Роль математики в развитии логического мышления младших школьников исключительно велика. Причина этого состоит в том, что математика - это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к конкретному.
Значительное место вопросу обучения младших школьников логическим задачам уделял в своих работах известнейший отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Суть его размышлений сводится к изучению и анализу процесса решения детьми логических задач, при этом он опытным путём выявлял особенности мышления детей.
Логика – это наука о законах правильного мышления, о требованиях, предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению (немецкий философ И. Кант). Отсюда следует, что мы должны научить учащихся анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы. Во многих ситуациях учащиеся поступают интуитивно, полагаясь на сообразительность и смекалку, а иногда жизненный опыт или подсказку старших. Но логическая интуиция нуждается в прояснении.
Проблемой внедрения в школьный курс математики логических задач занимаются не только исследователи в области математики, но и педагогики и психологии.
Логические задачи позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности человека: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память. В методической литературе за развивающими задачами закрепились специальные названия: задачи на соображение, задачи с «изюминкой», задачи на смекалку и др. (логические задачи).
Логические задачи обладают высоким потенциалом. Они способствуют воспитанию одного из важнейших качеств мышления – критичности, приучают к анализу воспринимаемой информации, её разносторонней оценке, повышают интерес к занятиям математикой.
Выделение термина «логическая задача», носит условный характер.
Логическими задачами принято считать те, в которых нет ни геометрических фигур, ни чисел. В логических задачах речь идет о высказываниях и объектах.
Среди распространенных логических задач можно выделить несколько классов, решение которых сводится к применению определенных приемов. Различают следующие:
Турнирные задачи.
Числовые ребусы.
Установление соответствия между элементами различных множеств.
Задачи на исчисление высказываний.
Задачи с использованием графов.
Турнирные задачи. Связаны с выяснением итогов некоторых турниров. Здесь обычно приводятся неполные данные об итогах проведенных спортивных встреч, и требуется путем логических рассуждений получить полные данные.
Числовые ребусы. Арифметические выражения, в которых все или некоторые цифры заменены символами. Чаще всего это числовые равенства.Требуется расшифровать значение символа, восстановить числовую запись.
Установление соответствия между элементами различных множеств. Множеством называют коллекцию, собрание предметов, объединенных по некоторому признаку. Предметы, входящие в множество, называют его элементами. Многие задачи связаны с рассмотрением нескольких конечных множеств с одинаковым числом элементов, между элементами имеются зависимости, которые требуется установить. Решению задач помогает использование таблиц и графов.
Логические задачи направлены на формирование логического мышления, то есть на развитие ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ умений младших школьников: Анализ и синтез (задания на узнавание объектов по данным признакам, на рассмотрение данного объекта с точки зрения различных понятий, постановка различных заданий к данному математическому объекту);
Сравнение (задания на обнаружение сходных или различных признаков);
Аналогия и обобщение (задание на аналогию и обобщение);
Классификация(задание на нахождение признака, по которому произведена классификация, задание на распознавание правильных группировок).
Решение логических задач на уроках математики создает дидактические условия для овладения младшими школьниками основами логического и алгоритмического мышления, математической речи, умения работать с информацией, устанавливать истинность утверждений, читать и заполнять таблицы; сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах таблиц; понимать и составлять высказывания, содержащие логические связки и слова (и, или, если..., то..., верно/неверно, что...); составлять план поиска информации; распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы, графы, блоксхемы, модели из отрезков и др.).
|