Урок геометрии с применением активных методов обучения «Треугольник» 5 класс
(1.79 Mb)
| 30.12.2013, 19:07 |
Морина Светлана Алексеевна |
учитель, МБОУ СОШ № 5 города-курорта Железноводска |
Цель урока: создание условий для формирования понятия треугольник, видов треугольника, свойства углов треугольника. Задачи: образовательные: - познакомить учащихся с разными видами треугольников; - формирование навыка различать треугольники по характерным признакам; - закрепить знаний о геометрических фигурах; развивающие: - развитие внимательности, быстроты мысли; - развитие умения делать выводы и культуры речи; - развитие и укрепление интереса к математике; воспитательные: - воспитание усидчивости, целеустремленности, самостоятельности; - воспитание у учащихся аккуратности при оформлении; - воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний. Оборудование: компьютер, проектор, наборы треугольников из цветной бумаги, транспортиры, линейки, карандаши, учебник «Наглядная геометрии» Ф.И. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Ход урока: 1. Орг.момент. 2. Погружение в тему. Учитель: Я хочу рассказать вам одну математическую сказку, которую придумала одна моя ученица. (слайд 2). В геометрическом царстве, планиметрическом государстве, на пересечении двух перпендикулярных дорог расположился город Многоугольник. В городе этом проживали самые различные многоугольники: квадраты и трапеции, параллелограммы и прямоугольники, ромбы и n-угольники с разным количеством сторон, углов и вершин. Но самым простым был Треугольник: у него всего три угла, три стороны и три вершины, меньше не бывает. И поэтому он всегда грустил, редко выходил на улицу. Жители города часто над ним подсмеивались. Однажды в город Многоугольник приехала прекрасная Медиана. Эта новость облетела мгновенно весь город, все спешили на главную городскую площадь Планиметрия, чтобы посмотреть на гостью и запечатлеть ей своё почтение. Ох, как же Треугольнику хотелось её увидеть! Но она такая важная и красивая, наверняка будет смеяться над этим «простаком». И все же треугольник рискнул. Он пробрался по безлюдным улицам к площади и стал тайком наблюдать за происходящим. Но тут прекрасная Медиана заметила Треугольника, она очень обрадовалась и подозвала его к себе. Затем она рассказала всем жителям о том, что треугольник, хоть и является самым простым многоугольником, но обладает таким большим количеством свойств, каким не обладает ни одна геометрическая фигура. С этого времени жизнь Треугольника сильно изменилась, его стали все уважать, а Медиана вышла за него замуж. И они стали жить счастливо, дополняя друг друга. - Вот такая сказка. А вы догадались, о какой геометрической фигуре сегодня на уроке пойдет речь? (ответы детей) - А что вы уже знаете о треугольнике? (ответы детей, попросить начертить на доске треугольник, обозначить его, назвать и показать элементы треугольника, вспомнить понятие периметра). - Сегодня на уроке, мы узнаем, какие виды треугольников бывают, познакомимся с очень важным свойством и научимся применять знания на практике. Итак, откройте тетради, запишите число и тему урока: «Треугольник».(слайд 3). 3. Интерактивная лекция. Проработка содержания темы. - Давайте, поработаем с учебником. Откройте страницу 39, первая геометрическая птичка Квадратик. (Работа с учебником, ученики читают текст, отвечают на вопросы учителя) - По какому признаки разделили треугольники? (по числу равных сторон) - Какие виды треугольников бывают? (равнобедренный, равносторонний, разносторонний) - Какой треугольник называется равнобедренным? - Какой треугольник называется равносторонним? - Какой треугольник называется разносторонним? - После прочтения этого фрагмента текста, я оформила конспект в виде таблицы. Посмотрите на слайд (слайд 4), и оформите данную таблицу у себя в тетради (работа в тетради). - Табличный способ представления информации один из самых распространенных, так как работать с табличной информацией более удобно, чем просто с текстом. Вам не раз придется заполнять таблицы, обучаясь в старших классах. Давайте потренируемся в этом деле. Оказывается, что существуют ещё другие виды треугольника, которые делятся по видам углов в треугольнике. Прочтите фрагмент текста на странице 39, вторая Геометрическая птичка Квадратик, начертите в тетради таблицу и заполните её, аналогично первой таблице. (Ученики работают с текстом и заполняют в тетради таблицы, один ученик работает за компьютером, с которого демонстрируется презентация, при этом проектор выключается. Ученик заполняет таблицу (слайд 5), с целью дальнейшей проверки. После выполнения работы включается проектор и ученики проверяют правильность выполнения задания. Если ученик, работающий за компьютером, допустил ошибку следующего плана: отметил не 1 угол прямой, а углы прямые, учитель спрашивает как записали остальные при этом на слайде ничего не исправляет, а предлагает ученикам вернуться к таблице немного позже.) - На партах у вас находится конверт, возьмите его. В конверте вы видите треугольники разных цветов. Покажите мне прямоугольный треугольник, остроугольный треугольник, тупоугольный. (Треугольников в конверте много, но они трех цветов. Например, все остроугольные треугольники красные, тупоугольные – синие, прямоугольные – зелёные. Дети выбирают один треугольник, поднимают его, учитель сразу видит, кто с заданием справился, а кто нет. Если ученик показал не тот треугольник, учитель вызывает его к доске, показывает по очереди все углы и просит ученика определить вид угла и сделать вывод.) 4. Динамическая пауза. 5. Интерактивная лекция. Проработка содержания темы. - А сейчас я предлагаю вам выполнить творческий эксперимент. Представьте себе, что мы находимся в научной лаборатории, и нам предстоит сделать научное открытие. (слайд 6). Задание ученики 1 ряда – начертите в тетради остроугольный треугольник, 2 ряда – прямоугольный, 3 ряда – тупоугольный. Измерьте все углы с помощью транспортира, найдите сумму углов треугольника. (Ученики выполняют практическую работу) - Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Ученики называют сумму, учитель записывает на доске) - Что вы можете сказать о полученных результатах? (Ученики отмечают, что получились близкие значения, следует отметить, что измерения неточные, измерять точно невозможно) - Вы начертили треугольники разного вида, разных размеров, но у всех вас получилось число близкое к 180. Это не случайно. Учитывая погрешности при измерении, можно сделать вывод, что сумма углов треугольника равно 1800. (слайд 7). Это научный факт, для нас это сегодняшнее открытие. В 7 классе на уроках геометрии мы докажем это важное свойство углов треугольника. ( Следует вернуться к таблице слайд 5), которую ученики заполняли. Если на данном этапе были ошибки, их следует исправить, дети уже самостоятельно смогут объяснить, что важно записывать 1 тупой или прямой угол, так как больше быть не может. Если ошибок не было, то всё равно следует вернуться к таблице и попросить детей объяснить, почему они так записали.) - Давайте, посмотрим, как свойство можно применять при решении задач? (Задачи на слайде 8, ученики устно решают задачи) - А теперь попробуйте сами придумать задачи по данной теме (ученики составляют задачи и записывают в тетрадь, затем разбираются у доски наиболее интересные задачи). 6. Домашнее задание. Слайд 10. 7. Рефлексия. - Давайте подведем итог нашего занятия. - Что нового вы узнали сегодня? - Что было для вас интересно на уроке? (выставление оценок за урок). - Как вы считаете, могут ли вам в дальнейшем пригодиться знания по данной теме? (дети отвечают, что знания могут пригодиться в жизни и приводят примеры). - Я согласна, что знания по теме: «Треугольник», несомненно, вам пригодятся в будущем. А я хочу вам математический «фокус». Вы любите фокусы? (демонстрация флексагона, демонстрируется шестиугольник разного цвета с двух сторон, но при «выворачивании» одна сторона «меняет» цвет). Эта фигура называется «флексагон». А хотелось бы вам продемонстрировать чудеса флексагона вашим друзьям и близким? Давайте посмотрим, из чего он «состоит». (учитель делает разрез, разворачивает) Из каких фигур состоит флексагон? (из треугольников). А вот как его правильно сделать, мы разберем с вами на следующем занятии. Всего доброго. Спасибо за урок. Примечание. При использовании презентации гиперссылка на слайде 5 первый раз не используется. Со слайда 7 переход на слайд 5, а затем по гиперссылке на слайд 8.
|
Категория: Уроки, конспекты | Добавил: morina
|
Просмотров: 3726 | Загрузок: 405
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|