Тема: Деление многозначных круглых чисел
Цели урока:
-Познакомить с алгоритмом деления круглых чисел, сводящихся к делению на однозначное число (углом) и сформировать умение делить многозначные числа оканчивающиеся нулями
-Сформировать умение проверять деление умножением .
-Отрабатывать навыки деления многозначных числа на однозначное, формировать вычислительные навыки.
Задачи урока:
1. Актуализировать знание нумерации многозначных чисел, приемы
деления многозначного числа на однозначное (углом);
правило деления многозначных круглых чисел, оканчивающихся нулями.
2.Развивать внимание, мышление, умение адекватно оценивать свои знания, самостоятельность.
3.Воспитывать интерес к математике, уважение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Оборудование:
Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Учебник – тетрадь в 3-х ч. – М.: Издательство «Ювента», 2009
Раздаточный материал (оценочные листы, карточки для самостоятельной работы); презентация к уроку.
Ход урока:
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
-Поприветствуйте гостей, кивните головой
Послушайте притчу:
Рассказывают, что однажды некий мастер стрельбы из лука повесил на дерево мишень для стрельбы, созвал своих учеников и спросил, что именно они видят.
Один ответил:
— Я вижу дерево и мишень на нём.
Другой сказал:
— Я вижу ствол дерева, листву, солнце, птиц на небе...
«Любимого учителя и мишень на дереве в окружении листьев» — почтительно промолвил третий.
Все остальные ученики высказывались подобным образом, и, слушая их, мастер все больше мрачнел. Наконец он со своим вопросом подошел к последнему ученику, неуклюжему и довольно нескладному парню.
– Прости, Учитель. Наверное, у меня что-то случилось со зрением. Как я ни стараюсь, не вижу ничего, кроме центра мишени, – последовал ответ
Мастер молча поклонился своему ученику, после чего повернулся к замершей в изумлении толпе и назидательно сказал:
-Как вы думаете, что сказал учитель своим ученикам? Почему последний ученик ничего не видел, кроме мишени?
Мастер повернулся и сказал: «Знаете, а ведь только он — единственный из всех вас действительно может стать Попадающим в Цель». Значит, каким должен быть ученик на уроке, чтобы достичь цели? Слайд 2
Действительно попадающим в цель может стать только тот, кто настраивает себя на собранность и организованность своих действий. Как это связано с нашим уроком? ( Чтобы узнать новое, мы ставим цель, которую должны достигнуть) Слайд 3
- Как вы узнаете что-то новое? ( Сначала мы должны понять, что мы не знаем, а потом сами найдем способ)
-Чему вы научились на предыдущих уроках? (Мы научились делить столбиком)
-Все ли вы знаете о делении в столбик? (Нет, мы знаем не все)
-Как вы думаете, чему будет посвящен урок? (Мы узнаем что-то новое про деление)
(Вывешивается часть темы: слово «Деление…»)
-С чего начнем наш урок? (с повторения)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
-Чтобы знать достигли ли вы цели, на партах у каждого из вас лежит листок самооценки. Напоминаю, как с ним работать. (если вы уверены в знаниях по данному вопросу - ставьте +; сомневаетесь - ставьте ?)
Лист самооценки:
№ Вид задания Выполнение задания
1. Математический диктант
2. Решение математических выражений
3. Решение выражений с применением алгоритма
4. Самостоятельная работа.
5. Решение задачи
-Тему сегодняшнего урока мы определим позже, а пока запишите дату, классная работа
1) Математический диктант
-Для того, чтобы быть внимательными и выполнять задания хорошо, проведем математический диктант в виде игры «Русское лото». Нужно зачеркнуть числа, которые являются ответом, т.е попасть в цель.
6 к 10 а 30 т 48м 72 й
120 л 32 ю 60 н 87 ц
3 и 27 с 450п 70ё
150 ж 24 ч 50 х 800 в
8 г 17 ш 350е 55 щ 80р
21 у 28 я 42 э 63д 90 б
1. Найдите частное 640 и 8.
2. 70 увеличить в 5 раз.
3. Какое число надо умножить на 2, чтобы получилось 140?
4. Если к неизвестному числу прибавим 45, то получим 845. Найдите неизвестное число.
5. Сумму чисел 35 и 15 увеличьте в 9 раз
6. На сколько 100 больше 37.
-Какие числа зачеркнули? (в тетради)
-Расположите числа в порядке убывания, под каждой цифрой запишите соответствующую букву, и узнаете, какое слово зашифровано.
800 450 350 80 70 63 – Вперёд! Слайд 4.
-Какие действия можно выполнить с этими числами, чтобы их значения не изменились? Что произойдет с числами, если мы справа припишем нуль, 3 нуля? Увеличьте в 100 раз?
Оцените свою работу ! (лист самооценки)
2) Посмотрите на слайд, что вы видите? (математические выражения) Что общего? Определите вид деления? Слайд 5.
(Деление чисел, оканчивающихся нулями). Найдем значение этих выражений (один ученик к доске, остальные записывают ответы в тетрадь)
Отбрасываем столько нулей в делимом, сколько в делителе (эталон) на доску
3600:60=
20000:500=
32000:400=
42000:70=
Оцените! (лист самооценки)
371000 : 700 =
– Можно ли решить устно этот пример? (Нет, в уме сделать это трудно).Что вы предлагаете сделать для решения? (Записать столбиком)
– Сформулируйте тему нашего урока:
Деление круглых чисел ( на доску) Слайд 6.
- Итак, сегодня мы рассмотрим письменное деление многозначных круглых чисел.
3. Выявление места и причины затруднения.
-Я предлагаю вам попробовать найти способ решения этого примера , поработав в группах. В течение 1 минуты обсудите в группах и попробуйте решить это выражение. Способ решения запишите на листке маркером (фломастером).
-Что поможет вам при выполнении данного задания?
(Алгоритм деления углом ) Слайд 7.
1. Выделяю первое неполное делимое
2. Определяю количество цифр в значении частного.
3.Подбираю первую цифру в значении частного.
4. Умножаю число, записанное этой цифрой, на делитель.
5. Вычитаю полученный результат из неполного делимого и нахожу остаток.
6.Записываю цифру следующего разряда делимого рядом с остатком. Получаю второе неполное делимое
Опираясь на алгоритм, решите пример 371000 : 700 (в группах)
-Почему разные ответы? Какую цель поставим на уроке? (научиться делить многозн. круглые числа)
Выступают группы (один человек рассказывает, как делили)
– Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем обосновать правильность своего решения, у нас нет алгоритма.)
– Где возникло затруднение? (…Затруднение возникло на первом шаге: не понятно, что делать с нулями при определении первого неполного делимого, считать ли их при определении количества цифр в частном? …)
– Почему возникло затруднение? (У нас нет алгоритма деления круглых чисел.)
-Значит, нам надо добавить еще один шаг в алгоритм деления углом. Продумайте формулировку дополнительного шага к алгоритму и составьте эталон деления круглых чисел.
(Зачеркнуть одинаковое количество нулей в делимом и делителе)
Как вы будете выполнять деление? (Когда делим круглые числа, можно сначала отбросить/уничтожить равное количество нулей в делимом и делителе, а потом продолжать деление дальше)
На доске эталон деления круглых чисел….
Куда прикрепить дополнительный шаг? (В начало алгоритма, с этого шага мы начнем деление круглых чисел) Слайд 8.
-Вы довольны работой? Что должны делать дальше? (Потренироваться)
4.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
-Вперёд к поставленной цели! Но посмотрите тучки закрыли солнышко. Помогите разогнать тучки. Для этого выберите примеры, которые можно решить с помощью нового алгоритма Слайд 9.
– Сколько туч осталось? (71 200 : 20, 3 270 000 : 300) (щелчок)
-Решите эти примеры в тетради . -Данил попробует нам проговорить, как будем решать такие примеры в столбик. (Отброшу в делимом столько нулей, сколько их в делителе. Буду делить … на …
- Молодцы, помогли выглянуть солнышку (щелчок)
-Кто справился с заданием? О чем это говорит?(Мы поняли как делить круглые числа)
Работа в парах Слайд 10.
- Следующие два примера уже решены, а правильно или неправильно - вам и надо выяснить. (Примеры записаны на доске и на карточках. Учащиеся работают, исправляя ошибки в карточках.)
Оцените! (лист самооценки)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
-Как будем работать дальше? (Самост. работа) Каждый попробует свои силы в применении нового алгоритма
-Это задание находится в учебнике на стр. 25 №3 четвертый столбик 1 пример ( с проверкой).
(Действуя по алгоритму, узнаю частное 15 804 Выполню проверку. Как выполнена проверка? Почему при проверке надо умножать на 40, а не на 4? (делитель –40))
-Кто за 3 минуты успеет выполнить задание, а оставшееся время решает пример 1 столбика. Время закончилось. Проверить по подробному образцу, который вы найдете у себя на столе.
8154000 : 90 = 90600 Слайд 11.
815400 | 9 Проверка: Х 90600
81 90600 90
054 8154000
54
0
Оцените! (лист самооценки)
6. Включение в систему знаний и повторение.
-Где вам пригодятся новые знания? (При решении задач и уравнений)
-Что вы видите? Слайд 12.
-Придумайте задачу по схеме. Запишите выражение. Какие у вас варианты?
Какой способ удобный?
Оцените! (лист самооценки)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какую цель ставили перед собой? (Научиться решать…
Посмотрите на свои листы самооценки и оцените свою работу на уроке.
-Кто уверенно сказал себе: “Я добился цели!”
- Кто сегодня все задания выполнил без ошибок?
- У кого одна ошибка? У кого больше? Значит, на следующих уроках нам надо над этим поработать.
-Я довольна вашей работой на уроке. Поставьте себе оценки и отметьте это на мишени. Слайды 12-13.
-А оценка всему классу: МОЛОДЦЫ!
8. Домашнее задание.
- Вы поняли, что нужно потренировать дома?
С.25 №3 (4 столбик); №5(б)
|