Методическая разработка урока математике в 5 классе по УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной (автор разработки: учитель математики МБОУ СОШ № 89 г. Краснодар, Е.Ф. Шупилова)
Тема: «Неравенство треугольника» Цель урока: • деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия. • образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД: • Личностные действия: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; познавательный интерес к математике; • Регулятивные действия: умение самостоятельно ставить цели учебной деятельности • Познавательные действия: умение работать с различными источниками информации • Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Оборудование урока: ПК, проектор, принтер, электронная система голосования, УМК Г.К. Муравина, О.В. Муравиной Программное обеспечение: Mimio Studio Vote, Mimio Studio View
Тип урока: Урок «открытия» нового знания Схема урока: 1. Организационный момент (1-2 минуты) 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. (3-4 минуты) 3. Целеполагание и мотивация (3-4 минуты) 4. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения) (8-9 минут) 5. Первичное закрепление. Включение нового знания в систему знаний (8-9 минут) 6. Организация первичного контроля. Тестирование с помощью электронной системы голосования. Самоанализ и самоконтроль.(4-5 минут) 7. Подведение итогов урока.(2-3 минуты) 8. Информация о домашнем задании (1-2 минуты) 9. Рефлексия деятельности (1-2 минуты)
Технологическая карта урока математики в 5 классе по учебнику Г.К. Муравина
Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД 1.Организационный момент Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Чем мы занимались на прошлом уроке?
Зачем нам надо учиться распознавать фигуры и их элементы?
Сегодня мы продолжим изучать геометрические фигуры, и основное внимание уделим треугольнику Включаются в деловой ритм урока.
Рассматривали фигуры, называли вершины и стороны многоугольников, определяли углы.
Все, что окружает нас, имеет ту или иную форму, которую нужно правильно называть Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Актуализация опорных знаний и способов действий. 1. Какие фигуры изображены на доске? (снимок рисунка и вывод его через проектор) Как вы думаете, почему данные треугольники так называются? Обоснуйте свой ответ.
2. Можно ли определить вид треугольника, зная, что у него есть: А) тупой угол; Б) прямой угол В) острый угол? 3. Если вид треугольника определить нельзя, укажите, что ещё нужно знать о нем. Запись на доске Треугольники
Обосновывают свой ответ (три острых угла, один прямой угол, один тупой угол) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков. 3.Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. 4. Проведение исследования: Постройте произвольный треугольник. Измерьте длины его сторон. Сравните длину каждой из его сторон с суммой длин двух других. Сделайте вывод (работа в парах) Проблема: Существует ли треугольник с длинами сторон: А)10 см, 10 см, 10 см? Б) 10 см, 14 см, 25 см? Что вы заметили? Если треугольник существует, дайте ему название Цель урока -Какова цель нашего урока? Строят треугольник и измеряют длины его сторон; сравнивают. Делают вывод: каждая сторона оказывается меньше суммы двух других
Цель урока: мы будем учиться определять: существует ли треугольник с заданными сторонами. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. 4. «Открытие» нового знания Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: неравенство треугольника Проблема: Как рациональнее проверить, существует ли треугольник с заданными длинами сторон? Какой вывод можно сделать, если окажется, что каждая сторона меньше суммы двух других? Какой вывод можно сделать, если окажется, что хотя бы одна сторона больше суммы двух других?
Такие выводы математики объединили в одно правило и назвали «Неравенством треугольника» Так называется и тема нашего урока (запишем её в тетрадь) Делают заключение: Сравнить каждую сторону с суммой длин двух других
Делают заключение: Такой треугольник существует.
Делают заключение: Такого треугольника не существует.
Записывают тему в тетрадь Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. 5.Первичное закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. Стр 43 учебника Прочитайте правило, выделенное рамочкой, постарайтесь произнести его вслух (работа в парах)
Работа в тетрадях на печатной основе № 34, 36 Учатся произносить правило
Строят треугольник с заданными длинами сторон. Проверяют неравенство треугольника Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. 6. Организация первичного контроля Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. Тестирование с помощью электронной системы голосования
Самопроверка после каждого выполненного задания. Выбор правильного ответа среди предложенных вариантов.
Самопроверка. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение 7. Подведение итогов урока. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых (распечатка результатов тестирования, вывод результатов на экран через проектор, анализ) Заключительная беседа: С каким новым понятием вы познакомились сегодня на уроке? Кто желает сформулировать неравенство треугольника?
Сообщить оценки учащимся Ответ: неравенство треугольника
Формулируют правило Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль 8. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. №128 (б.в) № 134 (игра Танграм –сложить из фигур треугольники больших размеров и составить человечков) 9. Рефлексия Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Используя систему электронного голосования, нажмите кнопку «ДА», если вы считаете, что поняли тему урока, Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то нажмите кнопку «НЕТ». (на экране отображается смайлик, соответствующий проценту выбора учениками ответа на вопрос) Определяются с выбором Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.
|