки, игрушки лучше и почему?». На наш взгляд, при этом происходит обучение простейшим доказательствам, обоб­щениям, планированию высказывания, формируется речемыслительная деятельность. В свободное время воспитатель может организовать экскурсии, подвижные речевые игры, которые также способ­ствуют активизации словаря и развитию активной речи учащихся, что влияет в целом на эффективность коррекционно-логопедической работы.
Взаимосвязь работы учителя-логопеда и педагога-психолога предполагает:
составление совме­стных программ коррекционной работы с детьми, требующими по­вышенного педагогического внимания;
проведение дифференцированных занятий;
совместный мониторинг по результатам обследования и совместной коррекционно-развивающей деятельности;
разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического развития учащихся с нарушениями речи.
Важное значение в процессе коррекционного обучения и воспи­тания детей с нарушениями речи имеет взаимодействие учителя-логопеда с родителями учащихся. Такая необходимость определяется рядом объективных причин:
ограниченное число занятий с одним и тем же ребенком в те­чение недели;
логопедическая работа в условиях ограниченного времени, от­водимого на занятия по коррекции звукопроизношения;
отсутствие достаточного времени для постепенного включения ребенка в совместную с учителем-логопедом работу.
Практика показывает, что основная масса родителей не знает, чем занимаются с детьми учителя-логопеды. Поэтому учитель-логопед уже в начале сентября приходит на классные родительские собрания с сообщением о целях и кратком содержании своей работы. Основной задачей, стоящей перед учителем-логопедом на этом начальном этапе работы с родителями, является формирование и стимуляция мотиви­рованного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми. С этой целью можно использовать такие формы работы, как разъясне­ние необходимости логопедической работы (рассказ о возможных по­следствиях нарушений речи при отсутствии коррекции); сообщение об итогах работы в предыдущие годы. Приглашая родителей на пер­вую консультацию, желательно познакомить их с планом работы по коррекции об­наруженных у ребенка речевых недостатков, сообщить требования, предъявляемые к выполнению домашних заданий, рассказать о способах и приемах работы над речью, которые они могут использо­вать непосредственно в домашних условиях. Наряду с индивидуальными формами организуется группо­вая форма работы с родителями, проводимая через тематические консультации, групповые собрания родителей с просмотром фрагмен­тов занятий с детьми. Так, просмотр занятий способству­ет формированию у родителей адекватной оценки психического раз­вития их детей, осознанию ими необходимости регулярных занятий, овладению некоторыми приемами коррекции речи. Для активизации деятельности родителей в процессе коррекционной работы можно предложить на учебный год ряд тематических консультаций:
1.Особенности психофизического развития школьника.
2. Почему проблемы в развитии устной речи часто становятся препятствием в овладении письменной речью?
3. Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной ра­боте по формированию правильного звукопроизношения.
4. Помощь пальцев в разговоре (пальчиковая гимнастика).
5. Как помочь ребёнку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы? и др.
Данные формы взаимосвязи с родителями оказы­вают существенное влияние на успешность логопедического воздей­ствия, в результате которого, во-первых, повышается эффективность помощи ребенку, во-вторых, значительно сокращает­ся период коррекционной работы.
С результатами проведенной в течение учебного года коррек­ционной работы, учитель-логопед выступает на последнем родитель­ском собрании, где сообщает об учащихся, не нуждающихся в логопе­дической помощи, и о тех учениках, с которыми индивидуальная коррекционная работа будет продолжена в следующем году.
Таким образом, подобная организация комплексного подхода педагогов об­щеобразовательного учреждения и родителей в решении проблемы устранения речевых нарушений у учащихся позволяет не только успешно осуществлять коррекцию недостатков речевого развития, но и обеспечивает нормализацию их учебной деятельности.


Категория: Разное | Добавил: Сульдина
Просмотров: 4783 | Загрузок: 253 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 4
Взаимосвязь учителя-логопеда со всеми участниками педагогического процесса безусловна важна! К сожалению, не всегда получается ее наладить, особенно с родителями. Многие родители либо ленятся заниматься с детьми, либо считают, что этим должен заниматься исключительно логопед.

Да я с вами полностью согласна! Что очень важна взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса! И если правильно её настроить, то можно достичь больших успехов!

+1   Спам
Взаимосвязь - это извечная проблема в нашей с Вами работе. Однако, если она налажена, то результаты просто радуют. Сил Вам на это и творческих успехов, Ольга Викторовна.

+1   Спам
Спасибо Вам, Ольга Викторовна! biggrin

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 16.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог