Сегодня: 02.06.2020
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Мастер-классы, поделки » Мастер-классы презентации


Мастер- ксласс «Изобразительная деятельность как средство формирования успешности ребенка»

СКАЧАТЬ (24.9 Kb) 13.05.2020, 16:04
Мартынова Ольга Николаевна
педагог дополнительного образования, МБОУ ДО ЦДТ и МО
Цель: трансляция педагогического опыта применения изобразительных техник для формирования успешности учащихся.
Задачи:
- знакомство с изобразительными техниками, способствующими формированию успешности учащихся.
- приобретение  первоначального практического опыта   использования изобразительной техники «Нетрадиционная основа для рисования»  
Материалы и оборудование: презентация, сухие листья, корректоры, листы А5, простые карандаши, основа для композиции.

Ход мастер-класса
  1. Организационный момент
- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать всех, кого заинтересовала тема мастер-класса «Изобразительная деятельность как средство формирования успешности ребёнка». Меня зовут Мартынова Ольга Николаевна, я педагог дополнительного образования  «Центра детского творчества и методического обеспечения».
- Я реализую программы художественной  направленности «Изобразительное искусство» и «Батик», которые рассчитаны на  детей от 7 до 18 лет. Ведущей идеей данных программ является создание комфортной среды общения, развитие способностей и творческого потенциала каждого учащегося, их самореализация, что способствует созданию единого непрерывного процесса художественного образования детей.
- Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вам благодарна. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность, не стесняться высказывать свое мнение.
- Перед вами на столах лежат чистые листы бумаги и простые карандаши. Предлагаю вам  нарисовать кленовый лист.
(Участники мастер-класса рисуют кленовые листья)
- Теперь давайте посмотрим ваши рисунки, удались ли они вам? Готовы ли вы их представить на выставку? Почему?
(Участники  дают быструю оценку работ своих и друг друга)
- Теперь ответьте мне на вопрос, приятно ли вам было ощутить себя в ситуации оценивания?
- А теперь представьте, что наши дети находятся  в такой ситуации постоянно и не всегда справляются с эмоциями, связанными с  ожиданием оценки, возможной критики. 
- В своей работе я столкнулась со следующей  проблемой: дети боятся проявлять инициативу, начинать работу, делать  ошибки, выражать свои творческие способности. У каждого человека есть потребность в самовыражении через творческую деятельность, которая часто остается нереализованной. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Страх делать ошибки или страх неудачи может возникнуть как результат слишком критичного отношения взрослых к ребенку, или, наоборот, слишком равнодушного отношения.  Так, родитель может ругать  за детскую неаккуратность и неловкость, обусловленную возрастом, слишком критично относиться к тому, что ребенок сделал сам, не в лучшую сторону сравнивать ребенка со сверстниками и т.д. Страх бывает у детей, родители которых слишком тревожны и не позволяют ребенку действовать самостоятельно. Еще один вариант воспитания, формирующий такой страх – это «родители знают лучше». К сожалению, бывает, что и в школах ошибки высмеиваются, особенно со стороны учеников, но иногда и со стороны учителей. Конечно, не стоит списывать все только на родителей и школу, от детей тоже многое зависит. Мне встречались дети достаточно старательные в своем проявлении, которые очень расстраивались, когда у них что-то не получалось, им было сложно вернуться к повторению и закреплению — мешало негодование, злость или обида. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем (страхи, тревожность и т.д.). Это становится серьезным препятствием в развитии ребенка.
- В своей работе я довольно часто встречаю детей с подобными проблемами и, реализуя программы на протяжении ряда лет, нашла для себя эффективные способы преодоления этих трудностей. Для создания ситуаций успеха для детей я использую ряд изобразительных техник.
- Занятия рисованием не призваны сделать всех детей художниками, их задача – освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности детей к наблюдению и оценке.
- Мне хотелось бы вкратце рассказать о наиболее распространенных техниках, которые я использую для решения данной проблемы  (работа с красками, карандашами и природным материалом).
(Примеры работ в данных техниках представлены на слайдах)
  1.  Марания
В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». В нашем случае, речь идет о спонтанных рисунках, выполненных в абстрактной манере. У мараний нет категорий «правильно-неправильно», «хорошо-плохо», нет эталонов.
  1. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Штриховки и каракули помогают расшевелить ребенка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают напряжение перед рисованием. Штриховки просты в исполнении, занимают непродолжительное время, потому уместны в качестве зачина занятия.
Штриховки и марания происходят в определенном ритме, который оказывает благотворное влияние на эмоциональную сферу ребенка.
  1. Рисунок на стекле 
Ребенок словно не рисует, а тренируется рисовать, и соответственно, имеет право на ошибки и исправления, без болезненных переживаний о свершившемся, которое уже не изменить.
  1. Колоссальный коррекционный эффект заключает в себе технология рисования на воде. Возможно использование акварели, масляной краски, темперы, акрила.
  2. Мятый лист (ситуативное применение)
Предложить взять лист бумаги и как можно сильнее смять его. Затем расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства.
  1. Отпечатки
Предложите использовать любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков.
  1. Техника раздувания краски
Различные цветовые сочетания раздуваются через трубочку, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; детям предлагается увидеть образ.
  1. Использование нетрадиционной основы  и материалов для рисования
Отход от стереотипных представлений о рисовании, использование например ткани, природных материалов, береста, дерево, металл в качестве основы для рисунка. В ходе работы следует учитывать особенности материалов.
1. Некоторые материалы, такие как карандаши, мелки и фломастеры, позволяют «усилить» контроль, в то время как другие — пастель, краска и глина — способствуют более свободному выражению. 
2. Если ребенок не уверен в себе или просто устал, он будет чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. 
3. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье поведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов. 
4. Вырезание картинок из журнала для создания коллажа «уравнивает» участников и позволяет даже очень неуверенным детям присоединиться к работе. 
5. Как только все учащиеся с удовольствием начнут участвовать в упражнениях, такие материалы как краска или глина могут дать возможность более глубокого самовыражения. 

- При работе с детьми важно помнить, что им нужна поддержка, чаще говорите фразу: «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», используйте личный пример, отмечайте даже самые маленькие успехи, не сравнивайте ребенка с другими.

- В  результате работы  я пришла к выводу: при условии систематического использования предложенных техник у детей  формируется  чувство уверенности в собственных силах, умение самовыражаться,  пропадает страх совершения ошибки, так как они  знают, как её исправить, превратить в плюс, который дополнит образ. А отсутствие стереотипов делает процесс творческого развития ребёнка  успешным.

Практическая часть
- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам вернуться в детство и попробовать себя в одной из техник, представленных мною, которая направлена на снятие эмоциональной напряжённости у учащихся, преодоление страха ошибки.
- Вы превращаетесь в детей моего объединения и, думаю, уже готовы к творчеству.
- Перед вами находятся осенние листья, которые окружают нас осенью, нежно шуршат под ногами, радуют глаз своей пестротой и разнообразием. Природа с огромной фантазией подошла к созданию листьев. Но человек научился приумножать эту фантазию, перерабатывать природные формы и находить их практическое применение в своем окружении. Так и мы с вами познакомимся  сегодня с элементами стилизации и попробуем себя в роли зимы, которая приходит на смену осени и украшает упавшие листья замысловатыми морозными узорами.
- Использовать мы будем с вами в качестве основы для рисования осенний лист клёна, а в качестве красящего материала выступит обычный корректор. При помощи точек, линий и штрихов мы постараемся стилизовать, усложнить природную форму, преобразовать её в элемент нашей общей композиции «Морозные  узоры».
- При работе следует помнить, что лист хрупок, его части могут обламываться в ходе работы – это имеет место быть, так как природа тоже не совершенна, капли из корректора могут быть разного размера и вам ничего не мешает превратить её в паучка или цветок.
(На слайде  показаны элементы: точки, линии, штрихи, которые могут оказать помощь в стилизации листа)
Участники мастер-класса выполняют задание.
Выполненные работы прикрепляются в общую композицию на жёсткую основу при помощи клея ПВА.
- Молодцы. Нам удалось выполнить прекрасную совместную работу.
- Легко ли вам было создавать образ осеннего листа с морозным узором?
- Почувствовали ли вы ситуацию  успеха, ощутили ли вы эмоциональный комфорт?
(Ответы участников мастер-класса)
Моделирование
- А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам вновь вернуться во взрослую жизнь. Вспомните всё, о чём я говорила, и скажите, а  имеет ли место данная проблема в вашей работе и как можно применить предложенные техники для её решения в вашей деятельности.
(Варианты ответов)
Рефлексия
- Оправдались ли ваши ожидания от посещения мастер-класса? Захотелось ли вам использовать данные техники  у себя на занятиях?
- Благодарю вас за внимание, за совместное творчество. Желаю вам творческих успехов и достижений!

 

Категория: Мастер-классы презентации | Добавил: oliva
Просмотров: 46 | Загрузок: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!

Квесты для детей

Журнал для педагогов




Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Конкурсы для детей

Новые разработки


© 2012 - 2020 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.06.2020

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог