Программа метопредметного курса
Программа предназначена для использования в качестве отдельного междисциплинарного курса, обеспечивающего развитие у учащихся регулятивных умений.
I. Пояснительная записка
Предлагаемый курс посвящён одной из важнейших тем математики «Процентные вычисления». В рамках общеобразовательной школы процентам уделяется несправедливо мало учебного времени, а, следовательно, уровень знаний, необходимый для приобретения умений, навыков для свободного оперирования ими на уроках математики, химии, физики и просто в быту, оказывается недостаточным. Проценты изучаются на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей ещё не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.
Понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы каждому человеку; прикладное значение этой темы велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни. Поэтому представляется необходимым возвращение к процентам на старшей ступени.
Данная программа адресована общеобразовательным школам для занятий в 10-11 классах. Она составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Цель программы - обобщение и систематизация, расширение и углубление знаний по теме проценты, обретение практических навыков решения задач на проценты, повышение качества знаний школьников, развитие способностей учащихся применять знания в реальных жизненных ситуациях
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с процентами по математике, развить их математические способности;
2. способствовать развитию алгоритмического мышления учащихся, интеллектуальному развитию;
3. расширить представления учащихся о сферах применения математики, сформировать устойчивый интерес к предмету;
4. привить учащимся основы экономической грамотности.
Структура программы:
1.Пояснительная записка
2. Планируемые результаты
3.Содержание программы
4.Тематическое планирование учебных занятий
5.Методические рекомендации к проведению занятий
Наилучший метод организации учебной работы учащихся — рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм пла-нирования, осуществления, обсуждения и оценивания само-стоятельной работы.
Оборудование:
Мультимедийный проектор, АРМУ, ватманы, маркеры, компьютеры с возможностью выхода в интернет, произведения русских и зарубежных классиков.
Возможности применения программы: программа рассчитана на изучение в старшей школе (10-11 классах) в рамках междисциплинарного курса (17 часов), выстроена по модулям, каждый увеличивает количество методов и приѐмов работы с задачами.
Закрепление и развитие регулятивных УУД должно естественным образом продолжиться в ходе занятий по разным предметам.
Содержание отдельных модулей может быть использовано учителями-предметниками при подготовке к занятиям и их проведению, при диагностике у классного коллектива (или отдельных обучающихся) регулятивных способностей.
II. Планируемые результаты по формированию регулятивных УУД у учащихся разного возраста
Поскольку вычисление процентов является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания.
III. Содержание программы
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты
Сообщается история появления процентов; устанавливаются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а)нахождение процента от числа; б)нахождение числа по его проценту; в)нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях (операции с ценами)
Показ широты применения в жизни расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата. Выполнение тренировочных упражнений.
Тема 3. Штрафы
Введение понятий «штраф» и «пеня». Разъяснение причин наложения штрафов. Установка процентных ставок для штрафов и их выражение числом.
Тема 4. Тарифы
Введение понятия «тариф» и «пеня». Разъяснение правил установки тарифов и момента возникновения пеня. Решение задач, связанных с тарифами на телефоны и различными платежами.
Тема 5. Банковские операции
Разъяснение различных ситуаций, связанных с банковскими операциями. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост, определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений .
Тема 6. “Голосование”
Злободневные задачи нашей действительности. Голосование в школьном самоуправлении, в гражданском обществе. Решение задач по теме в т.ч. для самостоятельного решения
Тема 7. Задачи на сплавы, смеси, растворы
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы.
IV Тематическое планирование учебных занятий
Основные разделы программы Способы организации деятельности Кол-во часов
1 Проценты. Основные задачи на проценты Беседа с учащимися через анализ различных жизненных ситуаций.
Самостоятельное составление задач 1
2 Процентные вычисления в жизненных ситуациях (операции с ценами)
Составление, опорного конспекта, схемы, интеллект-карты 2
3 Штрафы Мини-лекция, практикум по решению задач 2
4 Тарифы Работа с текстами: практические задания, составление таблиц, кластера, опорных схем и моделей 2
5 Банковские операции Лекция. Работа с текстом. Практикум по решению задач 4
6 “Голосование”
Занятие-практикум 2
7 Задачи на сплавы, смеси, растворы Логические задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза 4
Итого 17 часов
V Методические рекомендации к проведению занятий междисциплинарного курса
В качестве методических рекомендаций по реализации программы в условиях школы целесообразно остановиться на следующих ключевых вопросах.
При реализации программы необходимо учитывать инвариантность и вариативность ее компонентов; варианты межпредметного взаимодействия; способы обеспечения взаимосвязи учебных занятий, дополнительного образования, социально-творческой деятельности, самообразования; дополнительные информационные источники.
Разработка внутришкольной междисциплинарной программы по приобщению к экономической грамотности предполагает участие широкого круга специалистов, которые составят рабочую группу разработчиков программы. В состав такой группы следует включить руководителей школьных методических объединений, специалистов по финансовой грамотности, воспитательной работе, представителей администрации, социальных партнеров, родителей.
Главная идея предлагаемой программы, заключается в использовании внутренних ресурсов образовательного процесса для достижения новых образовательных результатов.
|