Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Математика » Разное


Кейс-технологии на уроках математики

15.05.2019, 15:56
Абдуразакова Саида Заидовна
учитель математики, МКОУ "Калининаульская СОШ им.Героя России Гайирханова М.М."
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Абдуразакова С.З., учитель математики
МКОУ «Калининаульская средняя общеобразовательная школа имени Героя России Гайирханова М.М.»

Хороших методов существует ровно столько,
Сколько существует хороших учителей.
Д.Пойа

К методам преподавания математики в школе современное образование требует нового подхода. Учителя математики изучают и применяют инновационные методы преподавания, чтобы научить обучающихся самостоятельно мыслить, работать в группах, принимать решения, брать ответственность на себя, развивать творческие способности. Так как обучающиеся выпускники должны иметь не только хорошие знания, но и уметь применять эти знания на практике.
Для образования возникла новая проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения в процессе обучения не только системой знаний, умений и навыков по математике, но и универсальными учебными действиями по их приобретению и применению.
Целью работы является изучение и применение кейс-метода на уроках математики. Поэтому были поставлены следующие задачи: изучить теоретический материал по данному вопросу, рассмотреть опыт других преподавателей в применении этого метода и апробировать на своих занятиях.
Понятие универсальные учебные действия (УУД) — это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. По мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися её целевой направленности и ценностно-смысловых характеристик»
Вообще, утверждать, что эта новая проблема ,нельзя, т.к. этот вопрос поднимался ещё Яном Амосом Коменским, Рудольфом Штайнером, Львом Семёновичем Выгодским и другими выдающимися деятелями в области психологии, философии, педагогики и т.д. Речь о преобразованиях в системе получения знаний и развития умений и навыков шла уже давно.
Термин «инновация», касаемо образования, подразумевает обновление образовательной системы и внедрение новых технологий. И, конечно же, всё, что разрабатывает человек для этого, нацелено, главным образом, на повышение эффективности и результативности обучения.
Среди инновационных методов уделим особое внимание кейс - технологии в обучении. Применение кейс-технологии позволит сформировать у обучающихся высокую мотивацию к учебе; развить такие личностные качества, значимые для будущей профессиональной деятельности, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства.
Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче обучающимся.
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач. Результаты выполненных кейсов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение; если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на занятие, в реальной жизни). Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Кейс-технология опирается на совокупность следующих дидактических принципов:
Индивидуальный подход к каждому обучающемуся, учет особенностей познавательных стилей и потребностей. В процессе обсуждения и размышления каждый будет использовать собственные возможности, дополнять и развивать суждение.
Вариативность. Данный метод предполагает возможность опоры на разнообразный материал и способы его обработки, что обеспечивает свободу в обучении и возможность выбора.
Прагматизм в обучении. При работе с кейсами восприятие обучающегося направлено в первую очередь на поиск информации, которая позволит решить проблему, ответить на вопросы.
Активность обучения обеспечивается непосредственным вовлечением обучающихся в решение «реальных» проблем.
Самоменеджмент, то есть умение работать с информацией.
Использование данной технологии в образовательном процессе предусматривает следующие цели и задачи:
1.Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
2. Формирование умений видеть проблему и наметить пути ее решения.
3.Развитие интереса к процессу познания на уроках.
Можно выделить следующие типы кейсов:
Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»
Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.
Организация работы учащихся на основе кейс-технологии.
Для проведения анализа конкретной ситуации работа с материалами кейса зависит от их объема, сложности и степени осведомленности обучаемых с данной информацией. Возможны следующие альтернативные варианты:
- Обучаемые изучают материалы кейса заранее, также знакомятся с рекомендованной преподавателем литературой, часть заданий по работе с кейсом выполняются дома индивидуально каждым.
-Обучаемые знакомятся заранее только с материалами кейса, часть заданий по работе с кейсом выполняется дома индивидуально каждым.
- Обучаемые получают кейс на уроке и работают с ним. Данный вариант подходит для небольших по объему кейсов, иллюстрирующих какие-либо теории, учебное содержание, и могут быть использованы в начале занятия с целью активизации мышления обучаемых, повышения их мотивации к изучаемой тематике.
Этапы:
-Подготовительный этап – преподаватель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.
-Ознакомительный этап – происходит вовлечение учащихся в живое обсуждение реальной ситуации, которое может быть как индивидуальным, так и групповым.
-Аналитический этап – это процесс выработки решения, составляющий сущность метода, имеет временные ограничения, за соблюдением которых следит учитель. На данном этапе, после принятия решений, во время общей дискуссии можно рекомендовать обсудить вопросы: почему ситуация выглядит так, кто принимал решения, какие варианты решения имели место, что надо было сделать?
-Итоговый этап – результативность данного метода увеличивается благодаря заключительной демонстрации результатов аналитической работы разными группами, когда обучающиеся могут узнать и сравнить несколько вариантов оптимальных решений одной проблемы.
Результатами использования кейс-метода являются УУД: Усвоение новой информации; освоение метода сбора данных; освоение метода анализа; умение работать с текстом; соотнесение теоретических и практических знаний; повышение уровня коммуникативных навыков; появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем.
И в качестве примера привожу перечень кейсов, разработанных по темам:
1. Практические кейсы: «Функции, их свойства и графики», «Решение прикладных задач с помощью интеграла», «Решение прикладных задач с помощью производной», «Последовательности»
2. Обучающие кейсы: «Основы тригонометрии», «Приближенное значение величины и погрешности приближений»
3. Исследовательские кейсы: «Многогранники», «Тела и поверхности вращения», «Элементы комбинаторики»
В заключение хочу отметить такой положительный момент, что при работе с данной технологией обучающиеся проявляют большой интерес, развивают творческие способности, так как во время работы с кейсом используются реальные задания или задания, приближенные к их специальности, и идет формирование проблемы и пути её решения на основании кейса.

Список использованной литературы
1. Балин А.В. «Использование инновационных методов в образовании» / А.В. Балин // Молодой ученый. Ежемесячный научный журнал – 2014.- №2 (61). - С.22-23
2. Иванова Е.В. Инновационные педагогические технологии. Модульное пособие для преподавателей профессиональной школы /Под ред. Е.В.Иванова, Л.И.Косовой, Т.Ю.Аветовой –СПб.: ООО «Полиграф-С», 2004. – 160 с.


Категория: Разное | Добавил: saida1981
Просмотров: 997 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог