Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Математика » Уроки, конспекты


Урок по теме «Решение задач» в 5-ом классе (учебник Никольского С.М.)

СКАЧАТЬ (1.38 Mb) 23.12.2013, 18:47
Мяздрикова Галина Михайловна
учитель математики, ГБОУ СОШ№1035, Москва


Урок по теме «Решение задач» в 5-ом классе (учебник Никольского С.М.)

Мяздрикова Г.М., учитель математики ГБОУ СОШ№1035, Москва.
Данный урок является итоговым уроком первого полугодия.
Учащиеся решали различные задачи, которые у некоторых вызывали сложности. Одни не могли внимательно прочитать задачу и понять её условие. Другие – решали задачи «методом тыка», не думая над тем, о чём идёт речь и какие законы связывают задействованные в задачах величины. Третьи ошибались в расчётах, в переходе от одних единиц измерения к другим. Четвёртые – при записи ответа (писали в ответе не то, что спрашивалось в задаче).
Учитывая вышесказанное, на данном уроке учащимся предлагается подумать о том, какие задачи решались и как их решали. По результатам исследования составляется таблица рекомендаций решающему задачу.
Это и является целью данного урока.

Оборудование: метр портновский, мешок Деда Мороза, тесьма, ножницы,
презентация по теме урока «Решение задач».

Ход урока.
А. Когда человек изучает математику (и не только математику), ему приходится решать задачи. Разные задачи. Много задач. Не всегда это получается сразу.
Сегодня попробуем ответить на вопрос: «Что можно сделать для того, чтобы задача решалась эффективнее (быстрее, рациональнее, правильно)?»
– Рассмотрим некоторые из задач, с которыми мы встречались с вами во время уроков математики.
1. Найти периметр прямоугольника, квадрата. Найти площадь прямоугольника, квадрата.
Известно, что сторона прямоугольника 10см и 15см, сторона квадрата 30см.


А теперь обратимся к ситуациям, с которыми мы сталкиваемся или можем столкнуться в жизни.
Ситуация 1.
Скоро Новый год. Сшили мешок, в котором Дед Мороз принесёт подарки детям. Красный мешок. Решили сделать его нарядным, украсив каймой. Пошли в магазин за каймой.
(из учащихся выбираются продавец и покупатель)
Вопрос: «Чтобы купить каймы столько, сколько нужно, что делать будем?»
Ответ: «Надо измерить стороны прямоугольника (мешка прямоугольной формы)».
Измеряем. Получили 40см и 60 см.
Теперь посчитаем, сколько каймы надо купить.
40+60+40+60=200 (см)= 2(м)
Идём в магазин:
-Отмерьте, пожалуйста, 2м каймы.
Отмеряем. Отрезаем. Проверяем, достаточно ли этой каймы для обшивки мешка.
Вопрос: «Какую математическую задачу мы решали?»
Ответ: «Найти периметр прямоугольника со сторонами 40 и 60см.»
Ситуация 2.
Делаем панно из квадратных плиточек со стороной 10 см. По ширине можно уложить 9 плиточек, по длине – 10. Сколько надо заплатить за покупку, если 1 квадратный метр плитки стоит 600 рублей?
(Картинку показываем).
Идём в магазин. Смотрим ценник.
Сколько нам надо заплатить за покупку?
1. Узнаем, сколько плиточек идёт на панно?
10Х9=90(плиток)
2. Какова площадь одной плитки?
10Х10=100(квадратных сантиметров)
3. 1 квадратный метр = 100Х100квадратных сантиметров = 10000квадратных сантиметров.
4. В 1 квадратном метре 10000:100=100(плиток)
5. Нам надо 90 плиток.
100 плиток стоят 600 рублей,
1 плитка – 600:100= 6 (рублей),
90 плиток – 90Х6 = 540( рублей).
Решение задачи обсуждается с учащимися, которые предлагают данное решение.
Вопрос: «Какую математическую задачу мы решили?»
Ответ: «Найти площадь прямоугольника со сторонами 100см и 90 см».
Получили 9000квадратных сантиметров, что составляет 90 квадратных дециметров.
В. На предыдущих уроках решались задачи на движение.
Приведите пример такой задачи.
Учащиеся предлагают тривиальные задачи на движение по реке или по дороге.
Учитель предлагает решить иную задачу на движение.
Дерево акации полили водой, и через 5 часов после полива вода поднялась на высоту 7м 70см. Вычислить скорость продвижения воды в стволе акации.
Решение.
S = 7м70см = 770см (путь, пройденный водой)
t = 5ч
V = 770:5 = 154(см/ч)
С. Теперь решим задачу на движение по реке.
Против течения реки лодка шла 7 часов со скоростью 10 км/ч. За сколько часов лодка прошла обратный путь, если её скорость по течению составила 14 км/ ч?

Решение.
1. Путь, пройденный против течения
10Х7 = 70 (км).
2. За сколько часов пройден обратный путь?
70:14 = 5 (ч)
Ответ. 5ч.

Ответим на вопрос: «Как найти скорость течения?»
(14 – 10) : 2 = 2(км/ч).
«Какова собственная скорость лодки?»
10 + 2 = 12(км/ч)
Или
14 – 2 = 12 (км/ч).


Постепенно заполняем таблицу.
Д. Решим задачу на движение по дороге.

Из одного пункта одновременно в противоположном направлении выехали две автомашины. Одна из них ехала со скоростью 50 км/ч, а вторая 60 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?


Решение задачи обсуждается с учащимися.

1. Найдём скорость удаления (или: какое расстояние будет между машинами через 1 час?)
60 + 50 = 110 (км/ч)
2. Через 4 часа между машинами будет
110Х4 = 440 (км).
Ответ. 440 км.

Итак, вы уже знаете принцип решения таких задач.
Е. Но есть задачи «не стандартные».
Вспомним домашнюю задачу №583.
Как разрезать торт тремя прямыми так, чтобы получилось 7 частей и на каждой из них была бы розочка?
Вопрос: «Кто решил задачу?»
Решение показываем на доске.

Решим задачу №585.
Улитка за день поднимается на 4 метра, а за ночь опускается на 2 метра. За сколько дней она поднимется на вершину столба высотой 8 метров?
Учащиеся предлагают варианты решения. Объясняется верное решение
( показывается схема движения улитки), получаем ответ – 3 дня (именно дня!)

Ж. – Итак, на уроке мы с вами решали задачи. Почему вы не смогли сразу решить задачу на движение по реке?
– Потому что условие задачи прочитали не внимательно.
Анализируем процесс решения задач.
Составляем рекомендации по их решению.
1. Задача
2. Сделать рисунок, кратко записать условие задачи
3. Анализ задачи
4. Поиск способа решения
5. План решения
6. Осуществление плана решения
7. Проверка
8. Ответ.


Использованы материалы следующих учебных пособий:
учебник «Математика 5 класс», С.Н. Никольский, Москва, «Просвещение», 2012;
«Как научится решать задачи», Л. М. Фридман, Е. М. Турецкий, Москва, «Просвещение»,1989;
«Система обучения математике в 5 – 6 классах», В. К. Совайленко, Москва, «Просвещение»,1991


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: myazdrikova
Просмотров: 8023 | Загрузок: 778 | Рейтинг: 1.0/1

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог