Сегодня: 22.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Музыка » Уроки, конспекты


Конспект урока "Искусство и культура стран Дальнего Востока" 5 класс

СКАЧАТЬ (3.36 Mb) 23.03.2015, 17:34
Кузнецова Марина Геннадьевна
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, КГКП "Школа искусств №2" г.Караганды
Тема урока – Культура и искусство стран Дальнего Востока
Тип урока – Ознакомление с новым материалом
Цели урока:
Образовательная – ознакомить учащихся с культурой и искусством стран Дальнего Востока
Обучающая – научить разбираться в особенностях искусства и философии Востока
Воспитывающая – воспитывать чувство уважения к традициям народов других стран, навыки коллективного сотрудничества на уроке
Оборудование – ИД, компьютер, контроллеры

Ход урока
[слайд 1,2]

Дальний Восток, Ближний Восток – у вас, наверное, родился вопрос: почему возникли такие названия? От чего одни восточные страны находятся дальше, а к чему – ближе? Ответ достаточно простой, если принять во внимание тот факт, что европейские историки считали Европу центром всех мировых событий. Действительно, Иран, Ирак, Саудовская Аравия гораздо ближе к Европе, нежели Китай, Корея и Япония. Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на географическую карту.[слайд 3]

Итак, странами Дальнего Востока являются Китай, Корея и Япония. Вы видите, насколько отличаются эти страны по размерам: огромный Китай (или, как его называли сами жители – Поднебесная) и намного меньшие по площади Япония и Корея. Но, вместе с тем, в культуре и искусстве народов, их населяющих, есть много общих черт. О каких-то из них вы уже знаете и, поэтому, расскажете сами в нашей беседе, а о чём-то новом услышите от меня. [слайд 4] Мы, по традиции, будем наполнять нашу шкатулку не золотыми монетами, а сокровищами новых знаний.

[слайд 5]Народы Дальнего Востока с особым чувством относятся к природе, обожествляют её. Достаточно часто в их философских трудах и верованиях встречается число «пять». Пять природных стихий выделяют они – это Металл, Вода, Дерево, Огонь и Земля.

Вспомните музыку ближневосточных стран: её своеобразное звучание связано с непривычным для нас музыкальным ладом, в котором расстояние между ближайшими звуками равно не полутону, а четверти тона. Поэтому и звуков в гамме в 2 раза больше. Прослушайте гамму, которую я исполню, и посчитайте, сколько в ней ступеней (ответ – пять) [слайд 6] По латыни пять – «пента», поэтому такой пятиступенный лад называется пентатоника. Музыка, написанная в таком ладу, имеет особенную окраску звучания. Послушайте фрагмент старинной китайской народной мелодии [слайд 7]

Понятно, что у каждого народа - свои музыкальные инструменты, обладающие уникальным тембром. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из них[слайд 8] . Кхен и сяо – духовые, сделанные из тростника или бамбука.

[слайд 9] 2-струнная скрипка ху-цинь, лютня пипа и цисяньцин, похожий на русские гусли или казахский жетыген – струнные.

[слайд 10] Барабан, колокола (кстати, впервые появившиеся именно в Китае) и колокольчики – ударные.
Но мы будем говорить не только о музыке, а и о других вещах, которые связаны в нашем сознании с Дальним Востоком и стали своеобразными символами этих стран. Глядя на слайды, вы будете называть их и по возможности рассказывать всё, что знаете об этом.

[слайд 11] Фарфор, точнее, посуда из фарфора стала одним из источников богатства Китая. Её везли по Великому Шёлковому пути во все сраны мира и никому не разглашали секрет её изготовления. В Европе фарфор стали изготавливать спустя несколько столетий. Рядом с чайной парой – изображение традиционного китайского напитка – чая, с которым связана знаменитая чайная церемония.

[слайд 12] Эти пушистые маленькие комочки - коконы тутового шелкопряда, маленького, невзрачного червячка, который вырабатывал тончайшую шелковую нить. [слайд 13] Из окрашенных нитей ткали знаменитый китайский шёлк – красивый, лёгкий и прочный. Благодаря природным красителям ткани не линяли и надолго сохраняли яркость и свежесть цвета.

[слайд 14] Фейерверк – одно из самых сильных впечатлений, которое оставил после себя Новый год. Но взрыва не будет без пороха, ещё одного китайского изобретения. Вообще-то, придворные химики искали для императора рецепт эликсира бессмертия, смешав для этого селитру, древесный уголь и серу. Так вышло, что полученный порошок, случайно попав в огонь, начал гореть медленно, но долго и ярко – это и был порох. В военных целях его стали использовать позже, а поначалу, на праздниках в честь императора, специально обученные монахи, которые, по сути, стали первыми пиротехниками, бросали в костёр стебли бамбука, наполненные порохом, со словами: « Пусть ночь превратится в день!»

[слайд 15] Вы, конечно, можете сказать, как называется этот знак – иероглиф. [слайд 16] Иероглиф – это не звук, не буква и даже не слово. Иероглиф обозначает целое понятие. Самый простой иероглиф состоит из двух линий, а самый сложный – из пятидесяти двух. Всего придумано около 80.000 иероглифов, поэтому даже самые образованные китайцы читают книги со словарём. Кстати, направление письма в разных культурах тоже различное: европейцы пишут справа – налево, арабы – слева – направо, а китайцы – сверху – вниз.

[слайд 17] Посмотрите на расшифровку и вдумайтесь, насколько многогранно понятие «любовь»!

[слайд 18] Как говорилось раньше, на Востоке объектом поклонения является природа. Наверное, поэтому так часто здесь можно встретить изображение картин природы – они называются пейзажами. Один из традиционных китайских пейзажей носит условное название «горы-воды». И совсем необязательно, чтобы такой пейзаж существовал в реальной действительности. Для китайского художника пейзаж – это способ сказать зрителю, что мир состоит из мужского и женского начал: инь и ян , которые изображены в виде специального знака. Вы понимаете, что горы на картине – символ мужского начала, а вода – женского.
[слайд 19] Чтобы стать счастливым – надо жить в согласии с природой, стараться воспитать в себе хорошее и отказаться от плохого. Заполните, пожалуйста, таблицу, перетащив указателем мыши слова в нужную колонку.

[слайд 20] Воспитание правильных ценностей заложено в красивом весеннем обряде – Ханами – Празднике любования сакурой. Что такое сакура? (японская вишня). Вы видите, что в этот день множество людей приходят в городские скверы и сады и наслаждаются видом и ароматом цветущих деревьев, и даже маленькие дети не рвут цветы, а только нюхают и слегка касаются их.

[слайд 21] Воспитанию внутреннего спокойствия и душевной гармонии очень способствует медитация, которую лучше всего проводить в саду камней. Для этого нужна небольшая площадка ≈25м2, мелкий белый гравий, 15 камней. Но самое главное – это то, как вы их расположите. Только специалист сможет сделать это – ведь камни надо распределить таким образом, чтобы человек, глядя на них, видел лишь 14-ть, а 15-ый обязательно должен оставаться скрытым. Ведь сад камней – это символ того, что человеку не дано знать всё, что-то всегда будет для него непознанным.

[слайд 22] Сады камней невелики по размерам, но во много раз меньше их японский бонсай , что в переводе обозначает «дерево на подносе». Люди, храня в душе безграничное уважение и восхищение природой, но при этом не имея земельного участка, научились выращивать миниатюрные деревья даже в цветочных горшках.

[слайд 23] Знаете ли вы, что такое хайку? Так называются японские лирические стихи. Поэта, сочиняющего хайку, называют «хайдзином».
[слайд 24]В хайку - 3строчки. В первой – 5 слогов, во второй – 7, а в третьей – 5. Я прочту вам несколько примеров хайку, которые сочинили современные дети, и мы с вами тоже попробуем сделать это [слайд 25] (примеры). Импровизация стихов.

Вы сегодня ознакомились с культурой стран Дальнего Востока. По ходу урока освежили свои знания, открыли для себя другой мир с его незнакомыми традициями и понятиями. Но и в других странах живут такие же дети, как вы, многие из которых так же учатся в музыкальных школах и играют на музыкальных инструментах. Послушайте фрагмент записи концерта маленьких гитаристов (видео) [слайд 26]

А сейчас возьмите в руки контроллеры и выбирайте правильные ответы в проверочном тесте.

Домашнее задание – составить кроссворд по пройденной теме и сочинить хайку


Категория: Уроки, конспекты | Добавил: marina-klementi2012
Просмотров: 2269 | Загрузок: 63 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 1
Полезная статья. Много справочного материала. Интересное домашнее задание: сочинить хайку и составить кроссворд

Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 22.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог