Сегодня: 27.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Математика » Уроки, конспекты


Конспект урока математики с презентацией "Задачи на движение" 5 класс

СКАЧАТЬ (1.21 Mb) 26.01.2014, 11:39
Мяздрикова Галина Михайловна
учитель математики, ГБОУ СОШ№1035
Задачи на движение.
Урок в 5-ом классе.



Цели:
1. Рассмотреть общее и различное при решении задач на движение различных видов транспорта.
2. Обратить внимание учащихся на безопасность движения и влияние на экологию транспортных средств.

Введение.
Пешеход, выйдя на дорогу, становится участником дорожного движения.
Участники дорожного движения:
пешеход,
водитель,
пассажир.
Хорошо, когда есть подземные переходы, светофоры, что делает менее опасным переход дорог.
Но!
Не везде они есть.
Есть такое понятие, как тормозной путь автомобиля. Это тот путь, который проходит транспортное средство от начала торможения до его полной остановки.
Дорога – это место повышенной опасности.

Обратим внимание на то, что тормозной путь
а) легкового автомобиля – 24 м,
б) грузовика – 33м,
в) автобуса – 47м.

Ответим устно на вопросы задач.

Задача №1.
На сколько метров тормозной путь автобуса больше, чем тормозной путь автомобиля?
47 – 24 = 23 (м)
Задача №2.
На сколько метров тормозной путь грузовика меньше, чем тормозной путь автобуса?
47 – 33 = 14 (м)
Вопрос:
От чего зависит тормозной путь транспортного средства при одинаковой скорости?
Ответ:
1. От веса машины.
2. От погодных условий.

Автомобиль движется со скоростью 60км/ч. Тормозной путь его
а) в сухую погоду – 24м,
б) во время дождя – 35м,
в) в снегопад – 70м.

Задача №3.
Во сколько раз тормозной путь автомобиля в снегопад больше, чем в дождливую погоду?
70:35 = 2 (раза)
Решим задачу письменно.
Задача №4.
По сухому асфальту едет автомобиль «Жигули» со скоростью 60 км/ч. В 20 метрах от него дорогу перебегает пешеход. Опасно ли это?

Сколько времени надо пешеходу, чтобы перейти дорогу?
(1минута; может быть, 30 секунд.)
Какое расстояние продет автомобиль за 1 минуту?
За 1 час проезжает 60км,
60км = 60 000м,
1 час = 60 мин.
За 60 мин. проезжает 60 000м,
За 1 мин. проезжает 60 000м : 60 = 1 000м.
Даже, если 500м, то не успеет перейти дорогу пешеход, так как расстояние до машины только 20 метров.

Иначе.

Тормозной путь автомобиля (из таблицы видно) равен 24 м.
Пешеход находится в 20 метрах от машины.

Вывод: переходить дорогу в этой ситуации опасно.

Рассмотрим зависимость тормозного пути от скорости автомобиля.

Скорость (км/ч) Тормозной путь (в метрах)
30 6
60 24
120 96

Вывод:
чем больше скорость автомобиля, тем больше его тормозной путь.

Известно, что, используя топливо для движения, автомобили загрязняют атмосферу.

А) Один автомобиль в среднем рассеивает в воздухе около 10кг резины.
Б) Расходует 4350кг кислорода.
В) Выбрасывает 3250кг углекислого газа.
А, если этих автомобилей 600 000 000?
А) резины рассеют – 600 000 000 Х10 = 6 000 000 000 (кг), т.е. 6 000 000(т)
Б) кислорода израсходуют – 600 000 000 Х 4350 = 2 610 000 000 000(кг),
т.е. 2 610 000 000(т)
В) выбросят углекислого газа – 600 000 000 Х 3250 = 1 950 000 000 000 (кг),
Т.е. 1 950 000 000(т)
Что можно сделать для того, чтобы меньше вредить окружающей среде?
(Ответ:
пользоваться электромобилями,
меньше использовать автомобили)
В некоторых случаях очень удобен велосипед.
Задача №5.
Велосипедист прибудет на станцию вовремя, если расстояние до станции, равное 36 км, он проедет за 4 часа.
Найти скорость велосипедиста.
(36 : 4 = 9 (км/ч))
С какой скоростью надо ехать велосипедисту, чтобы приехать на станцию на 1 час раньше?
(Тогда время в пути будет равно 3 часа;
А скорость 36 : 3 = 12(км/ч))

Зимой мы часто катаемся на лыжах.
Задача №6.
Расстояние 90 км лыжник прошёл за 9 часов, а обратно на тот же путь он затратил 10 часов. С какой скоростью шёл лыжник туда? Обратно?
(Скорость лыжника по пути туда
90 : 9 = 10 (км/ч)
Скорость лыжника на обратном пути
90 :10 = 9 (км/ч))
С чем может быть связана разница в скоростях?
( С усталостью, с рельефом местности, с изменением погоды)

Очень интересный вид транспорта – почтовый голубь.
Когда используют голубей, как некое транспортное средство?
(во время военных действий, в научных экспедициях, спортивных соревнованиях) Прежде использовались голуби более активно.

Задача №7.
Почтовый голубь может доставить донесение на расстояние 144 км. Скорость голубя 48 км/ч. Через какое время может быть доставлено донесение?
(144 :48 = 3 (ч))
Здесь можно послушать заранее подготовленные сообщения о работе голубиной почты.
Голубю может помешать и плохая погода, и различные непредвиденные обстоятельства.
Задача №8.
Самолёт летел 5 часов против ветра и 3 часа при попутном ветре.
Какое расстояние пролетел самолёт, если его скорость 700км/ч, а скорость ветра 30 км/ч?
Вид транспорта V(км/ч) t (ч) S (км)
Самолёт 700
Ветер 30
По ветру 730 3 2190
Против ветра 670 5 3350

Всего самолёт пролетел
730 Х 3 + 670 Х 5 = 2190 + 3350 = 5540 (км)
На какую задачу похожа эта задача?
(на движение по реке: течение реки либо помогает движению, либо мешает ему)
Задача №9.
За 5 часов катер проходит по течению реки на 20 км больше, чем против течения за это же время. Найдите скорость течения.
Транспортное средство V (км/ч) t (ч) S (км)
Катер
Течение
По течению 5 S + 20
Против течения 5 S

Удвоенная скорость течения
20 : 5 = 4 (км/ч)
Скорость течения
4 : 2 = 2 (км/ч)

Итог урока.
Итак, решая задачи на движение, какую формулу используем?
(S = V Х t)
От чего зависит решение предложенной задачи на движение?
( От вида транспортного средства)
Когда мы выходим на дорогу, мы тоже решаем задачи, связанные с безопасностью движения. Главное, чтобы эти задачи были решены верно.
Часто от правильности решения этих задач зависит жизнь человека.

Данный урок может быть проведён во время школьной «недели математики». Он позволяет продемонстрировать связь математического материала с проблемами, возникающими в повседневности школьника и окружающих его людей.
Использованы:

1. В.К. Совайленко. Система обучения математике в 5 – 6 классах»,, «Просвещение», 1991
2. Р.П. Бабина. Занимательная дорожная азбука: Дорожная математика ,, «Просвещение», 1995
3. Р.П. Бабина. Азбука пешехода,, «Мнемозина», 2006
4. Человек и машины: пер. с англ. – Мир, 1986.


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: myazdrikova
Просмотров: 6917 | Загрузок: 964 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог